Новопровинциал теа первобытный

Антон Данилец
Рисунок: Стива Данильца НОВОПРОВИНЦИАЛ
И завтра…
Неотвратимо – пришло…
Великий немой и торжество Матрицы…
Были опубликованы…
Их, начали читать…
А приступить, к развитию основной линии…
Которая, о лаборатории Абсолютного Времени и мирового пространства…
Не хватает решимости…
Каждый день…
Закончив дневной урок заказухи…
Я медленно иду к тому…
По тенистым калининградским улочкам…
С «обратной стороны» зоопарка…
Перехожу речушку – овраг, по странного виде лестнице – мостику…
Здороваюсь, с горным винторогим козлом…
Кстати,
- o propos…, - оговариваюсь я на латыни.
Не случайно…
- Как зовут этого замечательного козлика?
Меня, конечно же не интересует, кличка, написанная работниками зоопарка, на его вольере…
Он…
Мой друг…
И я…
Назову, его сам…
Повторю подвиг первочеловека Адама…
Ведь, Бог – Творец, сразу же, как только создал его (Адама), тут же и дал ему такое ответственное поручение…
Назвать –
- Все живое…
Адам – старался…
И – назвал…
Таки…
Даже – Женщину,
Которую, как мы уже выяснили, Господь прислал ему (Адаму), для заполнения культурного досуга…
Мы же помним…
Что функция размножения, в начале Творения…
В общем-то – не предусматривалось…
Адам и сам по себе…
Был – бессмертный…
Прямо, как Кащей…
Но, таинственное грехопадение…
Поистине, ставшее мне непонятным…
Привело к резким изменениям…
Короче,
Библейское повествование постулировало нам истину о двуединстве человека, которое может быть реализовано в брачном союзе мужа и жены, которое по своей сути и смыслу является союзом равносущных и соединенных любовью.
Но даже и само грехопадение не изменило сущности человеческого брака.
Ибо «Оставит человек отца и матерь свою и прилепится к жене своей, и будут два одна плоть». (Книга Бытия. 2, 24).
Ну, об этом, я уже писал.
- Не будем повторяться?
- Правильно – не будем!
Иисус Христос – Сын Божии, явленный Богом – Отцом, Творцом и Вседержителем, для искупления первородного греха человека, таким же образом во время Своей земной жизни приводит похожее изречение: «И будут два одной плотию, так что их уже не двое, но одна плоть». (Евангелие от Матфея. 19, 5-6)
Но, следующей проблемой, которую встает перед нами, в этом случае - вопрос о происхождении всего рода человеческого от Адама и Евы.
Это положение, конечно же, очень важно, так как утверждает единосущие всех живущих на земле людей. «От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли». (Деяние Апостолов. 17,26) «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили». (Послание к Римлянам. 5, 12) «Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так и правдою одного всем человекам оправдание к жизни». (Послание к Римлянам 5, 18)…
- Стоп! – резко сказал я себе…
Тем более, что давно уже прошел…
Вольер с горным козлом…
- Пусть, он будееееетттт…. – вопрос, требовал быстрого решения.
- Алеком…!!! – решил я…
- Что – производное, краткое. Уменьшительное – от величественного Альдебарана…, - мысль, была сомнительная…
Но, зоопарковому горному козлу…
Не оставалось ничего, коме как, остаться Алеком, на всю свою дальнейшую козлиную жизнь…
А дальше…
Я снова шел…
По улице Чайковского…
И…
Приветствовал зоопарковых Зубров…
- Эти красавцы, явно имели в себе, что-то барское…
Назвать их «просто так», с кондачка…
Было просто невозможно.
Так что – тема для новой беседы с Теа-троллем, появилась сама собой.
Нет, конечно же это не тема:
- Как называть Зубров?
Тема продумана мною была куда глубже…
Первобытное искусство…
Ну вы же помните все…
Наскальная живопись, поверженные мамонты, бизоны, зубры…
Триумф неандертальца и кроманьонца…
Вымирание реликтовой живности…
Мамонтов, зубров, бизонов…
Впрочем…
С бизонами было несколько позже…
Их, благородные белые колонисты Американского континента, просто отстреливали, выбивали, уничтожали…
Как «кормовою базу» коренных американских жителей – индейцев…
Пример первого изощренного геноцида «нового» времени…
Который. В частности, в числе многого всего прочего. Привел, к появлению Голливуда и торжеству Матрицы…
Ну, в общем…
Я принял волевое решение…
- Завтра, с Теа-троллем, о первобытном искусстве…
И – точка.
И вот, завтра наступило…
И снова, 17-00…
И снова – дымящиеся чашки с «ирландским виски»
И снова – коротенькая словесная разминка Теа….
- Ну. Знаешь, Данила, - снова, Теа начинал. Медленно, как бы, нехотя…
- Почему то многие ученые первобытное искусство, называют примитивным.
- Но ведь они соглашаются с тем, что само обращение людей первобытного общества к искусству, как совершенно новому для них виду деятельности, стало величайшим событием в истории человечества, наряду с обретением огня, появлением разделения труда? - я снова сказал – задал традиционный наводящий вопрос – реплику…
Который, как бы «подводил черту» под словесной разминкой Теа…
И, начался очередной его длинный монолог…
- Первобытное искусство при этом охватывал все континенты, кроме разве что – Антарктиды. Хотя и там может быть найдутся следы доисторического творчества человека, когда этот континент будет исследован в большей степени и может быть, освободится ото льда.
Первобытное искусство, не стало еще в полной мере достоянием прошлого. Так как есть на Земле еще отдаленные уголки, племена в которых продолжают практиковать эти виды искусства в своей жизни.
Поэтому, говоря о первобытном искусстве, нам следует говорить о том, что это искусство вобрало в себя первые осознанные представления о мире, их окружающем. И вряд ли стоит называть его примитивным, скорее – изначальным, базовым.
С твоего разрешения, Данила, это и будет гипотезой нашего сегодняшнего исследования. Ведь первобытное искусство вобрало в себя множество функции и задач, которые впоследствии стали базовыми и для древнего, и для средневекового, и для классического, и для современного искусства. В том числе: сохраняло и передавало знания и навыки, позволяла людям общаться друг с другом.
В общем, искусство в первобытном мире стало столь же универсальным орудием духовной культуры, сколь был универсален заостренный камень и палка в трудовой деятельности первобытного человека.
- Ты не против, сказать несколько обобщающих слов, «в начале»? – мне снова хотелось обратить нашу беседу, в статью… и я пытался построить беседу с Теа, таким образом.
- Да-да…, - он, как будто, отмахнулся от меня…
Ведь остановить его теперь, было бы весьма трудно…
- Некоторое время назад ученые подразделяли первобытное искусство на пещерную натуралистическую живопись, скульптуру, схематические знаки и геометрические фигуры. Подразумевая, что они имеют различное время появления. Но теперь, подавляющее большинство исследователей древнего искусства предполагают их возникновение приблизительно в одно и тоже время.
Это убеждение связано с тем, что одно из древнейших изображений, обнаруженных на стенах пещер, которое относится к эпохе палеолита, воспроизводит одновременно: - оттиск руки человека, окруженный и беспорядочным переплетением волнистых линий.
Эти геометрические, абстрактные линии были так же «продавлены» автором произведения по сырой глине пальцами, наверное, той же руки, что оттиснута на нем.
Таким образом, мы можем предполагать, что в момент зарождения первобытного искусства, отношения человек с окружающей природой стали формировать новое восприятие мира.
Конечно же, это осознание не могло быть научным, ведь тогда просто не было и не могло быть философов и ученых, которые посвятили бы себя и свои силы исследованию природы и общества. Но осознание это – происходило и было стихийным, а потому и доступным в восприятии всем членам первобытного сообщества.
И такое, всеобщее, стихийного осознания, требовал конкретно-образного воплощения. Абстрактное, в это время еще не выделилось из конкретного, из реальности. Подтверждением этого могут стать древние языки, которые возникли во времена первобытного общества и тогда же еще обрели её письменное воплощение – письменность.
Так, шумеры, обозначали понятие – глагол «открыть» буквальным словосочетание «дверь толкнуть». «Убить» же для шумера было - «голову палкой ударить». То есть абстрактное понятие скрывалось первобытными людьми за конкретным образом, живым действием.
Но все-таки древние земледельцы и скотоводы чем-то отличались от своих предков: собирателей и охотников. И это нашло отражение в первобытном искусстве. А именно в той образности, которое стало теперь для людей основой мировосприятия. Поэтому, кстати, можно уверенно сказать, что в первобытном обществе место и роль искусства было значительно более важным, нежели теперь. Поэтом, мы может уверенно говорить, что при отсутствии абстрактной науки именно искусство полноценно вмещало в себя весь практический опыт познания человечеством мира.
Первобытный художник, создатель наскального рисунка - картины, отлично знал поведение и повадки изображенных тут животных. Он видел мельчайшие их черты, которые не увидел бы наш современник. Но, первобытный художник использовал так же и отличную «технику» живописи, в которой смог моделировать пластику изображенных животных неровностью скалы, её впадины, выпуклости, неровностями. Изображение и его основа, как бы живут и дышат вместе.
То, что современному зрителю может показаться орнаментом, на самом деле представляет «условное» обозначение волос, шерсти, перьев. Просто они так же, не выделились еще в абстрактный орнамент и не отделились еще от конкретного предмета-носителя.
Связь с природными формами мы можем найти и у орудий труда, и у других изделий первобытных мастеров. Конечно же, наиболее древние из них были просто оббитыми камнями, но, постепенно, они стали приобретать формы, отличие от тех, которые можно видеть в природе.
Хотя, люди все же и продолжали сохранять что-то из созданного природой неизменным. Так, к примеру, украшения из клыков и зубов зверей, не обрабатывались намеренно.
Рог оленя очищался от всех отростков, оставался только один, который использовался как копьеметалка. Сосуды первобытными людьми делались из коры деревьев, широких листьев растений, шкур животных.
В этих чертах первобытного искусства, которые относятся к восприятию природа и следованию за ней, внимание к изменению форм, конкретным явлениям мы видим только постепенно следование, осторожное нащупывание первобытными авторами того, что сейчас мы называем постоянно повторяющимся признаками – закономерностями.
Однако, мир первобытных оседлых земледельцев стал другим. В это время. Зрителю представляется уже внутренне осознанный орнамент. Фигуры людей и животных на гладких стенках сосудов и стена жилищ, ритмически повторяются.
Орнамент имелись, по всей видимости, и на тканых материалах: коврах и тканях, которыми пользовались первобытные земледельцы.
Появление абстрактного орнамента говорит нам о том, что первобытные люди открыли для себя (и для нас) устойчивые черты в строении создававшихся ими вещей. У людей каменного века появляется возможность и способность отвлечься от конкретной реальности. И уловить, при этом, общие черты в разнообразии мира.
В орнаменте мы обнаруживаем измерения и числа. Из этого, кстати, мы можем сделать конкретный вывод о том , что древние земледельцы Передней Азии, считали «три» и «четыре», исключительно важными и даже сакральными. Мы видим в первобытном искусстве черты распределения мира в плоскости – четырехугольник, в котором есть центр – племя автора и периферия по направлениям «север», «юг», «восток» и «запад».
В вертикально распределении мир состоял из трёх зон: небо (верх), обитель светил облаков, источник «небесной влаги», серединный мир – земля и все её население, подземный мир – место жительства для почивших предков, которые, впрочем, могут оказываться и на «небе».
Так Мир, стал структурироваться на такие главные ориентиры или зоны:
Четыре по плоскости,
Три по вертикали.
Наблюдение в искусстве, таким образом, становились основой для воплощения абстрактного мировоззрения и вполне конкретных строениях вещей, планировках жилищ, созданий и выполнении сакральных ритуалов и обрядов.
Орнаменты так же стали первыми прообразами письменных знаков. Письменности. Ведь сейчас нам известно, что знаки и пиктограммы древних письменностей, являются именно – изобразительными. То есть, они не писались, но именно, изображались, рисовались.
При этом, рисунком ноги обозначалось понятие – «ходить», солнце – «светить» и т.п.
В целом же орнамент в первобытной живописи должен был служить человеку тем чтобы: «отгонять» от него «злые» силы, укрепить от болезней и т.д., привлечь добрые силы, вызвать дождь, , дать здоровое, сильное потомство и т.д..
Ну и, конечно же, орнамент становился как бы паспортом идентификатором, позволяющим узнавать членов одного рода, обитателей одного селения.
- Слушай. Теа…? – я снова выступил с традиционной разбивкой…
- А когда. собственно, все это было…


- Тридцать тысяч лет назад, - Теа, как будто бы ждал моего вопроса…
И монолог Теа, продолжился без перерыва…
- Во время, которое мы называем теперь «палеолитом» (древним каменным веком) появились первые известные нам произведения первобытного искусства.
«Палеолитические Венеры» - женские фигурки, выполненные в «примитивной» технике, как раз относятся ких числу. Задача авторов этих произведении состояла не в воспроизведении конкретной модели, но создании обобщенного образа женщины-матери, символа плодородия, хранительницы очага.
Помимо женщин палеолитические авторы изображали зверей, мужские же изображения встречаются в этот период крайне редко. Палеолитическая скульптура выполнялась из камня или кости.
В пещерной живописи палеолита выделяют несколько периодов
С XXX тысячелетия до н. э. внутренние контуры рисунков заполнялись чёрной или красной краской. С XVIII и по XV тысячелетие до н. э. живописцы больше внимания стали больше уделять деталям и получили дополнительные цвета.
В XII тысячелетии до н.э. первобытное искусство пещерной живописи достигло расцвета. Эта живопись уже передавала объём, перспективу, цвет и пропорции фигур, движение.
Средний «каменный век» или мезолит охватывает период от XII—VIII тысячелетия до н. э.
В живописи появились новые модели: животные и рыбы. Усовершенствовались орудия труда, появилось оружие. Теперь художники изображали людей в стремительном движении, связанные достаточно сложными, многофигурными композициями и сценками. Появились новые краски и сюжеты, в том числе, сцены охоты. Причем охотники и животные в них уже были накрепко связаны энергичным динамическим и увлекательным действием. К это же времени и относятся первые живописные батальные сцены Зато женщины в искусстве мезолита, статичны и безжизненны. Большим эпическим наскальным произведениям, пришли более малые формы. Но человек в них стал – воплощенным действием, движением.
Неолит (новый каменный век) пришелся на 5000—3000 гг. до н. э. Это было время таяния ледников, которые вновь привели в движение народы\ Новые пространства стали доступны новые пространства. Межплеменная борьба усилилась и для людей, главной опасностью, стали другие люди. Наскальная живопись, при этом, стала более схематичной и условной.
В III—II тысячелетиях до н. э. появились мегалиты, которые представляли собой сооружения из огромных каменных глыб. Хотя назначение тих доисторических сооружении не известно, но они продолжаю привлекать все новых и новых зрителей уже и в современную эпоху. Таки является, например, знаменитый Стоунхендж (II тысячелетие до н. э.), разместившийся недалеко от города Солсбери в Англии.
Схематизм искусства неолита включает вместе со стилизованными рисунками людей и животных, различные геометрические фигуры, ампирные изображения оружия и средства передвижения. Зато живая природа отходит у неолитических художников на «второй» план.
Сегодняшняя беседа НОВОПРОВИНЦИАЛА с Теа, не была длинной.
Я начал, подводить черту, задолго до времени. Когда припозднившиеся выпивохи в «Поварешке», начнут замирать в необычнх позах, над своими, еще не допитыми рюмками….
Ведь мне – сегодня…
Надо было, еще дописать статью…
А главное,
Дать имена – Зубрам…
Я подчитал Теа, финал свое, почти написанной уже статьи, который я тут же, на месте, прикинул на КПК…
- Теперь можно уверенно говорить о том, что первобытная культура и искусство вобрали в себя огромный период развития человечества, в котором изначально еще только полуживотные-полулюди могли еще едва делать простейшие орудия из камня, жившие в пещерах или в примитивных навесах-шалашах, и в конце – люди, которые научились охотиться, заниматься земледелием, разводить скот; строящие дома, которые наполнялись сделанной этими же людьми утварью, первыми металлическими орудиями труда.
В начале своего пути это были люди, практически не умевшие говорить, а в конце – творцы сказаний и эпосов, понимающих и осознающих разнообразие окружающего их мира и осознающих своё неповторимое место в нём.
В начале, фактически полуобезьяны, радующиеся уже только тому, что сыты в данный момент и в конце, создатели и участники сложных ритуалов, культов, обрядов, в которых они обращались уже к созданным ими самими сверхъестественным покровителям.
В начале, они оставались существами, живущими небольшими группами – семьями, которые управлялись преобладающим самцом, а в конце, основатели и члены сложных сообществ: родов, племён. Которые возглавлялись уже не самыми сильными и преобладающими, но уважаемыми и мудрыми прародителями.
О начале и конце первобытного периода развития человечества можно говорить долго, но главное для нас, состоит в том, что этот колоссальный путь человечество прошло вместе со своей культурой, искусством, и стало могущественнее и лучше во многом, благодаря именно ему.
Таким образом, первобытное искусство сыграло в жизни первобытного общества важнейшую роль. Оно в большой степени определило его историю и культуру.
Человек как будто бы обрел власть над временем, когда научился создавать изображения: скульптуру, графику, живопись.
Новая форма бытия человека, как будто бы отобразилось в воображении человека.
Поэтому, искусство и культура первобытного общества в полной мере можно назвать именно, базовым, изначальным, а вовсе не примитивным искусством.
Теа, внимательно выслушал…
И – одобрил…
Ему, вообще, нравилась моя манера, излагать, на «бумаге»…
И мы – пошли давать имена, удивительным калининградским Зубрам.