Александр Жгутов. Моё хождение в первый класс

Наши Гениальные Матери
Опубликовано с разрешения автора. Оригинал: http://www.proza.ru/2012/08/29/1109

   Посвящается
Моей первой учительнице Ефремовой Наталье Петровне,
 

«Дети в школу собирайтесь,
Петушок пропел давно.
Попроворней одевайтесь!
Смотрит солнышко в окно…»
 
Стихотворение «Приглашение в школу»
Л. Н. Модзалевский (1837-1896)



Ровно 60 лет назад было 31 августа 1952 года.
 
Завтра в школу, в первый класс.

А потом ещё десять лет подряд, каждый раз первого сентября… опять в школу.


Ну, а  сегодня, в душе  прорастало какое-то новое, не понятное для меня, волнительное чувство.

Что  это за новая забота такая - учиться обрушится  на мою голову?

Некоторую уверенность в себе создавало то,что читать я уже почти умел.

 Сам, по заголовкам газет и  по вывескам: "МАГАЗИН", ЧАРОМСКОЕ РАЙПО", "СТОЛОВАЯ" "АПТЕКА", лет в пять знал уже почти все буквы, как потом оказалось,за исключением букв: Щ, Ь, Ъ, и Ф.

 Мог сосчитать до ста.  В пределах от 10 до 20 умел сложить или вычесть  числа.
 
С кем вместе придется учиться в школе?  Это настораживало, но не очень.

Большинство учеников нашей Назаровской начальной школы мне были известны  с раннего детства в лицо и по именам.

 И вот пришло время, завтра надо идти в школу.

 Все же ходят и я пойду,но всё равно как-то боязно.
 
 Такие почти не детские мысли ворошили моё сознание.   


 А сегодня был последний денек перед школой.

   С утра шел дождь, а после обеда из-за туч  выглянуло солнышко и сразу пригрело.

  В школу только завтра, а  сейчас делать нечего,а дома не сидится.
 
 Мать и бабушка в поле на колхозной работе.

 Схватил кузовок и бегом в лес.

А до леса всего-то меньше километра.  Пять минут и я уже  на опушке под первыми елочками смотрю.  Вроде ничего нет.

Вдруг вижу масленок, дальше, шляпка от мухомора на земле  валяется.  Нет. Это не грибы.

 Побежал дальше к лесочку, где погуще ельничек  начинается.

Елочки молодые  хороводом расположились.  Наклоняюсь  под одну, под другую, пониже, начинаю руками по мху шарить…  Есть!!!

Малюсенький рыжичек.   За ним второй,а дальше третий и началась  «грибная  игра».

 Пока один мостик грибной выбрал, вижу под другими елочками тоже  рыжички. Под разным углом света показываются и как бы играют с тобой.

 В охватившем меня азарте про школу и думать забыл.

 Обшарил  весь лесок. Насобирал почти целый небольшой кузовок.
 Вышел из леса огляделся кругом. Никого. Хорошо, добро, ладно.
 
Значит никто меня здесь не видел как я рыжики собирал.

 Может и завтра поутру, раненько, успею на этом же месте ещё хапануть грибочков.

Бабушка с матерью домой вечером с работы уставшие  вернулись, а как увидели мой «улов», сразу повеселели.

 Бабушка начала чистить рыжики и не нахвалится:
-Ой, каких малюсеньких «насбирал», ой, такие они крепконькие.
Наверное, в бутылку их засолю  на зиму, аккурат на Николу и Рождество откроем.

 А между тем, сама вспоминает в каком году  много рыжиков уродилось, как она их собирала и в каких местах.

Я весь такой важный «добытчик», сижу под образами гордый такой и, слушая её рассказы, говорю:

 -А завтра я  с самого ранья смотаюсь в лесок и ещё наберу грибов.

-Куда завтра. Завтра тебе в школу. Забыл ты нешто?

- Нет, не забыл. Я успею. Только разбудите  пораньше.

Утром, ни свет, ни заря,  сам проснулся.

Хлеба  ржаного кусок отломил от краюхи и вон из дома.

Утро раннее, ещё и не рассвело, а я бегом  к лесу.
 
 От деревни и до самого леса  молочный туман  по  земле стелется, даже  в пяти шагах дорожки не видать.

Мне бы только до своего места добраться и в тумане не заблудиться, а там - то  уж  я на коленках все вышарю.

 Слава Богу,до меня никого ещё сегодня здесь не было.  А рыжиков наросло за ночь очень много.

 Лесной воздух  густо пахнет хвоей и грибным духом, а ещё туманом.

Не заметил как,  уже не вчерашний, маленький кузовок, а  корзинка, значительно побольше кузовка, полным  – полнешенька.

 А грибы  кругом и не кончаются, мостик за мостиком тянется.  Собирать бы, да собирать.
 Но недосуг. В школу надо.

Я бегом домой. Бабушка и мать уже давно по дому  хлопочут. Печку истопили.  Картошки наварили, грибков нажарили. Вкусно домашним теплом пахнет.

 -Садись, кормилец наш, ешь да в школу беги.
 Сегодня первый день твой школьный. Учись хорошо, ума набирайся больше. В жизни наука, ой как пригодится.
 Только не «варзай», не озоруй там.
 Наталью Петровну, «мотри» слушай. –напутствовала меня бабушка пока я с аппетитом завтракал.


- Ты, бабуля давай, кончай тут обряжаться, а  походовее  ступай в лес, пока другие вперед тебя не набежали. Там грибов видимо-невидимо.

Бабушку долго уговаривать не надо. Не успел ещё договорить, а она уже корзину в руки и  за двери. Только её и видели.    



Так настало утро  1-го сентября 1952 года -  день моего первого хождения первый раз в первый класс.

 По этому случаю мне мать сшила суконную клетчатую сумку- торбу из старого полушалка.

В неё я загодя  поместил букварь, две тетради: в клеточку и в линейку для 1-го класса.
Простой карандаш мне учительница в школе дала и сама очинила его.


 В сумку мать  положила бутылку- четвертинку козьего молока, заткнутую бумажной пробкой и кусок домашнего ржаного хлеба.

- Ну, в добрый путь. Учись ладом.  Теперь ты десять лет школьником будешь. -  наставляла маманя меня в добрый  путь по жизни и почему-то смахнула украдкой набежавшую слезу.

До школы идти было около километра.

Когда я вышел на улицу, туман уже поднимался вверх и таял прямо на глазах.
 Из туманной дымки над кромкой леса,ещё не тронутого  медной позолотой осени,  выплывало, уже по-осеннему не яркое,  матово- золотистое солнышко. 

День обещал быть  ясным и теплым.

Справа от дороги  желтела стерня выжатого  поля, а на нем высились  скирды пшеничной соломы.
 А слева, на другом поле, до самого дальнего леса,  волнами колыхался ещё не совсем вытеребленный лен.

По небу плыли большие белые облака, а ниже облаков, в южную сторону, с курлыканьем тянулся журавлиный клин.

 Так начиналась  моя школьная пора.

 В школе училось 24 ученика, с первого по четвертый класс.

 И все ученики сидели в одном  большом помещении.

Наталья Петровна, моя первая и самая главная учительница в моей жизни, учила всех  одновременно.
 Одни решали задачи по арифметике.
 Другие отвечали  по географии.
  Третьи, усердно обгрызая концы перьевых ручек и макая перья в чернильницы "непроливашки", со скрипом  писали изложение.

 В свой первый школьный день я писал палочки.
А еще мы, первоклашки, учили стихотворение:
 
«Дети в школу собирайтесь,
Петушок пропел давно.
Попроворней одевайтесь!
Смотрит солнышко в окно

Человек, и зверь, и пташка —
Все берутся за дела;
С ношей тащится букашка,
За медком летит пчела…»


Послесловие:

Сегодня, 29 августа 2012 года, я сердечно
поздравил Наталью Петровну  с  её 93-й  годовщиной со Дня Рождения.

А потом спросил её: - Чем занимаешься, моя дорогая?

-Читаю, Сашенька, читаю, мой родной. Твои рассказы и   районную газету «Звезда».

 Как же давно это было, когда ей было всего 33 года, а словно вчера.
 
Стремительна жизнь наша.

 Любите и радуйтесь.