Северная ведьма. 2 книга Гл. 18. Славянский базар

Николай Щербаков
         .
-   Два дня назад я прилетел в одну Москву - деловую, а появилась в ней ты, и Москва стала сказочной.
   Виктор с Варей поднялись из метро на станции Дзержинская  и шли по улице 25-го Октября в сторону Красной площади. Виктор с любопытством оглядывался по сторонам.

-   Знаешь, как эта улица раньше называлась?
-  Ну-ну. Давай, сказочница, экскурсовод мой по жизни, просвещай.
-  Никольская эта улица была. Ты музыку слышишь в этих названиях? Никольская, Якиманка,  - Варя перечисляла не спеша, будто сладкие леденцы во рту перекатывала, -  Остоженка, Маросейка, а вот – Волхонка, Полянка. Это Москва, Витя! Помнишь «Московский дворик» Поленова? Это наша Москва. Всех нас, русских людей. А «Москва и москвичи» читал?
 
-   Гиляровского? Да, как-то в море.
-   Но он же там и «Славянский базар» упоминает.
-   Возможно. Видимо, потому мне и знакомо это название.
-   Я вот думаю, скоро уберут с этих табличек фамилии, странные даты, - она указала на табличку на стене, - мне, например, кажется, что присваивать улицам со столетней историей, с тысячами человеческих судеб, отпечатанных тенями на этих стенах и тротуарах,  такое безликое название, или чью-то фамилию, пусть даже достойного человека – недальновидно. И неприлично. Например, - она глянула на Виктора, - тебе интересно?
 
-   Конечно, Варь, какой разговор!
- Например, улица…, Остоженка. Окрестные жители в тех местах сено заготавливали и в стога складывали. Заливные луга вдоль Москвы реки там были. Представляешь? Потому – Стоженка. Да. Вначале она называлась Стоженка.  Потом, в конце прошлого века, близость Храма Христа Спасителя сделало этот район престижным. Селились там богатые и знать. И вот, представь себе, с начала прошлого века тротуары там топтали башмаки ныне известных Пушкина и Гоголя, Васнецова и Тургенева…, да-да, Ахматова там бывала, я сейчас устану перечислять. Все они там побывали, раньше, или позже, кто жил, кто в гости ходил, к тем, кто жил. И что? Назовем эту улицу одной из этих достойных фамилий? Чепуха какая! А остальные? Нет! Остоженка!

-   Ты москвичкой стала?
-   Я, Витя, всегда русской была, арийка я.
-   Арийка? Что за чепуха? Русская и вдруг – арийка?
-   Не ленись, родной, окунайся с головой в историю, в свою историю. Ты, пока что, в этом плане  только первые шаги делаешь.

-   Сказочница ты моя, - Виктор обнял Варю за плечи.
-   Сейчас ты еще одну сказку увидишь.
   Подошли к дому с колоннами. Рядом с колоннами кириллицей вывеска «Славянский базар».
 
-   Это сказка?
-    Витя! Будь терпелив. Ты меня недооцениваешь. Сказка тебя ждет в зале.
-   Ну-ну. Сколько я тебя знаю, понял твердо одно – ждать от тебя можно всего, что угодно…, о-о, - Виктор оглядывался по сторонам.

   Они шли через зал, в котором с двух сторон стояли ряды сервированных столов, накрытых белыми тяжелыми скатертями, под высоким куполом с двух сторон нависали антресоли, на стенах гроздья светильников в стиле модерн, между столами с редкими посетителями неспешно вышагивали официанты в непривычно длинных, белых передниках, больше похожих на юбки. Варя уверенно шла к столу у колонны. За столом, спиной к ним, сидел мужчина в пиджаке, туго обтягивающем широкую спину. На макушке в редеющих, аккуратно причесанных волосах, светилась зарождающаяся лысина. Что-то знакомое показалось Виктору в этой спине, пока они не подошли вплотную. Поворачиваться мужчине уже не было необходимости, Виктор его узнал.

-   Серёга! Кабацкая твоя морда! Ты как здесь оказался?
   Сергей с выражением крайнего удивления медленно повернулся и неуклюже стал выкарабкиваться из-за стола. Давалось это ему с трудом. Погрузнел Сергей Михайлович Корольков за последние годы.
 
-   Не по-онял? Витька!? Ну, Варвара! Ну, заговорщица! – они уже обнимались с Морозом, - это она все подстроила.
   Похлопав по плечам, наговорив друг другу положенное число «комплиментов», друзья расселись за столом.

-   Серега, встретить тебя в Мурманске, это одно, это, конечно, здорово. Давно не виделись и все такое, все дела, да? Но встретить в Москве, вот так! Это…, у меня слов нет! Варь, это действительно твоя работа? Да! Кстати, Серега, она мне сейчас сюрприз обещала, - он повернулся к Варе, - это он?
-   Он, но не весь, - Варя спокойно разглядывала что-то на лице в зеркальце, что-то подправляла.

   Наконец захлопнула крышку коробочки с тенями и глянула с улыбкой на друзей.
-   А сейчас, красавцы мои, впору сказать – «алле-оп»!
   Друзья посмотрели друг на друга, оглянулись по сторонам и замерли взглядами на входе в зал. К ним, оглядывая столики, шли двое. Мужчина и женщина. Игорь Сергеевич Мячин и Татьяна Королькова, жена Сергея. Пока они приближались, их лица тоже менялись. От выражения любопытства до крайне радостного удивления. И вновь все, кроме Вари, вскочили из-за стола и обнимались, кому положено – целовались, говорили друг другу разную чепуху, какую говорили, говорят и будут говорить при встречах. Тем более, когда радость искренняя. Наконец все окончательно расселись.
 
-   Нет, вы посмотрите, он уже пьёт! Без нас, - Татьяна наигранно возмутилась, - что это ты пьёшь то, муженёк?
-   Да вот. Цинандали. Здесь, кстати, замечательное вино столовое, и кухня замечательная. Это я предложил Варе здесь встретиться. Но ты ведь мне что говорила? – он снесся к Варе, - ты сказала, что устроишь мне встречу с нужными людьми. Так и сказала – с нужными людьми.

-   Может быть, ты скажешь, что я тебя обманула?
-   Что ты, Варюша, что ты! Это самые нужные люди, каких я встретил в Москве за эти дни. Я в Москве уже неделю, - пояснил он всем, - Да…, завтра неделя будет. Я в гостинице, в «России», в одноместном номере, - это он уже жене пояснял, взяв за руку.

-   Проверю, - забрала руку Татьяна.
  Заговорили все сразу. Выяснилось, что они все, кроме Виктора, приехали в Москву на промышленную выставку товаров народного потребления и оборудования для легкой промышленности, которая работает в Лужниках уже почти полмесяца. Выставка большая, с участием иностранных фирм и достаточно представительная. Выставка состоялась, получилась рабочей. Вновь организовывающиеся в стране частные фирмы наравне с государственными предприятиями уже через два-три дня освоились и вошли в контакт с представленными на выставке зарубежными участниками. Подписывались протоколы, договора, обсуждались возможности создания совместных предприятий. Сергей Михайлович Корольков приехал в Москву из Норвегии, а жена его Татьяна с Игорем Сергеевичем Мячиным из Мурманска. И они, что их теперь очень удивило, будучи одновременно на этой выставке, ни разу не встречались.
 
-   Варя, ты волшебница! – улыбалась через стол Татьяна, - друзья, давайте быстренько сделаем заказ и выпьем за нашу волшебницу.
-   Ведьма она, а не волшебница, - усмехнувшись, себе под нос буркнул Виктор.
-   Что ты сказал? – переспросила Татьяна.
-   Ничего. Я поддерживаю…, насчет заказать и выпить.
   Официант уже стоял за спиной Сергея.
 
-   Друзья, доверьтесь мне. Я здесь частенько обедаю и не только в этот приезд. Человек, подтверди, - обернулся Сергей к официанту, получил утвердительный вежливый кивок и продолжил, - я сейчас заказ сделаю – пальчики оближите. И немаловажная деталь, друзья мои, это то, что я плачу. Я поясню. У меня сегодня день очень удачный. Детали позже.

   У Королькова в жестах и интонациях появились не свойственные ему раньше  барские нотки. Он странно тянул слова, многозначительно задерживал взгляд на том, к кому обращался, видимо, указывая на большую значимость им сказанного. И за столом старался взять инициативу в свои руки. Все, что он говорил, должно было не вызывать сомнения. Ни у кого. Ни у жены, не у друзей. Сейчас он отложил в сторону предложенную официантом папку меню и, сопровождая свои слова пассами руками над столом, занялся организацией заказа.
 
-   Значит так…, - не поворачиваясь к официанту, - жульен из маслят с телятиной, да?..., горячий…, ну ты знаешь мой вкус, нарезочка сёмужки, на горячее - седло барашка…, так, горячим подашь, чтобы шкварчало.., понял?..., значит, чтоб не забыл, зелени. Зелени разной, огурчики там, помидорчики, одним блюдом…

   Друзья улыбались, Варя отвернулась в зал и делала вид, что рассматривает портреты на стенах. Потом повернулась к столу и попросила подать ей стоящую на столе бутылку вина и принялась рассматривать этикетку.
-   Что пить будем, други? – приподнял голову на официанта, - что у нас с винами?

-   Не мудрите, - тихо сказала Варя, - лучше этого, - она поставила бутылку на стол, - вы здесь не найдете.
   Официант согласно, молча, кивнул. «Сколько?»
-   Ну-у. По бутылочке на брата? – радостно спросил всех Сергей, - и водочки бутылочку. Ледяную, да? Для разгона?
-   На брата? Я вам в этом не брат, - отгородился ладонью Игорь.
-   Что, совсем ни грамма? – спросил Виктор.

   Игорь помялся, оглядел всех и махнул рукой.
-   А! Пару рюмок водочки…, пожалуй.
   Женщины тоже не поддержали такое количество спиртного. В итоге заказали две «Цинандали», и бутылку «Смирновский».
-   Не настаиваю, - усмехнулся Сергей, - я, знаете ли, человек опытный, понимаю. Главное начать.

   Женщины отказались и от горячего. В бутылке, стоящей на столе осталось достаточно, чтобы разлить всем по пол бокала. И не дожидаясь официанта, друзья подняли «за встречу», на этом настояла Варя, за которую вначале предполагали выпить. Говорить, расспрашивать хотелось всем. Но в основном всех интересовали дела Виктора. Сергей с Игорем встречались, пусть не часто, но знали друг о друге достаточно. А Виктор для них явился нежданным заморским гостем, на встречу с которым уже не надеялись. Как устроился, что за работа такая – директор завода? Еще и стекольного. Откуда это у тебя? А Татьяна вдруг спросила и осеклась. Спросила: как, мол, Наташа, как дочка? И все почувствовали неловкость. Но принесли холодные закуски, расставили бутылки и тему быстро сменили на застольную. Второй тост, как закон – «за тех, кто в море». Организован был пропущенный тост за волшебницу Варю, которая организовала эту встречу.
 
-   Милые мои, - Варя искренне рассмеялась, - да я-то здесь причем?  Я каждого из вас случайно встретила. Решила, что сама судьба вас свела. Вы ведь приезд в Москву со мной не согласовывали? Так что давайте, общайтесь, - она озабоченно оглянулась по сторонам, - а я вынуждена вас покинуть. Витя, ты извини, я тебя не предупредила, а у меня важная встреча через час. В нашем ведомстве рабочий день не нормирован.

   Варя встала, вытащила из сумочки визитку и сунула её в нагрудный карман Виктора.
-   Мы не прощаемся? Надеюсь еще с каждым из вас встретиться.
   Послала всем воздушный поцелуй и пошла на выход. За столом замолчали.
-   Тань, ну зачем ты спросила о Наташе? Ну что ты, честное слово! Вот уж бабий язык, - Сергей не смог скрыть раздражения.

-   Извините, - Таня тоже рассердилась, - извините, что мне не знакомо понятие мужской солидарности. Я, баба, должна тонко чувствовать, когда вы с женами, а когда с любовницами. И не знаю, что и в каком случае должна говорить законная жена друга.

   Сказала и смутилась. Тронула через стол Виктора за руку.
-   Вить, извини, я действительно дура.
   Виктор вытащил из кармана визитку и заглянул в неё. Все молчали. На официальной стороне были телефоны офиса Натали Берг, а на обратной стороне от руки был записан адрес и телефон квартиры в Черниговском переулке. Когда она успела это написать? Дома? Значит, она знала, что уйдет. Значит, она понимала, что за столом у неё будет сомнительное положение.
 
-   Она мне не любовница…, она моя любимая женщина. И знаете что, друзья? У меня к вам большая просьба, не обсуждать эту сторону моей жизни. Можно?
   И все согласились. Облегченно согласились. Потому, что всем хотелось поговорить, поделиться новостями, выпить, в конце концов. Только Сергей еще раз не удержался и пробурчал себе под нос «ох уж эти женщины». Татьяна толкнула его в бок и громко прошептала «я еще поинтересуюсь у коридорной, кто эти дни в твоем номере ночевал».

-   Ты, это, сказал, так продолжай, - Виктор перевел внимание на Сергея, - что там у тебя происходит? Почему день удачный?
   Сергей с удовольствием принялся рассказывать о своих делах. Чувствовалось, что он гордится тем, чем сейчас занимается. Он в бизнесе. «Да, в большом бизнесе. Нет, в море не хожу. Уже год, как ушел с морей. Живу большую часть времени в Норвегии. Где? В Тромсё. Квартиру снимаю. Вот такая!» Показал большой палец. «Скажи, Тань».

-   А что у тебя за бизнес? – поинтересовался Виктор.
-   Рыбообработка. Я акции купил в компании, занимающейся рыбообработкой. И, видимо, скоро займемся торговлей. Поставки сюда, с Союз.
-   Капиталист, чтоли?
-   Без чтоли, - гордо ответил Сергей.
-   В Москве то, что делаешь?

-   Вот, сегодня подписал от своей фирмы протокол о намерениях с немцами. На поставку для нового склада оборудование промышленного холода, - повернулся к жене, - помнишь, я тебе говорил? Все. Договорились. Расширяемся, - повернулся к друзьям, - предлагаю за мой успех выпить.

-   Так ты объясни мне, ты что, собираешься в Норвегии жить?
-   Нет, Витя, именно такой цели я себе не ставлю. Дело ведь не в том, где жить. Дело в том, где работать. Сечешь? Нос надо по ветру держать. У меня, например, планы такие: рыбку промышлять нашими судами, в наших водах, перерабатывать там, - он махнул рукой в сторону предполагаемой Норвегии, - а продавать её опять у нас. В большом ассортименте. С иностранной наклеечкой. Подороже. Вот так!

-   Да ты и впрямь капиталист, мироед.
   Сергей самодовольно улыбался, кивал и подливал друзьям в стопочки. Говорились короткие тосты, уже опустели блюда с закусками, горшочки от жульенов, официант менял сервировку. Поговорили о ресторане, в котором сидели, о Москве.

-   Мужики, я заказываю еще беленькую, а?
   Мужики кивнули. Татьяна заявила, что у неё проснулся аппетит. Тем более, что принесенные порции «седло барашка» выглядели очень аппетитно, из сочных кусков баранины торчали ровным частоколом истекающие горячим соком рёбрышки. Сергей, увлеченный разговором, отдал свою порцию жене, а сам, опрокинув стопочку и закусив остатками огурца, продолжал.

-   Вы, вообще, понимаете, что происходит в стране? Если вы думаете, что наша партия просто решила поиграть в капитализм, так, чуть-чуть, для красоты, то ошибаетесь. А я вам скажу. Массы людей кинулись за границу, с выездом, видимо, полегчало, да? И наши чиновники, торгаши и просто богатенькие Буратино, оказавшись лицом к лицу со свободным рынком, поняли сразу одну вещь. Простую, как три копейки. Изобилие товара они увидели. Качественного! – Сергей постучал по столу вилкой, - и они поняли, что завтра игра в капитализм закончится. И в нашу дверь постучится настоящий капитализм, со своим свободным рынком. Вот так! Весь этот товар хлынет к нам. А обратного потока не будет! – он опять постучал вилкой, - наш товар, какой бы он для нас хороший не был – там не нужен. Для этого есть масса причин. Я вам их перечислять не буду, вы парни умные, сами поймете. Да? Мы, те, кто это поняли, решили эту задачу верно. Мы возглавим, или, в крайнем случае, поучаствуем в этом потоке. Сюда, в нашу страну. А кто не успел, тот опоздал. Сечете?

   Игорь, откинувшись на спинку стула, слушал без иронии, но и, казалось, без особого внимания. Как будто в словах Сергея ничего нового для Игоря не было. Виктор слушал внимательно и не скрывал этого. Он после второго, обязательного тоста «за тех, кто в море», только пригубливал. Быстро наелся и теперь с интересом слушал Сергея.

-   А как же наша ведущая сила, наша партия на это посмотрит? – с ироничной улыбкой поинтересовался, обращаясь как бы ко всем, Игорь.
-    А никак, - отмахнулся Сергей, - как она может смотреть, если ей завтра пинок под зад дадут.

-   Сергуня! – дернула его за рукав Татьяна, - а ну закрой рот, или я рюмку заберу. Разошелся. А у самого в кармане партбилет, - она улыбнулась друзьям, - вот смелые все стали! Не к добру это.
-   Что с тобой, Танюша? Ты кого боишься? – он оглянулся по сторонам, - да здесь одни мироеды сидят. Правильно я говорю, Игорёк? Вот у нас за столом самый крутой идеальный партиец - это Витя. Он всегда за справедливость. Да, Витя? За социальную справедливость, я имею в виду.

-   О-о. Все, поплыл Сергуня, - Татьяна почти вырвала из рук Сергея рюмку.
-   Женщина!
   Сергей неверной рукой потянулся за бокалом, стоявшем на месте, где сидела Варя, но толкнул его, и бокал со звоном упал на пол. Игорь спокойно, даже равнодушно наблюдал за тем, как Татьяна сначала удержала мужа от разборок с официантом по поводу разбитого бокала, потом с помощью Виктора подняла его из-за стола и направила на выход. Уходя, Сергей достал портмоне и бросил на стол стодолларовую бумажку.
 
-   Татьяна, забери, - кивнул на купюру Игорь, - мы здесь сами с Виктором разберемся. Утром позвони.
-   Мужики, мы не прощаемся? – обернулся Сергей, - я в Москве еще дня три буду. Обязательно надо встретиться, - он обвел взглядом зал и махнул рукой куда-то вверх, в сторону антресолей, - здесь!

   Стоило выйти им на улицу и Сергей Михайлович начал размахивать руками, требуя такси.
-   Серёжка! Успокойся, по этой улице машины не ходят, придется до площади идти. В метро я с тобой, конечно, не пойду. Ох, стыдоба. Держись за меня, пошли, бизнесмен.
 
   До площади Дзержинского дошли благополучно, Сергей шел твердо, целеустремленно смотрел вперед и молчал. У метро постояли в небольшой очереди. Когда подошла их машина, Сергей начал галантно усаживать Татьяну на заднее сидение, давая понять, что он сядет рядом с водителем.
-   Командир. Я буду дорогу показывать. Здесь рядом, отель «Россия»! – торжественно объявил.

-   Дядя, садись рядом со своей женщиной и не волнуйся, пожалуйста, я дорогу хорошо знаю. Я местный, в этой деревушке родился и каждую тропинку знаю. Я прав, мадам?
   Доехали быстро, Сергей успел наговорить жене комплиментов, заверил её, что очень соскучился, и задремал у неё на плече.
   Игорь с Виктором некоторое время после ухода Корольковых молчали. Первым заговорил Игорь.

-   А ты обратил внимание на то, что мы с тобой один на один остались первый раз после того дня в порту? Помнишь? Не знаю, почему-то это сейчас вспомнилось.
   Виктор молчал, рассматривал Игоря. Даже не кивнул.
-   Ты смотри, в компании мы с тобой, действительно, друзья. Уже сколько лет прошло? Что-то у меня считалка не работает. Что ты молчишь, соперник?

-   Я слышал, что Нина умерла?
-   Да, - Игорь кивнул в сторону и, глядя куда-то в конец зала, тихо сказал, - уже два года и четыре месяца.
-   Хорошая она у тебя была. Жаль. Царствие ей небесное.
    Игорь опять  кивнул. Потер виски ладонями и тоскливо огляделся по сторонам.

-   Симпатичное место. Стоило здесь встретиться. Хотя…, здесь лучше с женщиной посидеть. Да? А потом, - он театрально, кистью в сторону, - в номера! 
-   А что это у тебя с Татьяной?
-   Не по-онял. А-а, - Игорь усмехнулся, - что тебе в голову пришло? Бизнес у нас с ней общий. И в Москву мы вместе приехали. Так получилось.
-   Бизнес? Ты тоже во все тяжкое пустился? И море, небось, бросил?
-   Буксир, это, по-твоему, море?
-   Слушай, давай еще грамм двести закажем? – Виктор оглянулся в зал, ища глазами официанта, - осилим?
 
   Заказали, помянули Нину, налили еще по одной и разговорились. Игорь рассказал, сначала нехотя, потом, видя, что Виктор слушает, более подробно о том, как у него все начиналась сначала примитивной спекуляцией, потом с участием Татьяны оформилось во вполне приличный бизнес. Как он стал директором кооператива, как с помощью Корольковых они организовали регулярные закупки партий электронной аппаратуры в Европе. Сейчас у него в Мурманске в торговом комплексе «Тимур» свой отдел, отдел радиоэлектроники в Оленегорске. И вот, приехали они в Москву, для того, чтобы попытаться открыть торговую точку здесь. А на выставке они уже присмотрели торговое оборудование для своих магазинов. Вот, такие дела. Игорь рассказывал и было заметно, что он всё-таки внимательно следил за Виктором, не промелькнет ли ирония у того во взгляде.

-   Ты, кажется, увлекался музыкой? Не забросил свой кларнет?
-   Ты знаешь, после… Нины я ушел из оркестра. Не игралось.
   Глянул на Виктора с вопросом, понимает ли он это. Виктор кивнул и потянулся к рюмке.
-   Давай?

   Выпили не чокаясь.
-   А ты, везунчик, опять заблудился между женщин? – Игорь не закусил, скривился и исподлобья глянул на Виктора, - Варю случайно в Москве встретил?
-   Не поверишь, случайно.
   И вдруг, толи от выпитого, толи просто захотелось кому-то душу излить, но Виктор рассказал Игорю и о сыне, и о всей семье, и о том, как встретился с Варей сначала в аэропорту Ленинграда, потом в Мурманске и теперь вот в Москве. Рассказывал так подробно и искренне, как, бывает, рассказываешь совершенно незнакомому случайному попутчику в поезде о себе, зная, что никогда больше с ним не встретишься. И Игорь, видимо, это чувствовал, слушал, не перебивал, только иногда сочувственно, или просто с пониманием кивал.

-   Ну и как? – Игорь, видимо, хмелел, глаза закрывались, но интерес в них не гас.
-   Что как?
-   Каково оно, с двумя женщинами? Я так понимаю, что жену ты любишь. Да? И Варя у тебя в любимых женщинах? Раздваиваешься?
-   Вот, - Виктор сокрушенно кивнул сам себе головой, - я же не хотел это обсуждать. Не выдержал. Нет у меня этому объяснения, Игорек. Мы же с тобой уже давно не мальчики, да? Казалось бы, надо себе отчет давать в своих амурных делах, - Виктор рассуждал так, будто разговаривал сам с собой, - нет! Мы, как и в молодости, сначала натворим, а потом мучаемся. Или делаем вид, что мучаемся. У тебя так не бывает? Э-э! Не спи!

   Виктор нашел взглядом в зале официанта, помахал ему рукой. Игорь расстроено пожимал плечами.
-   Разморило. Я ведь мало пью. Обычно. Да что там – мало. Я практически совсем не пью.
   Подошел официант.
-   Братишка, принеси нам холодненькой минералки бутылочку. И кофе. Игорь, ты как, насчет кофе?

-   Давай, - кивнул, и официанту, - воды две.
   Холодная минералка и кофе взбодрили мужиков, разговор возобновился.
-   Ты напрасно музыку забросил.
-   А кто тебе сказал, что я её забросил? Да я без музыки жить не могу!

  Разговор сменил тональность. У них, у обоих,  любая мысль теперь приобретала категорическую неоспоримую форму. Виктор пересел на стоящий рядом с Игорем стул, и теперь они уже сидели рядом, склонив близко головы, не замечая никого вокруг. Обсуждение темы музыки захватило их, они с увлечением обсудили все свои музыкальные пристрастия, вспомнили жизненные моменты, оставшиеся в памяти на фоне какого-то произведения или музыкальной фразы. Оказалось, что им обоим свойственно запечатлевать в памяти события, обязательно на фоне звучащей в этот момент музыки. А может быть, это у них в головах впоследствии сложился такой симбиоз? Они это тоже обсудили.

 Бывшие однокашники, бывшие соперники, теперь друзья вдруг оказались такими близкими по духу и интересам людьми. Сентиментальность перехлестывала через край. Они подхватывали мысль друг друга, развивали её и передавали обратно, восхищаясь взаимопониманием. В какой-то момент Игорь отклонился на спинку стула и, тряхнув головой и на некоторое время, протрезвев глазами, спросил:
-   Тебе не кажется, что мы с тобой перебрали?
-   Это с непривычки, Игорек. Я ведь тоже не увлекаюсь. Ты как, не спешишь? Я не против посидеть еще. Когда еще увидимся, да? Жаль вот, что Серега так быстро отключился.
 
-   Устал видимо, - Игорь махнул неопределенно рукой, - я думаю, он весь день по выставке мотался, вопросы свои решал, не ел, видимо, ничего. Там же как, на выставке? Кофе, соки, вода. Посидели за столиком, поговорили, кофе попили и дальше побежали. Я и сам так же. Потому и пьянею сегодня быстро.
-  Поешь. В чем дело?
-   Нет. Не хочу. А что ты не расскажешь, как ты в директора попал? Как то не складывается. Моряк, капитан, и вдруг директор стекольного завода.

   Виктор пожал плечами, помолчал и сначала нехотя, потом, увлекаясь, рассказал, как переехал в Ростов, как попробовал себя в журналистике, как согласился на директора. 
-   Смелый ты мужик, однако. Я бы так не рискнул.
-   Много чего, Игорек, сложилось, чтобы на такой вот результат я вышел, не все так просто. Я понял, что в жизни не все ты сам решаешь, есть еще всякие обстоятельства, которые подталкивают тебя на тот, или другой выбор решения. Не замечал? 
   Игорь не ответил, только неопределенно пожал плечами, но смотрел заинтересованно.
 
-   Я до последнего не уверен был, что буду работать на этом заводе. Но вот, когда ходил по цехам с главным инженером, стоял у верстака, где стеклодувы из горячего стекла творят удивительные вещи, вспомнил, как в самолете, казалось бы, случайно встретился с человеком из Гусь-Хрустального. Знаешь такой город?
   Игорь покачал отрицательно головой. Виктор не стал рассказывать, что человек этот был священником, и что тот познакомил его еще и с художником Гусевского хрустального завода.

-   Городок этот – центр нашего стеклоделия в стране. И мы с ним о стекле говорили, и много я удивительных вещей от него тогда услышал, даже поехать туда захотелось. Казалось бы - случайно? И вот, в Ростове я попадаю на стекольный завод. А вчера, здесь в Москве, на семинаре познакомился с главным инженером Гусевского хрустального завода. Теперь точно поеду туда. Только сначала со своим производством разберусь.
   Игорь внимательно слушал, попивал холодный «Боржоми», иногда кивал, иногда пожимал плечами.

-  Странный ты человек, Витя. Я не особенно доверяю таким восторженным людям, как ты, таким идеалистам. С тобой, конечно, интересно. Вернее, я так скажу – с тобой лучше, чем с циниками, прагматиками.
-   А ты сам то, к кому себя причисляешь?
-   Я? Я реалист…, да, пожалуй, я реалист. Я вижу людей такими, какие они есть. Сразу, - махнул категорично рукой, - я это давно заметил. Начинаю разговаривать с человеком и сразу понимаю, чего он стоит. Не ошибаюсь, заметь. Не смейся, я не пьяный, я это тебе и на трезвую скажу.

-   Ни разу не ошибся? А как же тогда… - видно было, что Виктор не решается что-то спросить.
-   Чего замолчал? Я ведь знаю, что ты хочешь спросить. Как я с Тамарой ошибся, да? Ла-адно, не кривись, сам скажу, - Игорь тряхнул головой, как бы отгоняя какие-то мысли, - не знаю. Видимо, - он усмехнулся, - этот мой закон на женщин не распространяется. Да. Вот, кстати. Сегодня, на выставке общаюсь с дамой. Такая, знаешь, современная, язык подвешен, юридическими терминами так и сыпет. Представитель, как она себя отрекомендовала, совместного предприятия с бельгийцами, стенд у неё, проспекты, плакаты, все чин-чинарем. Визитку сразу сунула мне, на визитке её фамилия, имя, несколько телефонов, должность - всё на английском. Продает торговое оборудование. Как бы! Мало того, за её столом молодой человек, видимо, их сотрудник уже ведет переговоры с кем-то еще. Ну, ты понял, да? Все серьёзно. И я, значит, начинаю ей перечислять мои потребности, хотелки мои. Всё о’кей! Как здорово, что вы обратились именно к нам! Это всё у нас есть, прямо здесь у нас на складе, в Москве. Вот «прайс-листы», вот ассортимент, выбирайте. Платить можете наличными, можете безналичными, - Игорь уже рассказывал с жаром, жестикулировал, - и тут меня сзади по плечу «Игорёк, привет!».

 Оборачиваюсь – твоя Варя. Она извиняется перед дамой и отводит меня в сторону. Я, конечно, «привет, ты откуда? как дела?», а она «погоди, мы еще успеем поговорить». И тихо так, поясняет, что со мной ведут переговоры аферисты. Такой фирмы нет, а счет у них на фирму «однодневку». Раскланивайся, говорит, не шуми, найди предлог отказаться и уходи. Меня, говорит, найдешь вот за тем стендом, и я тебе подскажу позже с кем здесь можно дело иметь. Я извинился, раскланялся и пошел к ней. Она сидит в группе иностранцев, говорит на английском, одним словом, леди. Что ты думаешь? Свела меня с фирмой бытового оборудования Bosch, сама проконтролировала переговоры, помогла протокол о намерениях составить, помогла распечатать.

 Потом подошла Татьяна, бабьи «охи, ахи», разговоры. Одним словом все устроилось. И сюда она нам предложила прийти. Да. Ну, это ладно. Но она ведь нас от беды отвела. Там на ярмарке, говорят, всякие люди орудуют. Народ то у нас пока неграмотный в этом плане. А я, получается, как раз и облажался. Вот. И теперь сижу по пьяне хвалюсь, что в людях разбираюсь. Эх! Женщины!

   Игорь махнул рукой и разлил остатки из графинчика по рюмкам. Еще не меньше часа они разговаривали о разном, то возвращаясь к теме работы, то рассуждая о том, куда катиться страна. Уже в конце, расплачиваясь и собираясь уходить, Игорь дернул за руку Виктора.

-   Погоди, присядь. Видимо меня разобрало, но я все же решусь, скажу тебе одну вещь. На трезвую бы не сказал. Нет, не сказал бы. Ладно. Хотя я и не знаю, зачем я тебе это говорю, - помолчал, глядя в сторону, - ладно. Давно это было. Видимо в последние дни, перед тем, как мы с Тамарой разошлись. Я тебе не боюсь в этом признаться …, мне ведь очень тяжело дался её уход. Что ты смотришь? Да, это она от меня ушла. Так вот. У меня хватило ума в какой-то момент её спросить, как она к тебе относится. Мол, забыла или нет. Знаешь, что она сказала? А-а. Она сказала, что она предала тебя. И будет всю жизнь помнить подлость свою. Так и сказала – подлость. Вот, каково мне? А ты…, вот так, - Игорь помахал рукой, - меняешь баб. И смотри, у тебя одна лучше другой.

   Глаза у него уже не могли сосредоточиться в одной точке. Встал он с трудом и покачиваясь пошел к выходу. Виктор догнал его и взял под руку. Игорь не сопротивлялся.
-   Ты где остановился?
-   Что? А-а. В Измайловской.
-   Сам доедешь? Я сейчас такси возьму тебе.

-   Не волнуйся, доеду. Меня чистый воздух, - Игорь раскинул картинно руки, -  бодрит и…, трезвит. Не волнуйся, хороший ты наш…, гордость ты наша…, кстати, она так и сказала, что таких людей, как ты, предавать стыдно. Вы чистые и наивные. Не сердись, блондин, я шучу, - Игорь пьяно рассмеялся.

   Как и Корольковы, друзья прогулялись до площади, перешли к «Детскому миру» и там поймали такси. В машину Игорь сел, не прощаясь, молча. Потом опустил стекло.
-   Ты, это…, не пропадай. Хорошо, что мы встретились. Ладно, иди, иди к своей женщине. Я тебя найду.  Погоди, - тронул водителя за плечо, - Виктор, ты прости меня, если я чего…, не того. Да? – махнул рукой, - поехали.

    Виктор остался стоять на краю тротуара. Москва сверкала огнями. Шуршали колесами вереницы автомобилей, громко разговаривали, смеялись, проходившие мимо люди. И у Виктора возникло ощущение, что не было никакого вечера в «Славянском базаре» и не было друзей мурманчан. И Варя будто являлась ему прошлую ночь не наяву, а в странном сне. Сон этот сохранил в памяти страсть и багровые с золотом цвета, аромат её духов и терпкий вкус вина. Но все это было уже в прошлом и улетало из памяти, объединяясь с другими событиями, бывшими значительно позже. Разговоры друзей в ресторане не оставили ничего, о чем бы хотелось вспомнить и обдумать. Показались напрасными откровения с Игорем. Было ли это последствием выпитого, или, действительно, ничего интересного для него в их рассказах не оказалось, ничего не затронуло, об этом думать не хотелось.
 
   Ночная Москва кружила голову не слабее алкоголя. Захотелось идти вдаль по этим улицам, без цели, без направления, разглядывать витрины, заглядывать в лица прохожих. Ведь здесь невозможно было заблудиться. Где-то, над дальними крышами вдруг вспыхивали знакомые с детства алые звезды Кремля, повернул влево к этим звездам и оказался на площади перед колоннами Большого театра, а впереди уже манили знакомые очертания собора Василия Блаженного. Остановился только в центре Красной площади. В голове возникли возвышенные мысли. «Вот я и пришел к тебе, Москва». Он вдруг вспомнил картины древней степи, караваны и стойбища, кочующие по бескрайним просторам орды воинов и бесчисленные от горизонта до горизонта отары овец и табуны лошадей, с глухим стуком копыт мчащиеся вдаль. Почему эти видения, забытые им на некоторое время вдруг всплыли в памяти? Почему именно за величественными стенами Кремля и башнями с магическими, пылающими алым пламенем звездами почудились Виктору те бескрайние степи?

 Мелодичный, живой бой курантов, раздавшийся в этот момент над головой, ударил не только в уши, толкнул в грудь, в самое сердце. Виктор поймал себя на том, что никогда в жизни он еще не испытывал такого подъема, такого святого искреннего душевного подъема. И вдруг захотелось, чтобы сейчас, здесь, рядом с ним были Наташа, дочка и сын. И чтобы стояли они все, обнявшись, лицом к Спасской башне и слушали этот звон колоколов, принадлежащий всей огромной стране с лесами и морями, городами и селами, со всем многомиллионным народом. Утихли колокола на Спасской башне, Виктор еще минуту другую постоял и медленно направился в сторону гостиницы. Усмехнулся, «что это я?». Но ощущение торжественности и причастности к окружающему его величию не проходило, пока он не вошел в холл гостиницы «Москва».
 
   Он сегодня не послушал Варю, и не забрал вещи из номера, а приехал к ней прямо с семинара. Она ничего не сказала, будто и не было у них такой договоренности. Ключ Виктору выдали и сообщили, что его товарищ выписался и выехал еще утром. В номере Виктор первый раз глянул на часы, было без четверти час. Он достал визитку Вари и, ни минуты не раздумывая, набрал номер, который, как он предполагал, был номером телефона квартиры в Черниговском переулке. Трубку сняли сразу. И голос Вари был не сонным.
 
-   Надеюсь, ты уже в гостинице?
-   А где я еще могу быть? Ты не спишь? Мне бы стоило вначале извиниться за поздний звонок?
-   Витя, не стоит. И не сплю я не потому, что жду твоего звонка, а потому, что у меня еще много других дел. И завтра, кстати, у меня много работы. Ложись спать спокойно. Впечатлений много?
 
-   Как тебе сказать? Я, конечно, рад встрече, очень рад. Рад за ребят, за то, что у них все в порядке. Но, ты знаешь, расстались и в голове мысли больше о заводе, о доме. Вот, как-то так. Не знаю, как это объяснить.
-   Пройдет немного времени и ты сам на эти вопросы ответишь. Я вот что хотела тебе сказать. Нам надо с тобой завтра встретиться. Ты, я и  Доналл. Понимаешь? Ты интереса не потерял?

-   Нет, что ты. Я наоборот думаю об этом предложении. Оно мне все больше нравится, оно мне интересно. Сегодня читали лекцию о совместных предприятиях с иностранными фирмами. Я все это увязываю.
-   Хорошо, я рада за тебя. Мы завтра во второй половине дня приедем к вам в институт экономики. Вы там же слушаете лекции?
-   Да.
-   До завтра. Спокойной ночи.
-   Спокойной ночи.
   Виктор медленно положил трубку. «Она даже не сказала «целую».

Продолжение http://www.proza.ru/2016/06/17/480