Однажды, когда в начале учебного года я пришла учить четвероклассников, я взяла сразу три параллели. Тогда дети в начальной школе учились три года, а в четвертом классе их уже учили учителя-предметники.
Я долго работала в старших классах, и от малышей немного отвыкла. В двух классах я нашла взаимопонимание, но в одном оказались такие неспокойные дети, что я стала искать способы их дисциплинировать. Строгость - не мое качество. Я люблю, когда дети чувствуют себя на уроках свободно! Не разболтано, нет, а вот именно свободно!
-Мы встретились для того, чтобы я помогла Вам узнать новое, а вы пришли на урок работать. Учеба - это тоже труд! И нелегкий!
Мои призывы в двух классах были услышаны, а мои мягкие замечания: "У нас не принято на уроке так себя вести!" - достигали цели.
В четвертом "г" классе это не действовало!
Кабинет истории был рядом со школьной столовой. Рядом был холл. И хотя отпускать школьников с урока до звонка категорически запрещено, я решила рискнуть. И однажды объявила, что самого дисциплинированного ученика я отпущу с урока пораньше. Сделала такое объявление я в начале урока. Оно стало действовать буквально в ту же секунду. Мои тридцать десятилетних учеников сели ровненько, спинки стали держать, притихли и не пропускали ни одного моего слова. Я не потеряла ни минуты урока. Каждая его минута была продуктивной. Мы успели и выслушать ответы одноклассников, и послушать объяснение нового материала, и поработать с контурной картой, и сделать опорную схему в рисунках по предложенному тексту.
Удивительно, но у меня осталось несколько минут свободного времени. Вот и решила я подвести итоги нашего конкурса на самого дисциплинированного ученика на уроке.
Я так увлеклась работой на уроке, что, честно говоря, и забыла о том, что мне нужно определить самого дисциплинированного ученика!
Я посмотрела на своих замечательных ребятишек и предположила, что лучше всех вел себя на уроке Вася.
-Нет, - сказала Соня, - он оборачивался к Ване и подсматривал у него схему.
Кандидатура Васи была отвергнута.
Тогда я назвала Катю.
-Нет, сказала Соня, - она уронила карандаш на пол и подняла его без Вашего разрешения.
Тогда я сказала, что хорошо себя вел на уроке Костя, как мне кажется.
-Нет, - сказала Соня. - Он под партой ногой дрыгал.
-Дрыгал? - спросила я Костю,
-Дрыгал, - шмыгнув носом, грустно сказал Костя.
-А кто же вел себя безупречно? - спросила я ребят.
И все почти хором сказали, что лучше всех вела себя Галя, самая тихая девочка в классе.
Вот она и была отпущена за минуту до звонка.
-Ох, как я устала сегодня! - сказала Соня, когда прозвенел звонок.
И я её поняла. Больше я таких конкурсов не объявляла. Я стала делать для шумных моих ребятишек маленькие паузы в уроке. Если они уставали, я предлагала им послушать тишину. И мы замирали и слышали шум проезжающих машин, и звон посуды в школьной столовой, и шаги нашей нянечки в школьном коридоре. А потом я продолжала урок тихим и спокойным голосом.
Через полгода к нам в класс прибыл новый ученик.
-История! Сейчас повеселимся!
-Ты что? У нас не принято на уроке истории так себя вести! Приготовь лучше все необходимое к уроку. Наша учительница не начнет его, если у тебя на парте не будут лежать ручка, дневник, учебник и тетрадь.
Я случайно услышала эту фразу, и она меня обрадовала!
На Соню я смотрела всегда с некоторой опаской. Бедная девочка! Это так трудно отвечать не только за себя, но и вести так пристально наблюдения за дисциплиной своих одноклассников!
Костя ведь сидел не впереди, а позади девочки. Как можно было заметить его движения ногой под партой? Для меня это навсегда осталось загадкой! Ну и ну!