Эти разные ветры перемен

Александр Белислав
В этой аллегории и «ветры», и «перемены», как понятия для категории "изменение" и для его скорости, могут иметь разные психологические оттенки:
ветер – внезапный, ошеломляющий, навалившийся, неожиданный, ледяной, испепеляющий и так далее, желающие могут продолжить;
перемены – фатальные, коренные, авантюристические, роковые, мгновенные, судьбоносные, катастрофические, бутафорские  и прочие их раскраски.
Расскажу об одном эпизоде из своей жизни, имевшем многие из таких оттенков.

     Было это в Крыму, на побережье Чёрного моря близ города Судак. У Московского института с военной кафедрой  (Физтех, что в Долгопрудном) была там в 60-х годах прошлого века база аквалангистов. И мы, студенты-физтехи, привезли  туда из Москвы подаренный воинской частью и восстановленный своими силами трофейный катер красного дерева из ставки Гитлера. Корпус был хорош во всех отношениях, но… без двигателя. Голь на выдумки хитра – туда был приспособлен двигатель от  полуторки, а на сваренный специально под катер прицеп – колёса от истребителя МИГ-15 с пневмо амортизаторами.  Этот голенастый агрегат, неизменно привлекавший внимание в дороге,  на прицепе у автомобиля ГАЗ-51 с десятком студентов-аквалангистов  в кузове,  во главе с капитаном военной кафедры, взявшем с собой ещё и жену, отправился из Долгопрудного в Судак.  Задул непредсказуемый ветер  авантюрных перемен!
Два дня, и мы в Судаке. Но на перевале к Судаку случился неожиданный ветер фатальных перемен!  Для такой тяжёлой сцепки на подъёме к перевалу мощности ГАЗ-51, достаточной на пересечённой местности от Москвы до Крымских гор, стало не хватать.  Мотор натужно рычал на первой передаче, но сцепка двигалась всё медленнее и медленнее. Навалившийся ветер фатальных перемен крепчал – остановись машина, и начнётся ошеломляющий ветер катастрофических перемен: скатывание всей тяжёлой сцепки назад, под гору, удерживаемое лишь слабеньким ручником ГАЗ-51. А в кузове - люди, в кабине - побледневшая жена капитана, за рулём - двадцатилетний студент-шофёр, правда, успевший годик поработать на ГАЗ-51 в Крыму и знавший эти горы.  Решение было мгновенным – шофёр резко скомандовал: «Все из кузова вон! Толкать сцепку в гору!». Подул ветер судьбоносных,  для этой ситуации,  перемен – облегчённый и подталкиваемый крайне заинтересованными руками  ГАЗ-51 одолел-таки перевал! Там остановились, и все были вознаграждены чудесным горным воздухом Старого Крыма! Тот воздух сам льётся в лёгкие, что наполняет тело несказ'анной благодатью – не зря там монахи основывали монастыри. Потянуло ласковым ветерком благоприятных перемен!
Но в лагере аквалангистов вновь разыгрался ветер роковых перемен. Погружения близ берега на 15-20 метровой глубине быстро приелись, и решено было отойти на катере в море, чтобы осваивать более серьёзные глубины. Молодо-зелено, дурным ногам семь вёрст – не крюк…
В прекрасную тихую погоду  погрузили акваланги, водитель-студент завёл мотор, и катер пошёл  в море.  И тут как тут  –  опять  ошеломляющий ветер коренных перемен: задул реальный встречный ветер. Мотор катера натужно заревел, борясь с волной, и тут выяснилось полное отсутствие надёжности силовой установки красавца-катера: не охлаждаемый забортной водой коллектор нашего мотора (коренной просчёт неопытных лопухов-студентов, снаряжавших катер и поставивших обычный коллектор, а не специальный, с охлаждаемым кожухом) быстро  раскалился докрасна, и двигатель, само-собой, перегрелся, застучал и заглох окончательно, заклинив поршень. Катер стало болтать на крупной зыби. Ветер катастрофических перемен стал ещё и укачивающим, вплоть до острых приступов морской болезни. Благо, шли недалеко от изрезанного скалистого берега. Кое-как дружными усилиями загнали катер вёслами в спокойную скалистую бухточку и полезли вверх по её крутым склонам, чтобы выйти к цивилизации и организовать буксировку катера в лагерь.
На этом пути на водителя-студента вновь подул ветер роковых перемен. Шустрый молодой человек, крымчанин, первый полез на крутой склон, чтобы разведать и обозначить подъём остальным. Залез он уже довольно высоко, так как катер внизу заметно уменьшился в размерах. Сзади карабкались остальные. И вдруг…
Закрепив одну ногу на твёрдом выступе, студент обхватил руками огромный камень, чтобы подтянуться и поставить на выступ вторую ногу, но… камень зашевелился и остался в руках, лишь опираясь в неустойчивом положении на пятачок, где до этого, как оказалось, еле-еле стоял. Это был уже внезапный ураган перемен мыслительного  процесса  в голове студента, а время для него распалось на значимые мгновения:
- Оттолкнуть камень от себя в сторону и припасть к скале?
- Нет, сзади люди, их накроет этот камнепад!
- Стоять и держать камень, пока все не пройдут?
- Долго не выдержать на одной ноге, которая уже начала предательски дрожать от напряжения, да и сил потом не останется, чтобы отбросить камень…
Цугцванг – все перемены хуже!
Студент  замер, повернул голову назад и крикнул ребятам, чтобы уходили в сторону от него и поднимались быстро и повыше. Слава Богу, поняли, послушались, никто не приблизился к опасному месту. Он так и стоял, пошатываясь вместе с камнем, пока ниже уже никого не осталось. Не дыша на этот коварный камень, студент попытался найти ему положение относительного равновесия, чтобы сомлевшие  руки отдохнули перед решительным движением. Повезло! Камень завис на склоне.  По сантиметру студент выполз из фронта вероятного падения этой каменюки, и вскоре присоединился к ребятам. Навалившийся было ветер роковых перемен стих! Надолго ли?..

Кто-то так и не понял, а в чём, собственно дело? Лез человек вверх, лез, потом, для стороннего взгляда, немного постоял и дальше полез…  А над человеком за это короткое время пронёсся ураган судьбоносных, для него лично, перемен!

Жизнь продолжалась…  Потом пришла любовь. Но это уже для студента были иные ветры совершенно других перемен...

Ветры перемен... Разные, они всегда дуют вокруг нас, и это есть сама жизнь!