Сначала я подумал, что всё это выдумки

Сергей Владимирович Рыжков
Путевые заметки 1999 года
с участием автора

____В октябре 1999 года, мне пришлось совершить переезд из Бишкека в Тольятти на своем автомобиле. Автомобиль был куплен в 1988 году, когда я жил в России. Переезд - дело серьезное и к поездке я готовился основательно. Машина немолода, третий круг на спидометре начался, мотор без капремонта. Особое внимание уделил выбору маршрута. Беспокойство вселила в меня статья в журнале "За рулем" о транзитных маршрутах Казахстана. Здесь кроме традиционных мелких поборов был назван сбор за транзитный проезд через Астану в размере 100 экю с машины ($110). Я опросил всех, кого смог. Получилось, что это достоверный факт. Пришлось проложить маршрут в обход Астаны, через Павлодар, Омск. И вот настало то мрачное сырое утро, когда моя машина с мигающим левым указателем поворота скрылась за углом и исчезла из поля зрения родственников, провожавших меня. Граница с Казахстаном через полчаса после начала движения., "Русское радио" вещает "как упоительны в России вечера".
____Люди в камуфляже на киргизской стороне вообще не удостоили меня вниманием. На казахской стороне человек в камуфляже без оружия жестом руки (!?) пригласил меня к беседе. Ну вот, думаю, началось! Но тот доброжелательно поинтересовался "откуда и куда", посмотрел мой паспорт и пожелал счастливого пути. В недоумении я поехал дальше. Позвольте! А где же обещанные поборы, декларации, многочасовые задержки, экологи,... рэкет в конце концов! Это что, все выдумки?
____Никому не нужный я проехал 300 км. Выезжаю на трассу, соединяющую две столицы - бывшую и настоящую - Алма-Ату и Астану. Местечко это называется Бурыбайтал. Опять человек в камуфляже жезлом предлагает остановиться, проверяет документы и ... передает мое "дело" лицу кавказской национальности безо всякой формы и знаков отличия. Тот скороговоркой сообщает мне следующее: "Что? Плохо жилось в Бишкеке? В Россию собрался? Щас мы тебе сделаем Россию! Все покажешь, и двери вскроем и крышу, все найдем, наркотики, деньги, оружие! Выкладывай все вещи на землю!" С этими словами и моими документами удаляется.
____Степь, солнце, ветер...
____Мне предлагают убрать машину с дороги и поставить ее на придорожном бугре для досмотра.
____Предлагаю "кавказцу" книгу с дарственной надписью автора. Тот смотрит на меня, как на ненормального. "Показывай, где у тебя деньги лежат. Штуку давай на дорожку" (1000 теньге). А чтобы я быстрее расставался с деньгами, торопит: "Давай скорее, а то сейчас вторая смена заступает, они тебя до вечера продержат". Спрашиваю: "А дальше меня будут останавливать?" Отвечает: "Нет, дальше не будут, дальше нет никого... Стой! Дай-ка еще 100 рублей!" Отдаю.
____Однако посты следуют один за другим через 3...5 км, но меня почему-то не останавливают. Сарай (по другому его не назовешь) с вывеской "Экологический пост" заставил меня вздрогнуть, но два "эколога", сидевшие на корточках у крыльца, лениво проводили меня взглядом, даже не пытаясь подняться. Радиосвязь! - подумал я.
____Вся дорога вдоль красавца Балхаша усыпана колесами, жизнь которых оборвалась на здешних выбоинах. Если впереди на дороге показались черные резиновые следы экстренных торможений, веером разбросанные по всей ширине дороги, значит нужно снижать скорость и быть готовым к любым неожиданностям. Одну из ям я прозевал и погнул обод так, что бескамерная шина выпустила воздух. Иногда по обе стороны дороги встречаются остовы автомобилей, - некоторые обгорелые и ржавые, некоторые просто разобранные.
____Примерно через 100 км после первого "досмотра" другой человек в камуфляже опять предлагает остановиться и спектакль продолжается. Главных действующих лиц, как и в прошлый раз, двое: "Справедливый" и "Добрый". "Добрый" проверяет машину, документы и уже протягивает их назад мне, но вдруг, спохватившись, отдергивает руку и говорит: "Закрывай машину, пошли!" Заводит меня к "Справедливому" в будку (по другому это сооружение не назовешь). "Справедливый сообщает мне, что я нарушил Закон о... , кладет мои документы в сейф и жестом предлагает уходить (!?). Не понял! - думаю я. Но тут в разговор вступает "Добрый": "Да ладно, что ты, парень щас заплатит штраф, да и все!". Берет меня под локоток и выводит в предбанник будки. "Ну что, Серега, три штуки сделай нам и едь дальше, а?"
____Начинаю торг, хотя вести его трудно - большую ошибку я допустил, взяв в дорогу теньге 2000-ными купюрами. Мое предложение с книгой тут же отвергается (глупый же я). "Добрый" предлагает: "Ну ладно, пошли посмотрим, что у тебя в машине есть". Увидев десяток помятых листов писчей бумаги, оживился:
____- А это что, бланки?
____- Да нет,- говорю,- просто бумага.
____Не спрашивая разрешения взял штук семь (я же говорю "Добрый", другой бы все десять забрал!).
____- А это что?
____- Автосторожа.
____- Шесть штук?
____- Нет пять.
____- Давай! И еще две штуки давай (2000 теньге) и едь дальше.
____Уходит в будку. Из конспиративных соображений я закладываю купюру в Страховой полис и иду следом.
____- Что, доят? - спрашивает какой-то человек на дороге.
____Мычу что-то невнятное, опасаясь что этот человек "с их стороны" - фильтрует недовольных для особого разговора. "Добрый" показывает "Справедливому" мой Страховой полис в развернутом виде. Тот вопросительно смотрит на "Доброго" (дескать почему не три штуки?). "Добрый" кивает на добычу в виде писчей бумаги и автосторожа. "Справедливый" одобрительно кивает, возвращает мне документы, оба улыбаются, крепко жмут руку, хлопают по плечу, желают счастливого пути.
____Как же все-таки противно унижаться перед подонками!
____Думаю: если дело так пойдет дальше, они у меня все деньги отберут. Разрабатываю легенду. Переодеваюсь в грязную рабочую одежду, в которой всегда ремонтировал машину, чтобы было видно, что я нищий и ограбленный. Деньги спрятал подальше, оставил немного мелких теньге в кармане, чтобы трясти ими перед "лицом просящим".
____От Балхаша до Караганды дорога просто ужасная. Идет ремонт. Объезды то справа, то слева. Пыль стеной, видимость плохая, скорость 30...40 км/ч. В Караганду въехал уже поздно, когда служащие на постах пили чай (и наверно подводили итоги дня). Я воспользовался этим и беспрепятственно проскочил Караганду. Здесь водитель бензовоза подтвердил, что за проезд через Астану берут немалые деньги. На Павлодар выехал в боевом, и даже несколько агрессивном, настроении. И только вскрикнула напуганная птица, да шарахнулся в сторону путник запоздалый, увидев как со свистом пронзает ночную мглу казахстанской степи белая "девятка" с табличкой "транзит", из открытого окна которой доносится песня: "Ты добычи не дождешься, черный ворон, я не твой".
____Так оно и случилось. Только на таможне перед Омском человек в форме опять объявил мне, что я нарушил Закон о... и должен уплатить штраф. Я скороговоркой, как тот "кавказец", выпалил ему заготовленную пламенную речь о том, как я ехал, как у меня все отобрали и т.д. и т.п. Тот выслушал не перебивая и... выпустил меня из Казахстана.
____Я бы не хотел, чтобы у кого-нибудь сложилось впечатление, что я остался в обиде на казахстанскую таможню. Во-первых, все познается в сравнении, а во-вторых, цыплят по осени считают. Поэтому выводы делать рано.
____В Россию впустили так же легко, как и в Казахстан. На этот раз мой подарок в виде трех книг был оценен высоко. Через несколько километров - так называемый "переход". Здесь много машин и людей, но среди них ни одного "Доброго", все "Справедливые". Для того, чтобы задекларировать чемодан с одеждой мне потребовалось "всего" два часа. Замерз, как не знаю кто. В техпаспорт мне вклеили маленькую бумажку, страшный смысл которой, делающий бессмысленной всю мою поездку, стал ясен мне значительно позже.
____Прохожу Омск, беру курс на Петропавловск. Это опять территория Казахстана. Въезд и выезд с нее мне показались символическими, но разрешение на временный ввоз автомобиля (коего мне не дали на первом въезде в Казахстан), я все же взял. Стоимость его пустяковая - 50 теньге. Выезжая вторично из Казахстана, беру бензин А-76 на все оставшиеся теньге, ведь больше они мне не нужны. Получилось аж 45 литров!
____При втором въезде на территорию России я не волновался, ведь все бумаги уже оформлены, два часа на морозе я отстоял. Но меня останавливают и предлагают зарегистрироваться в рядом стоящей будке. Дело вроде бы пустяковое, но «регистратор», выслушав меня, предлагает мне пройти в кабинет № 4. Иду туда, там очередь. Стоя в очереди, размышляю о том, о сем. Потом обращаюсь к хозяину кабинета № 4: дескать, я уже все документы оформил и нельзя ли мне ехать? Слышу в ответ: «Конечно можно!» Сажусь в машину и еду. Оказалось, что я никому не нужен. Навстречу мне перед шлагбаумом стоят КамАЗы и другие «траки». Считаю... 60 штук. Ну как тут не вспомнить заслуживающую уважения оперативность казахстанских таможенников!
____Постепенно начинаю ощущать, что октановое число бензина, залитого на выезде из Казахстана, оказалось значительно ниже 76. А-76 мне был хорошо знаком, два круга спидометра на нем проехал. А это оказалась баланда, которая легко детонировала даже при умеренных нагрузках. Стало нельзя пользоваться пятой передачей и превышать 80 км/ч. А простейший расчет показывал, что этой баланды мне должно было хватить на 750 км! Этот отрезок пути своим дальним краем "нахлестнул" Урал. А Урал не терпит легкомысленного отношения к себе. Я знал, что в горах с плохим бензином делать нечего, но сливать его на землю не стал. Во-первых, было жалко истраченных денег, во-вторых, слить бензин из бака "девятки" можно только выкачав его бензонасосом, а это долго, да и опасно, ибо горячий коллектор прямо под бензонасосом. И в-третьих, вспомнил призыв, который раньше видел на дороге возле Барнаула: "Береги природу мать твою".
____В муках прошел значительную часть Урала на этой баланде. Поздно вечером, взобравшись на очередную вершину на второй передаче, увидел, что дальше ехать нельзя: плотный туман стоит стеной, буран, холод, все в снегу, видимость не более 15 метров. Ехать дальше - безрассудство. Изредка из тумана, как из стены, являются КамАЗы. Их водители осматриваются по сторонам и затем кто остается здесь же на площадке, кто уходит дальше на спуск. Уходить в туманную стену никто не хочет, площадка постепенно заполняется. Вспоминаю В.Высоцкого "...к ночи точно занесет, так заровняет, что не надо хоронить". Спустился назад на 8 км и сделал привал.
____Ночью разбудил шум прогревающегося дизеля. Часы стоят, время неизвестно. Прогреваю мотор и опять на штурм вершины. Баланда кончилась на подъеме перед поворотом. Переливаю АИ-93 из канистры в бак и открываю капот, чтобы закачать бензин, а там... Мама моя! Целый букет сюрпризов! Бензопровод от бензонасоса до карбюратора весь мокрый, в бензине. Это ведь не только увеличивает расход бензина, но и вообще сгореть можно! Начинаю снимать фильтр, чтобы добраться до бензопровода, и вижу, что на дне его лужа масла. Нижняя резинка фильтра в масле, на картоне в одном месте масляное пятно по всей высоте фильтра. В двигателе масло по нижней метке щупа. Ночь, темно, ветер, проезжающие мимо КамАЗы воздушной волной раскачивают машину. Для полного счастья не хватает пробитого колеса, да пустой канистры без шланга.
____Убираю масло из "кастрюли", вытираю фильтр, нахожу трещину в бензопроводе возле края штуцера бензонасоса. Бензопровод свободной длины не имеет, поэтому обрезаю его поврежденный конец на 7...8 мм и надвигаю на штуцер бензонасоса до упора. Таким образом, трещина оказалась на штуцере. Другой конец тоже сдвинулся, но это было не критично. Затянул хомуты, завел - не течет. Через 70 км круглосуточный магазин. Покупаю метровый бензопровод (других нет), вырезаю фрагмент, делаю замену. С сожалением выбрасываю родной бензопровод в мусорный бак - все родные детали служат добросовестно и по много лет в отличие от сегодняшних запасных частей.
____Начав движение, думаю: куда девать оставшийся шланг. По-моему если бы они порезали длинные шланги на короткие, требуемой длины, и продали бы их по червонцу, то получили бы навар в три раза больше! Темнота... :-) И покупателю было бы выгодно. А зачем мне столько много шланга. Ведь мне его на 50 лет хватит! Ну да ладно. Теперь бензопровод в порядке, но причины выброса масла в воздушный фильтр так и остались загадкой для меня. Газовая струя из системы вентиляции картера была обычной.
____Таможенная тематика между тем незаметно сошла на нет. Перед уральским городом с кратким названием Сим я совсем потерял бдительность и забыл одно важное правило: не останавливаться на пустом месте, особенно если там стоит человек, или несколько человек (уже ведь был такой опыт). Проехав метров 100 за человека "неопрятного вида", тормозившего встречные машины, я остановился, чтобы перелить бензин из канистры в бак, и не заметил, как этот человек оказался рядом со мной. Желто-зеленое побитое лицо, ничего не выражающие глаза, телогрейка, шапка - все навевало воспоминания о книге "Один день Ивана Денисовича".
____- До Сима возьмешь?
____Отвечаю:
____- Ты же в другую сторону хотел ехать!
____Тот опять:
____- До Сима возьмешь?
____Говорю:
____- Как хочешь, дело хозяйское!
____Благо все двери кроме водительской заблокированы. Сажусь и делаю резкий старт, пока "попутчик" не затолкал мне напильник в бок. Вспоминаю, как в одной из предыдущих поездок через Сим одна аборигенка так расшифровала название города - Самое Интересное Место. Не берусь утверждать, что "самое", но то, что "интересное" - это точно! Интересно и другое: жительница Москвы - москвичка, а жительница Сима - симка?
____По всей Башкирии вдоль дороги стоят железные "журавли" и "клюют" землю - видимо нефть качают. Каких только материальных ценностей в них нет. И электродвигатели, и шкивы, и ремни, стальные железяки и тросы. Все крутится, движется. И что интересно, никто не подходит и не проявляет интереса к ним. В том регионе, откуда я ехал, всем этим журавликам через два дня "металлисты" бы ноги приделали. И не нефть бы они качали, а просто держали бы путь в Китай в виде медных слитков и черного лома.
____Цель все ближе, а я все никому не нужен. Встречные водители заблаговременно предупреждают светом фар о том, что за бугром засада. Поэтому остановок нет, да и еду я, вроде бы, по Правилам (только сам не знаю каким...). Дорога от Урала до Самары позволяет не напрягаясь держать 90 км/ч на пятой передаче и расходовать около 6 л/100 км. Хотя в одном месте водители двух "русских траков" - КамАЗ-5410 недооценили опасность неукрепленной раскисшей обочины и опрокинули полуприцепы, оборвав их шкворни. Похоже дело было ночью. Сами "головастики" с помятыми кабинами стояли чуть поодаль на примыкающей гравийной дороге с тарахтящими дизелями. Как побитые петухи после драки, все взъерошенные искоса смотрят на обидчика.
____Но вот уже появились указатели с надписью "Москва". Вот поворот на Тольятти и ровная широкая дорога. Скорость держу 90, но другие, по-моему, едут 120. Темнеет, но мои транзитные номера еще хорошо видны инспекторам последнего поста перед въездом в город. Останавливают, проверяют документы, багажник, интересуются, не привез ли я наркотики. Объясняю, что наркотики я видел только в кино. На всякий случай слегка пинают бамперы. Дарю книгу и мы расстаемся друзьями. Ура! Я в Тольятти, на родине ВАЗов!
____На другой день сотрудник таможни разъясняет мне страшный смысл той маленькой бумажки, которую мне вклеили в техпаспорт при въезде на территорию России на таможне перед Омском. Оказалось, что это только мое личное мнение, что я - гражданин РФ от рождения - вернулся на Родину на своей машине, по их мнению просто имел место ввоз автомобиля из-за границы. И для того, чтобы получить разрешение на его регистрацию, я должен заплатить "всего" 30685 рублей! Мой автомобиль стал уже не мой автомобиль, а товар в количестве 1 мест, который подлежит доставке в тольяттинскую таможню, причем в течение месяца. Радость моя была безгранична! Чувства благодарности моим соотечественникам, питающим больное пристрастие к законотворческой деятельности, видимо нашли свое отражение на моем лице, потому, что встречные люди издалека обращали внимание на меня, смотрели с сочувствием и провожали взглядами.
____Убитый горем я стал менять масло в двигателе. Отвинтил сливную пробку, а оттуда полилось... масло красного цвета! Вспомнил 45 литров баланды, которую спалил в цилиндрах двигателя перед Уралом. Вероятно по этой причине масло и "опаршивело". Может быть и выброс масла через систему вентиляции картера как-то связан с этим, но механизм процесса так и не понятен мне. Наверно все же надо было слить ту баланду на природу мать мою. Залил Омскойл 10W/30 SF/CC и вновь... из открытого окна белой "девятки", возвращающейся с таможни, полилась песня: "Ты добычи не дождешься...".
____Назавтра опять еду в таможню со всеми документами вплоть до свидетельства о рождении. Там изучаем мою биографию и биографию моей машины. Выясняется, что я родился и много лет прожил в России, и машину купил в России, и всегда был гражданином России, и ряд других интересных моментов. В результате оказывается, что я могу зарегистрировать свою машину двумя способами:
____Первый: заплатив 30685 рублей - сумму, превышающую стоимость самого автомобиля.
____Второй: бесплатно.
____Я склоняюсь к второму варианту. Однако способность радоваться уже утрачена и все с той же кислой физиономией я запоминаю, что нужно сделать для этого.
____Еду назад. Вдруг, совершенно некстати, я вспомнил, что свежее масло давно заполнило все каналы и полости в двигателе, и надо бы посмотреть, что там на щупе по цвету, запаху и уровню. Пока я созерцаю прозрачное масло на щупе, ко мне подходит некто с лицом, которое очень похоже на лицо человека в телогрейке возле Сима. Но этот в коже, и ростом метра два. Братва!
____Да! Правду говорят, горбатого могила исправит. Уж сколько раз приходилось уносить ноги после остановки в чужом пустынном месте! Да только все не впрок. Между тем "браток" приветствует меня и ведет себя корректно и по-деловому, как врач-консультант в поликлинике. Он сообщает мне, что проезд для иногородних водителей по этой дороге платный, и что согласно действующему прейскуранту за проезд моей машины с учетом модели, схемы трансмиссии и возраста нужно заплатить 3500 рублей. Он не просил и не требовал, он просто поставил меня в известность. Я был вынужден отвлечься от процедуры проверки масла и осмотреться по сторонам. Оказалось, что я остановился в ста метрах от пришлого КамАЗа, который "братки" обрабатывали. Каким же невнимательным и беспечным надо быть! Старею... Между тем "браток" сидит в моей машине и выписывает мне... квитанцию об оплате, которая даст мне право беспрепятственного проезда во все последующие дни вплоть до регистрации машины. Понимаю, что возражать не только бессмысленно, но и опасно. Отдаю деньги и прошу угостить сигаретой. Тот живо откликается и бегом (!) бежит к КамАЗу. Иду навстречу. Гляжу несет мне пачку LM и отдает всю! За одну минуту "браток" снял с меня больше, чем все мои расходы за четверо суток пути вместе с затратами на бензин и взятками. Как говорится, игра по крупному. Когда я начал движение, то увидел, что КамАЗ разворачивается через разделительную полосу на 180 градусов и быстро набирает скорость. На дороге не осталось никого. Консенсус не достигнут,- подумал я.
____Вот и осень. Можно цыплят считать. Каждый, прочитавший эти строки, может и без моей помощи сделать правильные выводы. На маршруте, о котором шла здесь речь, дорога опасна сама по себе своим безобразным состоянием, опасна она и ее обитателями. К разбитым не обустроенным дорогам, по-моему, советские люди давно привыкли. Для преодоления этой беды требуются большие затраты и квалифицированные специалисты, которые бы не воровали. Это осуществить нелегко. Но повсеместное вымогательство на дорогах, появившееся при попустительстве людей, ответственных за порядок в стране, по-моему, можно изжить без больших затрат. Кто бы взялся за это. Все знают, что это есть, но ни никто не хочет этим заниматься.
____Теперь давайте вспомним один бандитский "прикол". Предлагают человеку купить кирпич за 1000 рублей. Если покупает - продают, если нет - бьют кирпичом по голове. А теперь скажите, чем отличается от "продажи кирпича" предложение таможни заплатить за разрешение на регистрацию автомобиля, много лет принадлежащего человеку, сумму, превышающую стоимость самого автомобиля? Те же таможенники привели мне примеры, когда люди в подобных ситуациях были вынуждены махнуть рукой на автомобиль.
____В заключение немного цифр. Пройденный путь 3682 км. Израсходовано 220 литров бензина. Средний расход 6 л/100 км.
____$175 - таможня и рэкет.
____$55 - бензин.
____$0,5 - расходы на себя. Купил пачку сигарет, да два литра кипятка.
____Удачи вам, друзья, на дорогах! Все равно ведь мы не можем не ездить!
-----------------------------------

© Goliaf, 2000 г.