Деймос. 2. Кот

Сергей Булыгинский
Деймос был опытным и осторожным котом. Согласитесь, чтобы выжить в городе, полном злых и суеверных людей, бешено мчащихся машин и собачьих зубов, чёрному коту одной удачи недостаточно. Тут нужна хорошая интуиция, ежесекундная бдительность и умение мгновенно реагировать на малейшую угрозу. Все эти качества не раз спасали Деймосу жизнь, потому он и дожил до одиннадцати лет, что удаётся далеко не каждому бездомному коту.
Своим именем Деймос был обязан старенькому профессору, жившему в доме, в подвале которого кот в жестокой борьбе с крысами и другими котами отвоевал себе жизненное пространство. Он, конечно, не знал, что по-гречески его имя означает Ужас. Именно это чувство испытал профессор, когда ранней весной в тёмном переулке ему прямо на шляпу с душераздирающим мявом шлёпнулся чёрный кот, сорвавшийся с крыши в ходе очередной разборки с соперниками. Потом они, впрочем, подружились, и кот часто приходил под окно профессора за кусочком колбасы или сосиски. Но имя, очень подходившее к его цвету в сочетании с пронзительным взглядом жёлтых глаз, в котором действительно чудилось что-то зловещее, осталось.
К сожалению, будь ты хоть трижды благоразумным и предусмотрительным, от ошибки не застрахован никто, и эта ошибка может стать роковой. В этот злосчастный день кот бежал знакомой дорогой через сквер и не предчувствовал беды. Ему оставалось только пролезть сквозь железную ограду и пересечь улицу, когда из-за угла вышел человек с бультерьером. Хотя собака была на поводке и в наморднике, кот предпочёл бы встретиться с бездомным псом без намордника и поводка. Бродячая собака – скорее конкурент в борьбе за выживание, чем враг. Она может отобрать у тебя законную добычу, загнать ради развлечения на дерево, но инстинкта убийства у неё нет. Если пёс даже загонит тебя в угол, достаточно отвесить ему пару оплеух когтистой лапой, и он, скорее всего, отстанет. Хуже, если их стая. Почему-то в стае псы, как, впрочем, и люди, становятся более жестокими, чем каждый по отдельности.
А вот бультерьер с хозяином, на поводке и с намордником… Деймос хорошо помнил, как пару лет назад встретился с такой парочкой. Они шли навстречу, вроде бы не обращая внимания на кота. Он посторонился, чтобы пропустить их, но не видел причины бежать. Проходя мимо, человек вдруг нагнулся, одним движением отстегнул поводок, сбросил намордник и негромко произнёс короткое слово: «Взять!». Если бы кот промедлил хоть долю секунды и не рос бы поблизости старый клён, тут бы ему и конец. Страшные челюсти щёлкнули в миллиметре от кончика его хвоста. А хозяин отстегал пса за неповоротливость, надел намордник, взял на поводок и, как ни в чём ни бывало, продолжил путь в поисках новой жертвы.
На этот раз кот решил не рисковать. Он влез на дерево и уселся на толстом суку, не спуская глаз с приближающейся парочки. Человек с собакой не проявили к нему ни малейшего интереса и прошли мимо. Деймос на всякий случай продолжал следить за ними, пока они не скрылись из виду. И просмотрел новую опасность, куда более реальную.
Радостный вопль: «Смотрите, кот на дереве!» заставил его вздрогнуть. Он посмотрел вниз и увидел врага несравненно более опасного, чем стая самых свирепых бездомных псов. Стаю людей с горящими в предвкушении жестокой забавы глазами, с палками, камнями и рогатками в руках.  С такими он тоже встречался раньше, и никогда не стал бы искать спасения от них на дереве. Камень из рогатки достанет его даже на самом верху, а спрыгнуть и прорваться не получится: собьют палкой на лету и добьют на земле.
Страшный удар в бок едва не сбил его с ветки, и Деймос рванулся по стволу вверх. Там им будет труднее попасть в него сквозь крону, но это всего лишь отсрочка неизбежного. Кто придумал, что у кошки девять жизней? Враньё это всё, жизнь одна, и коту она не менее дорога, чем любому из тех, внизу, жаждущих насладиться своей властью над жизнью и смертью несчастного существа, за убийство которого им ничего не будет. Почему? Ведь он сам когда-то, целую жизнь назад, на краткий миг стал маленьким человеком, полным радости и любви ко всему живому, и это было так чудесно, что даже в непрочной памяти котёнка запечатлелось навсегда. И они, наверное, были такими же, куда всё делось?
Это было как безмолвный зов, вопрос, обращённый в никуда, без надежды на ответ. Но ответ пришёл. Деймос внезапно ощутил вторжение чужого сознания, он снова стал одновременно котом и человеком, но не тем, которым уже был когда-то. Человеком повзрослевшим, узнавшим добро и зло и обладающим новым непостижимым качеством, которое уже не вмещалось  в мозги кота – разумом. И кот понял, что единственное его спасение в том, чтобы подчиниться этой чужой воле.

Рис. Ольги Граблевской


продолжение http://www.proza.ru/2015/06/28/794