Дивны дела Твои, Господи! Гл. 2. Часть 10

Нина Богдан
                Док. № 30
                27 мая 2011 г., д. Христиновка, беседа с Кимаевой Софьей Александровной, 1938 г. рождения.
                Софья Александровна:"На Заразрезной улице жили Стариковы Сергей Александрович и Надежда Ивановна. У них-то отец Сергий и останавливался. Дочь их Казанцева Валентина Сергеевна, живёт в Бачатах.Сама я маленькая была, чтобы знать отца Сергия. А вот от своей тётки, тёти Нади, всё время слышала: отец Сергий, да отец Сергий. От Валентины Казанцевой я слышала, что он приходил, люди собирались, и они молились.
                И ещё я знаю от людей, что его признали шпионом. Но Стариковы об этом шпионстве никогда не говорили, а люди языком трепали. Вы бы съездили на Заразрезную улицу к Дусе Морозовой, ей больше 80 лет, и старца она наверняка знала".

                Док. № 31
                27 мая 2011 г., д. Христиновка, беседа с Кузевановой Валентиной Андреевной, 1929 г. рождения. Беседу вели священник Александр Зленко, историки Леонид и Наталия Лопатины.
                Кузеванова: "Деревня наша была тогда большой, люди работали на золотом прииске, никакого колхоза у нас не было. Я с мамой выросла, от отца осталась лет с четырёх.  Мама меня приучила ко всему хорошему.Когда батюшка Сергий к нам приходил, я тогда ещё маленькая была, лет 12-ти. Это было в годы войны. Он собирал народ в избе Стариковых, молились. Мама тоже молилась там. Я точно не помню, но он, кажется, и детей крестил. Люди называли его «батюшка». На вашей фотографии он моложе. А у нас он был седым, и волосы его были подлиннее. Батюшка был уже пожилой, что-нибудь около 80-ти лет. Был он в нашей деревне недолго, с месяц, наверное.
                С ним ходила Ульяна. Ульяна была высокого роста, худая, с длинными тёмными волосами (одна или две косы). Что вы? Ни на каком фронте она не была. Она была как бы монашка при батюшке. Они, похоже, по деревням ходили, здесь поживут, там поживут.
                Помню, народу кругом много было, а он ко мне подошёл. Погладил меня по голове и почему-то сказал, что на мне хорошая одёжка. Так и сказал: «Одёжка». Сказал так ласково. Что, к чему он так сказал, я не понимаю. Ведь платьице на мне было обычное ситцевое и далеко не новое.Я и не знала, что он говорил загадками, и, выходит, мне тогда сказал не про моё платье, а про воспитание. Вот спасибо-то, что объяснили. Век жила и не знала, что его не платье моё заинтересовало, а мамино хорошее воспитание".

                Док. № 32
                27 мая 2011г.,д.Христиновка, беседа с Морозовой Евдокией Федотовной, 1925 г. рождения.
                "Я вам о Сергии рассказать ничего не могу. Я работала на Июньке (так назывался золотой прииск в 8 км отсюда), уходила к восьми часам, приходила ночью. Работали мы много, хватило нам всем мурцовки, не дай Бог! У меня было 9 классов образования, я выучилась на коллектора. Всё время была на работе, в своей геологоразведке, золотые россыпи искали. О жизни в деревне мало что знала. Но про Сергия, конечно, слышала. Через несколько домов, в конце улицы, вы найдёте дом Старикова Сергея. Дом уже почти разрушен. В этом доме и останавливался Сергий. Приходил и неделями жил.
                С ним была какая-то молодая девушка. Говорили, что она была на фронте, вернулась, слава Богу, живая, вот она и взялась ходить с ним по деревням. Говорили, что у неё плохо с головой было, что она потом с ума сошла.
Жена Старикова, тётя Надя, нам всё время рассказывала про этого Сергия, говорила, что он очень божественный, что им рассказывает о Боге, учит молиться. Тётя Надя и меня научила 50-му псалму. Одна ихняя дочка живёт в Бачатах, другая в городе. Сама я ни разу их не видела. Только от людей слышала о них. Тётя Надя сильно его почитала. Она много молилась. У неё были божественные книги, было Евангелие. Этот Евангелие она перед смертью подарила мне. Моя сестра тоже ходила к нему на моления.Люди о нём всегда говорили только хорошее".

                Док. № 33
                17 июня 2011 г. Храм пос. Школьный Прокопьевского района, беседа со священником Сергием Плаксиным. Беседу вели священник Александр Зленко, историки Леонид и Наталия Лопатины, присутствовала матушка Фотиния Зленко.
                Священник Сергий Плаксин: "Мой приход к священничеству состоялся давно. Это было в 1978 г.,когда я работал юрисконсультом, уже имел семью (жену и дочку), учился (заочно) на пятом курсе юридического факультета Кемеровского университета, где мне оставалось только диплом получить. К тому времени я уже постоянно ходил в церковь, пономарил. Меня вызвал Владыка Гедеон  для рукоположения и говорит: «Ты же студент. Скажут, что это, мол, Гедеон студентов у государства ворует?». А я ему ответил, что обрёл Христа и юридическим образованием теперь не дорожу и собираюсь оставить университет. Так и решилось с моим священничеством.
                Через некоторое время мне посчастливилось найти икону «Троеручицы», которая сейчас находится в храме Свято-Серафимо-Покровского монастыря в Кольчугино. Я служил тогда в Новокузнецке. Примерно в 1983 г. мои духовные чада сказали, что у одного местного врача есть икона середины XIX века, на которой стояло клеймо Афона: «Сия икона написана и освящена в Афоне». Честно сказать, я сначала не придал значения их словам. Думаю, откуда в Сибири может быть афонская икона? Но зацепило.
                И когда я вторично услышал об этой иконе, тут уже все свои дела отложил, и мы с матушкой поехали. Как только нам эту икону открыли, мы сразу заплакали, почувствовав её сильное воздействие. От неё шла такая большая духовная сила! Икона нас потрясла. Правда, она была в не совсем благостном виде, чувствовалось, что её кто-то повредил с неблагостными целями. Был повреждён лик. Но глаза Богородицы … они живые!
                К сожалению, при её реставрации в иконописной мастерской в Москве, в Даниловом монастыре, что-то изменилось в лике, особенно в глазах, не в лучшую сторону. Потом над ней поработал известный иконописец, благочестивый Алексей Семёнович (он же и монастырь расписывал). Вы видели икону уже в реставрированном виде.
                Старого выражения глаз уже не вернёшь, но даже теперь они поражают своей выразительностью. Если бы я знал, что так получится, я бы не стал реставрировать. Хотя не реставрировать икону было нельзя, в том виде выставлять её  невозможно, это всё-таки образ Божией Матери. Когда увидел её после реставрации, то сравнение было …. В святости и благодати она, конечно, не потеряла, но в воздействии на душу смотрящего на неё – да. Разве можно было такую икону дома держать! Мы с матушкой и поставили её в храм Кольчугинского женского монастыря. От неё столько чудес потом происходило.

                А в Кольчугино (так исторически будем называть этот город) мы с матушкой попали так. Владыка Гедеон сначала хотел меня в Осинники направить, потом – в Прокопьевск. А затем я получил указ владыки ехать в Старо-Кузнецк, в Никольскую церковь. В этой церкви у меня была духовная матушка Паисия, она там послушание на клиросе несла и была просфорницей. Для меня этот, вроде, и родной храм, но чувствую – не моё это место. При вручении мне в Новосибирске указа о переводе в Никольскую церковь, я дерзнул сказать Владыке об этом ощущении. Он сначала изумился: «Как так? Тебя архиерей посылает, а ты…! Воли Божьей на тебе нет». Стали мы с матушкой собираться к переезду в Новокузнецк. Вещи все собрали, по стеночке расставили. Из толстой фанеры сколотили для иконы Троеручицы специальный ящик, вложили её в него. Это наша семейная икона. И вдруг меня вызывают телеграммой в Новосибирск, к Владыке. Там меня ждал указ о назначении в Кольчугино.
                Про отца Сергия я, конечно, много слышал, знаю, что он был благодатный человек, Божий человек, странник. Как я понял, он келейный подвиг нёс. Келейник – это молитвенник. В советские времена многие совершали спасение в келье или в церкви, иногда куда-то уходили подальше для совершения молитвенного подвига – в пустынь. Ведь Сергий был простым человеком – ни монахом, ни священником. Но у него была такая большая любовь к Богу и к людям! Он молился не только о своих грехах, но и грехах людских, грехах тех, кто встречался на его пути странника. Он помогал людям в спасении. Мы знаем и то, что он обладал даром прозорливости.
                Я лично его уже, конечно, не застал. Я родился в тот год, когда он умер, то есть в 1952 г. И узнал я о нём сразу же, как приехал в Кольчугино. Мне сказали: «Батюшка, здесь был человек, который предсказал появление священника Сергия, который и построит храм. Вот Вы и приехали, мы ждём Вас».
                Михаил Константинович Прялин мне потом рассказывал, что ему старец Сергий не раз что-то предсказывал. Прялин дважды сидел в лагерях за Веру. Он входил в группу о. Александра Поспелова, их человек пять было посажено, в том числе и Леонид (у него дочка в Кольчугино живёт). Они отсидели в сороковых и пятидесятых годах, кажется, по пять и восемь лет. Старца Сергия они очень ценили, говорили о нём с большой теплотой и воодушевлением.
                Лично же у меня с советской властью никаких проблем не было. Служить в церкви я стал при ней. И монастырь мы при ней начали строить. За пять лет до образования в Кольчугино православной общины у Геннадия Яковлева (он почил недавно) был сон. Он во сне увидел белый храм с голубыми куполами и слышал колокольный звон. Он указал место, где видел храм. Так получилось, что община купила дома именно в этом месте. Там был устроен молитвенный дом. И там, не поверите, сейчас храм и стоит. Господь открыл этому человеку то, о чём люди тогда и думать не думали. Дивны дела Твоя, Господи!
                А мы ведь в 1987 г. добивались от властей другого места, хотели в центре города поставить, говорили им, что храм будет украшением города, мол, людям будете показывать. Но они нас отправили подальше, подальше, подальше и попали мы на окраину. Мы пошли к председателю горисполкома Виктору Фроловичу Хромову, облачились  в рясы, одели кресты. Зашли в исполком, тогда это было в диковинку.  Потом пошли к действительному главе города – секретарю горкома КПСС Катриченко. Обещали помочь. Не успел я до дома дойти, Владыка Гедеон звонит: «Ты что там партизанишь?». Да, он и сам такой, ведь донской казак же. Царство Небесное митрополиту Гедеону! Он одобрил нас.
                Ну, а деньги на монастырь, честно сказать, советская власть не давала. Чем-то, конечно, помогала, иногда техникой помогали, материалы помогали доставать. А деньги дал народ. На деньги верующих всё и возведено было.
Я нисколько не сомневаюсь в молитвенном подвиге старца Сергия. Он и жил, как монах, никогда не женился. Был ревностным в вере, боголюбивым, Церковь любил. Это был народный старец, которого Господь наделил такими дарами!

                Ну, а то, что по вашим рассказам, со слов жителей деревни Шуринки, он надевал священнические одежды, я слышу впервые. Но допускаю, что он мог быть тайным священником. Но доподлинно это неизвестно. Ведь тогда были не только тайные священники, но и тайные епископы. В тех гонениях Церковь принимала меры, чтобы не остаться  без священнослужителей. Это делалось на случай, если вдруг всех до одного «закроют». Надо было кому-то слово Божие нести людям.
                Ко мне, грешному, дважды приезжала внучатая племянница отца Сергия. Но об отце Сергии она знает немного. Известно же, что пророков в своём Отечестве не бывает. О ком-то далёком мы узнаём, интересуемся, а о людях из своей семьи, из своей родни как-то не очень…
                О старце Сергии люди говорили всегда, но писать о нём стали только последнее время. Почитание его в народе всегда было глубоким и проникновенным. Это чувствовали особенно те, кто сам видел его, соприкасался с ним. Они чувствовали его любовь к Богу, к ним самим, ощущали силу его молитв, а, может быть, и его водительство. Мне много раз рассказывали о его прозорливости, случаях исцеления.
                Но я всё это не записывал, цели такой перед собой не ставил и что-то пересказывать по памяти, не берусь. Боюсь ошибиться в рассказе, боюсь неправильно вспомнить. Главное, я помню, что люди о нём отзывались очень добро и благочестиво, я бы сказал, благоговейно.
                А вот какой по счёту крест на могиле старца Сергия, второй или третий, я не помню. Помню, что смену одного из них я благословлял.
Вы говорите, в Серафимо-Покровском монастыре хранится один из крестов с могилы старца?  Нет, там хранится крест схимонаха отца Николая, старца Глинского. Он был содругом вот этих святых угодников Божиих – старцев Глинских. Вот этот батюшка, отец Андроник (показывает на икону), был здесь у Николая, когда тот ещё жив был и жил в пустыне, в тайге. Прожил у него месяц. Схимонах Николай следовал с Колымы, из лагеря, в Глинское. Узнав, что батюшка Николай здесь в пустыне, сошёл в Новосибирске и добрался до Кузнецка, нашёл батюшку в пустыне, в тайге и жил у него два месяца. Это мне матушка Паисия рассказывала.
         
                В церковной жизни нельзя спешить, ведь здесь ошибки дорого обходятся. Надо ждать, что Господь сделает, что Господь благословит. Порой торопимся и путаемся у Господа под ногами, мешаем Ему в Его делах. Господь хочет одно, а мы другое делаем. Нам надо быстро, а так – не так, мы Господа не спросили, волю Его не знаем. Делаем, суетимся, наломаем дров. Надо без спешки всё основательно делать.
                Примером правильного отношения должно быть строительство Храма Спасителя. Ведь как основательно и благоговейно, обдумано и своевременно, быстро, но без спешки к этому относился Святейший Алексий Второй! Удивительно! Царство ему Небесное!

                Святым Духом душа живится. Всё определяет Господь, мы волю его исполняем. Всё устраивается так, как мы сами не знаем".

                Док. № 34
                17 июня 2011 г., храм Иоанна-Воина, г. Новокузнецк, беседа со священником Василием Лихваном. Беседу вели священник Александр Зленко, историки Леонид и Наталия Лопатины, присутствовала матушка Фотиния Зленко.
                Священник Василий Лихванов: "Лет восемь назад в нашу церковь ездила матушка Александра из Белово. Эта матушка есть в фильме «Бесы», который рассказывает о нашем храме, и что происходит в нём на отчитках.
                Так вот, в этом фильме матушка Александра рассказывает о своей жизни, о своей ссылке, о жизни в землянке, о своих детях, которых было много. Говорила, что они трудились, молились, Господь их не оставлял. Она и рассказала нам про Кольчугинского старца Сергия, называя его «батюшка Сергий». Много говорила, как он подвизался, как молился, какие чудеса при нём происходили, про его могилу, куда люди приходят молиться, обращаются к старцу со своими просьбами.
                Говорила, бывало, погладит старец ребенка по голове, похлопает по спинке, и тому сразу легко становилось. Да и не только ребенку приходило избавление от прикосновения рук старца. Из её рассказа я так и не понял, то ли старец Сергий был священником, то ли мирянином. Его собственные родственники говорят, что священником он не был, а простые люди, общавшиеся с ним, одни уверенны, что он  священник, другие – мирянин.
                Матушка – та уже покойная. Сама она из Белоруссии, после войны была вывезена с семьей как неблагонадёжный элемент.Она была тайной монахиней. В то время фактически нельзя было открыто быть монахом, священником.
                Так что, всё возможно и со старцем Сергием. Возможно, он и был тайным священником, но не могу сказать, кто бы его мог тогда рукоположить, где найти письменные документы на этот счёт. Не знаю, мог ли быть он катакомбным священником?
                Признаться, когда я общался с той матушкой, я не придавал особого значения её словам о старце Сергии. Знаете, как бывает, ну, отец Сергий, да отец Сергий…. А видите, как оно вдруг поворачивается. Она нам показала одну его интересную фотографию с ореолом над головой и ангелом над ореолом.Эта-то фотография старца Сергия меня очень поразила, и мы решили поставить новый крест на его могиле. Мы у себя в храме сделали крест, поехали в Ленинск-Кузнецкий , пригласили несколько прихожан нашей церкви и отца Тихона из мужского Кольчугинского монастыря.
                На могиле старца мы все вместе отслужили панихидку, благодарственный молебен, освятили привезённый нами крест.Погода стояла тихая-претихая. Но когда освящали крест, поднялся сильный ветер, деревья и всё кругом начало качаться, всё как-то стало кружиться. Возникло такое ощущение, что нам надо побыстрее уйти оттуда. А когда закончилась молитва на освящение креста, всё разом стихло. Вот тут-то у меня и возникла мысль забрать старый крест в Новокузнецк.
                Это был самый первый крест, который был поставлен во время похорон старца Сергия. Чтобы не самовольничать, я говорю игумену Тихону: «Батюшка Тихон, благословите, я заберу этот крестик к себе в храм». Он не сразу ответил, видимо, тоже думал забрать к себе крест. Но раз я его опередил, что ему оставалось делать? «Забирайте», – говорит.
                И как только он сказал это, одна женщина из наших прихожан, вдруг резко закричала не своим голосом:«Вот ещё, повезут бомбу в Новокузнецк!» Эта женщина сопровождала меня в той поездке. Обычно в таких поездках со мной бывает по 10 и более человек. За ней я лишь редко по глазам, по голосу наблюдал что-то такое бесноватое. Но явной ненормальности, как это можно видеть на отчитках, за ней, в общем-то, не числилось. Я тогда очень удивился её словам о бомбе, которой для бесов был крест с могилы старца Сергия. И говорила-то она, повторюсь, не своим обычным голосом, а каким-то необыкновенным. Кто бывает на отчитках в нашем храме, не раз могли слышать, когда женщины между собой разговаривают мужскими голосами. Это не женщины разговаривают, это – тот, кто в них сидит.
                Отцу Тихону, может быть, и не хотелось отдавать нам крест, но раз я первый попросил, ему пришлось сказать: «Ну, а мы возьмем кусочек, который остался от креста ниже спиленного». Вот тут-то бес и закричал ту самую фразу: «Бомбу повезли в Новокузнецк!» Привезли мы крест, полотенчиком его повязали, повесили в старом храме. Не каждый, приходящий на отчитку, из-за беснования мог к этому кресту подойти.
                Мы знаем, что многие люди исцелялись от этого креста. Одна моя знакомая женщина жаловалась на постоянную сильную головную боль. Она приложилась к кресту, и голова тут же перестала болеть. С тех пор у неё голова не болит, а ведь болела, не переставая.Знаете, про этот крест в нашем приходе многие знают, и всё спрашивают: «Где крест? Где крест?» Но не пришло ещё время, куда крест определить.
                Возможно ли, спрашиваете, исцеление людей по молитвам старца Сергия? Отвечу на примере нашего храма. Чудеса исцеления в нашем храме, по милости Божией, я наблюдаю вот уже 15 лет. На отчитках такие молитвы идут! Молитвы древние – Иоанна Златоуста, Василия Великого, канон церковный болящим, псалмы… Выйдешь после их чтения, кажется, на крыльях поднялся.
                Ты молишься, а враг-то  мстит !Тяжесть наваливается, болеешь. Но, по милости Господа, они не развиваются. Есть божественная сила, и есть тёмная. Между ними – борьба. Если мы с Богом, молимся, причащаемся, участвуем в таинствах, исполняем заповеди, мы приобщаемся к божественной благодати, которая отгоняет тёмную силу. Если мы не молимся, не причащаемся, грешим, то подвергаемся бесовскому воздействию, и тёмная сила нас поражает.
                Как-то я начал отчитку. Слышу, на улице какой-то сильный шум начался, крик, гам. Оказалось, как только родители со слепой девочкой заехали в гору на площадку перед церковью, мать девочки обратилась к иконе «Богородицы на стекле»  и сказала дочери, чтобы та тоже обратилась к ней. В ответ дочь сказала: «Мама, а я вижу Богородицу». Девочка сразу прозрела.(ПРИМЕЧАНИЕ 1). Вот они от радости и упали на колени, стали рыдать, кричать, шли на коленках к Богородице и молились.
                Как-то я закончил воскресную службу, выхожу из алтаря. Передо мной стоит молодой, высокий, красивый парень, которого мужчина и женщина держат под руки, точнее сказать, он висит у них на плечах. Парня ноги не держат, они у него, как ватные. Руки висят, как плети, голова болтается, шея не держит. Про себя думаю, вот и попробуй такого исцели. Это такая лукавая мысль у меня прошла. Они попросили их исповедовать. Сначала я исповедовал парня, потом маму, потом уже и папу. Наутро прихожу в храм, а мои помощники говорят: «Батюшка, вот это чудеса! Как будто у парня ничего и не было, он сам зашёл в храм, голова больше не болтается, руки всё держат». И, правда, парень сам подошел на помазанье, как будто с ним ничего и не было. Разве это не чудеса?!
Так что на ваш вопрос о возможности исцеления людей по молитвам богомольного старца Сергия я могу ответить утвердительно".

(ПРИМЕЧАНИЕ 1):
Икона Божией Матери "Чаша терпения"

Появился лик на стекле Церкви Мученика Иоанна Воина (г. Новокузнецк,100 км. от Кольчугино).В 2000 году на оконном стекле церкви чудесным образом проявились очертания Богородицы с Младенцем на руках. С этого изображения впоследствии была написана икона и названа «Чаша Терпения».

После службы женщина, выйдя из храма, увидела на окне очертания Богородицы. Для верующих людей это стало знаком свыше. Первое время церковные служащие боялись даже мыть окно, опасаясь стереть образ. Но он был словно внутри стекла, и вода не могла повлиять на него. Необъяснимые вещи происходили и в то время, когда было решено поместить образ Богородицы на стекле внутри храма, дабы спасти от возможного хулиганского разрушения. Лик тут же пропал со стекла. Все попытки вернуть его с помощью искусственного и дневного света не увенчались успехом. Но стоило стекло вынести обратно на улицу, как лик Божьей Матери с младенцем Христом на руках проступал вновь. Сами верующие говорят, что Богородица дает тем самым понять, что именно ей предначертано защищать людей, а не наоборот.

Лик на стекле таинственным путем привел служителей церкви к мысли о создании новой иконы. Три года прошло с тех пор, как на стекле в церкви Иоанна Воина проявился лик. И вот одной из верующих города Кемерово было ночью видение. Прибыв сразу в Новокузнецк, она сообщила отцу Василию, что необходимо написать икону. Указала и название - "Чаша терпения".  Немалым было удивление верующих церкви Иоанна Воина, когда они узнали, что такой иконы в мире не существует. Просмотрев еще раз каталоги всех чудотворных икон (а их около 500), принялись за поиски иконописца.
Для художника Владимира Шубенкина эти два слова "Чаша терпения" сразу определили линию создания святого образа. Потратив на работу и церковные посты целый год, Владимир написал образ и подарил его отцу Василию.
Затем икону отвезли в Андреевский монастырь в Москву для украшения. Мастера сразу же оценили ее, взявшись за работу над орнаментом. Закончить икону успели как раз к престольному празднику, и 12 августа на самолете доставили в Новокузнецк, где был устроен крестный ход.