Обретение России

Коршуниха62
Запоздалая реакция на фильм Н.С. Михалкова «Солнечный удар» по произведениям И.А. Бунина. Сомневалась: стоит ли вспоминать «день вчерашний», о котором было очень много сказано в прессе. Казалось бы, всё ясно: картина не хуже «Левиафана». Удостоена российской премии «Золотой орёл», в Китае высоко оценили операторскую работу - какой может быть разговор?
В наше время премии присуждают не всегда за высокий художественный уровень кинофильма, чаще  за поддержку идеологии правящего класса. Лейтмотив фильма звучит как рефрен: «И такую Россию мы потеряли!», имеется в виду царская дореволюционная Россия. Упрёк брошен нам и нашим предкам, которые в 1917-ом году свергли самодержавие и установили рабоче-крестьянскую советскую власть.
Режиссёр Н.С. Михалков в своём фильме в «патоке» показывает царскую Россию, осуждает тех, кто посмел избавиться от эксплуататоров всех мастей. Теперь «нашу» Россию (любимое слово либералов и демократов) мы можем оценивать из двух источников: советскую - по личному опыту и не фальсифицированной истории, царскую - по книгам, старым и новым, и по кинофильмам Никиты Сергеевича. Н.С. Михалков в первых рядах певцов самодержавия. В «Солнечном ударе» олицетворением «потерянной» России стал корабль отплывающих за границу состоятельных, развращённых господ. «Совесть нации» - дамы в белых платьях и широкополых шляпах, красавцы офицеры в белых мундирах  предаются таким любовным страстям, как будто живут последний день, их не мучают думы о покинутой Родине, о своей неизвестной судьбе в изгнании.
 
Да, они уплыли на белом пароходе в небольшом числе, но осталась большая Россия с могучим созидательным потенциалом народа.

 С тех пор сменилось несколько поколений россиян. Они  установили новые порядки на основе социальной справедливости, равенства и братства. Дважды подняли страну из руин: после Гражданской и Великой Отечественной войны, не отдали в колониальное рабство ни странам Антанты, ни фашистским империалистам.
 При этом шли почти вровень, или впереди, с развитыми странами - в области науки, экономики, культуры, повышения жизненного уровня. Это все знают, примеров не требуется. Наберитесь смелости, господа, разлюбившие СССР, признайте, что всё так и было. Советские люди не знали ни царя, ни господ, но посмотрев «Солнечный удар», некоторые стали плакать и призывать каяться за большевиков, из-за которых «Такую Россию потеряли!». В общем, если кратко сказать, Н.С.Михалков пытается через судьбы  киногероев доказать, что «красные» были душегубы, и по сей день им нет оправдания, а «белогвардейцы», призвавшие себе на помощь армии 16 стран Антанты, чтобы убивать свой народ, благородные, «в белых перчатках», человечные, патриоты. Факты говорят о другом: в Крыму, где хозяйничала армия Деникина, «каппелевцы» изрубили шашками и сбросили в рудник две с половиной тысячи женщин и детей за то, что их мужья и отцы воевали на стороне Красной Армии. Этот пример привёл на сайте Проза ру авторитетный публицист И.Кожемяко 3 в материале « Некоторые заметки о статье М.Кильдяшова», ссылаясь не дневники Д.Фурманова, очевидца тех событий. Об этом нынешние господа молчат. Несправедливо обвиняя большевиков, «красных», новые «хозяева жизни», создают себе историческое алиби незаконного прихода к власти в 1991 году.

Не вдаваясь в дальнейший анализ «Солнечного удара», остановлюсь подробнее на одном моменте: сравнении двух Россий - царской и советской, чтобы читатель мог непредвзято сделать свои выводы.

Либералы-демократы с ностальгией вспоминают царскую Россию, где, по их описаниям, были «молочные реки и кисельные берега», поэтому призывают «поворачивать оглобли» назад.
 Не зря говорят, «хорошо там, где нас нет». В справедливости поговорки убеждаешься, прочитав повесть И.А. Бунина «Деревня», написанной в 1909-1910 годах,
за семь лет до Великого Октября. Знакомясь с произведением, понимаешь, что не от хорошей жизни произошла Октябрьская революция.
В небольшой по объёму повести писатель изобразил всесторонне тогдашнюю Россию, с отзвуками в обществе войны с Японией, революции 1905 года.
Своё отношение к существующим порядкам он выразил в названии места действия - деревни Дурново. Герои повести братья Тихон и Кузьма Красовы крестьян своего поместья называют «дурновцами», которые могут только страдать, терпеть и мириться со своим ужасным положением.

О бесправии народа, о жестокости и безнаказанности господ говорится с первой строчки повести: «Прадеда Красовых, прозванного на дворне Цыганом, затравил борзыми барин Дурново. Цыган отбил у него, своего господина, любовницу».

Писатель упоминает о 100 миллионах безграмотных в России. Повсеместно вопиющая нищета. Домишки у дурновских крестьян с худыми крышами, во время дождя на пол ставят тазы, через щели в стенах зимой уходит тепло. Голода повторяются через год. Богатые чернозёмные земли зарастают полынью, которую корчуют, словно кустарник, и на подводах вывозят с поля. Питание настолько плохое, что грудных детей кормят жвачкой из чёрного хлеба. Крестьяне обуты и одеты по-нищенски: на ногах худые лапти, с которых зимой в помещении тает набившийся снег, а летом после дождей с обуви на пол течёт грязь. Из одежды старые с лохмотьями армяки.
Писателя волнуют проблемы антисанитарии. Зимой в прорубях женщины полощут бельё с испражнениями младенцев и прочими нечистотами, там же берут воду для питья. Летом в пруду так много навоза, что лошади отказываются пить воду, но люди там купаются. В хатах засилье тараканов, которые во время сна обгрызают руки до крови. Из-за антисанитарии от холеры умирают семьями.
Помещики не хотят платить подёнщикам за их работу, происходят распри
иногда господам пускают «красного петуха».

Братья Красовы мечтают продать своё небогатое имение и навсегда уехать из деревни в город.

 Жизнь, отображённая писателем, требовала перемен, и они произошли в 1917 году.
С написания повести прошло более ста лет, жизнь потомков «дурновцев» неуклонно менялась в лучшую сторону. А Никита Сергеевич в своём «Солнечном ударе» «затосковал» по старым порядкам, проливая «художественные слёзы» по «той России, которую мы потеряли». В «Потерянную Россию» входила и горемычная деревня Дурново. Это же спор с самим И.А. Буниным, с исторической правдой - Россия не только белый пароход с остатками Белой гвардии, но и потомки «дурновцев», которые вершили в стране великие дела. Советские люди не потеряли Россию, они её обрели,
обновили, добавили могущества..
 До реставрации капитализма в девяностых годах мне довелось работать  журналистом примерно в местах, близких к описанным И.А. Буниным, увидеть расцвет деревень, старинных «Дурновок».
При советской власти, пройдя через много тяжёлых испытаний, к началу 80-х годов, или ещё раньше, центральные усадьбы многих колхозов и совхозов превращались в агрогородки. В дома, квартиры селян пришли городские удобства: газ, водопровод, отопление. Дороги асфальтированные.
В таком поселении обязательно: магазин, медпункт, школа, дом культуры, при котором кружки художественной самодеятельности для детей и взрослых, спортзал, библиотека. В Домах быта - выездные или стационарные пункты по приёму вещей в химчистку, в прачечную. Не было проблем для женщин сделать у себя в деревне модную стрижку, завивку волос, маникюр. В колхозах, совхозах действовали столовые на период сезонных полевых работ, а кое-где с круглогодичным графиком.
Зоотехники, инженеры, агрономы с высшим образованием, они несли деревенским жителям общую культуру, а также культуру земледелия, животноводства, обслуживания техники. Механизированный труд на полях и на фермах привлекал выпускников школ, некоторые не уезжали из родных мест.
Достаток был в каждой семье. И всё эти блага были достигнуты после разорительного немецкого опустошения, на основе трудодней-«палочек»
якобы не имевших никакой ценности. Заслуга советского крестьянина в том, что он кормил армию и весь народ, но при капитализме фермер исправно обслуживает рестораны, население кормят зарубежной «химией» на основе растительного кокосового масла. Либералы пугают народ «пустыми» полками в магазинах в период перестройки, объясняя тем, что колхозники лодыри, отвыкли работать, мало производят молока и мяса. Объяснение в другом. В январе 1987 года Правительство своим Постановлением открыло дорогу рынку, разрешив в частном порядке продавать свою продукцию за границу - туда и хлынули экологически чистые продукты из России в обмен на доллары, которые на прилавок не положишь, деляги клали их в свои бездонные карманы, а народу засоряли мозги небылицами. Так что не стоит плакать о «потерянной, киношной» царской России в постановке Н.С. Михалкова, но стоит пожалеть советскую деревню, разорённую рыночными реформами, и взять из прошлого всё хорошее, пока ушли не слишком далеко.