Вестники новой страны

Анжелика Вевель
Одна из ярких, незабываемых страниц истории Ярославского района Ярославской области - Ярославское уездное земство, которое появилось в сложные для России годы, когда миллионы сельских жителей (крестьян) перестали быть собственностью помещиков или государства. Требовалась реформа управления, введение законности и порядка в административной деятельности, так как  состояние местного управления было расстроено, а  старая бюрократия  не способна  была справиться с новыми задачами. Царская власть вынуждена была пойти на административные преобразования и уступки в делах местного самоуправления. Так, 1 января 1864 года было издано «Положение о губернских и уездных учреждениях», вводившее  новые органы местного самоуправления – земства. А в июне 1865 году родилось и Ярославское уездное земство.

Земские учреждения были нетрадиционным элементом в системе управленческого аппарата самодержавной России. Они создавались на основе выборов депутатов (гласных) из местных жителей  всех сословий, от богатых и знатных помещиков до бедных крестьян, городских жителей.  Это было прогрессивным явлением  для России, и,  конечно же, для Ярославского уезда. Заниматься они, правда,  должны были хозяйственными и культурными, а не политическими вопросами на территории уезда и губернии. В глубинке потребность в решении этих вопросов ощущалась особенно остро, чем в центральных городах  страны.
 
 В пределах хозяйственной компетенции земство было поставлено под контроль центральной власти – губернатора и всецело зависело от государственных органов, и,  прежде всего от местной полиции. Однако  земство боролось за право самостоятельно работать без вмешательства администрации. 
Местное самоуправление состояло из земских собраний и земской управы. Первые – принимали решения, вторые -  их претворяли в жизнь.

Возглавлял земское собрание - председатель, назначаемый губернатором. Закон предусматривал, что эту обязанность отправляет уездный предводитель дворянства. Одним из первых на эту должность встал  Александр Филиппович Бычинский. Помощником назначался  секретарь  земского собрания, им долгие годы был  – Ф.И.Гречанинов. Первым председателем уездной управы был Александр Илларионович Тихомиров (1865-1868), с июня 1868 г. избран председателем Ярославской губернской земской управы. Член ревизионной комиссии в первые годы работы - князь Д.С.Урусов. Среди активных гласных первых лет были: священник Красносельский, Нестеров, Тележкин, Локалов А.В., Н.А.Костылев, А.Г.Высоцкий, В.В.Калачев, А.В.Кашин, Р.И.Кокуев, Н.А.Яковлев, А.И. Тихомиров, барон Энгельгард, отставной капитан М.Ф.Белкин.  В составе гласных уезда насчитывалось тогда 29 человек, среди которых представители всех сословий, от князя Д.С.Урусова до крестьянина Алексея Локалова (в будущем крупного предпринимателя, владельца льно-ткацкой фабрики в городе Гаврилов-Ям).
На первых заседаниях  ярославского земского уездного собрания, на основе анализа ситуации в уезде, было решено: основные усилия сосредоточить на проблемах малоимущих  и неимущих местных жителей, а затем на хозяйственных нуждах.

Интересно проследить, как в 1868 году земство решало вопрос о нищенстве. Первоначально земское собрание выработало «Проект о призрении неимущих, недужных и к работе неспособных, а также  искоренения нищенства, и принятии мер к уменьшению и уничтожению в уезде бродяжничества».  Предлагало оно создать комитеты сбора подаяний, которые бы распределяли собранные денежные средства между «истинно нуждающимися». Однако управа сочла, что проблема этим  не снимется, и в свою очередь собрала по каждой волости сведения о числе нищих и неспособных к работе, предложения крестьян по решению проблемы. Поступило огромное количество идей, но «более других достойны были внимания «приговоры», доставленные Кузьмодемьянским, Берлюковским, Бурмакинским волостными правлениями. Кузьмодемьянское волостное правление высказывало свое мнение об устройстве в центре четырех или пяти волостей дома для призрения неимущих, где они будут содержаться из сборов всего уезда. В Берлюковской волости крестьяне предложили на каждого нуждающегося выделять хлеб. Управа была поставлена в затруднительное положение при принятии решения. Что было приведено в жизнь, и как был «очищен» уезд от нищих и бродяг?  Всех нищих без документов назначили на исправление сельских дорог и на общественные запашки, выдавая определенную плату за урочную работу. Людям, неспособным по состоянию здоровья работать, выдавались денежные средства, собранные жителями уезда.  Особо нуждающимся семьям  выдавали хлеб. Четвертинка (209,9 литра) озимого хлеба и 4 гарницы (3,28 литра) ярового хлеба - взрослым, детям с пяти лет – половинное количество. Милостыня нищим также не считалось безнравственным делом.

Важна и показательна практика составления земских бюджетов в 60-70-ее годы 19 века. В этой области опыт ярославского земства заслуживает серьезного внимания со стороны  современных деятелей местного самоуправления. Здесь не последнюю роль играло право земства устанавливать местные налоги. Главная роль в бюджете отводилось сбору с недвижимого имущества местных жителей. Налогообложению подлежали все торговые заведения, кустарные промыслы, промышленные предприятия, любое предпринимательство. Так,  владелец небольшого кирпичного завода, оцененного в 150 рублей, при селе Карабихе Сакин Николай Иванович обязан был уплатить 1 рубль 35 копеек в 1895 году. А винная лавка Елизаветы Григорьевны Тятенковой, располагающаяся в деревне Кормилицине и оцененная в 600 рублей,  облагалась в 5 рублей 10 копеек. Обложение земли приносило также прибыль. Сакин Петр Алексеевич, владелец льно-отбелочной и ткацкой фабрики, приобретая 115 десятин земли под больницу для рабочих,  уплатил земельный налог в 1895 году 10 рублей 35 копеек.
 
Неплохим источником дохода  было взимание дорожного и подводного налога. Например, земское собрание установило налог за перевоз р. Туношонки на костромском нагорном тракте в сентябре 1867 году:  с «пеших» - 2 копейки, с одной лошади –  с кладью или товаром, или седоком – 8 копеек, с лошади без седока – 5 копеек, с тройки – 15 копеек, с бочки вина или водки или других жидких товаров, перевозимых на телегах – 10 копеек, с мелкого скота – 1 копейка.
 
Доходная  статья   бюджета - частные пожертвования. Так, князь Урусов пожертвовал в пользу мужской гимназии, находящейся в Ярославле – 2000 рублей. И таких благотворительных примеров не мало из числа  гласных, жителей уезда. Все средства шли в земский бюджет, а затем тратились на конкретные проблемы.

Значимо  в первые годы деятельности земства было собрать  своевременно и в полном объеме налоги с местного населения. Налогоплательщики пытались уйти от уплаты разными способами. Например, в  1869 году земский сбор за все повинности составлял 65 991 рубль, а к концу года было собрано лишь чуть более 26 тысяч. Земское собрание приняло решение, претворенное в жизнь управой, «принять побудительные меры: штраф по 1 копейке в месяц с неуплаченного рубля». 1 копейка в середине 19 века – огромные деньги! Можно вкусно и сытно пообедать на эти деньги в трактире или опять таки перевести мелкий скот через реку.  Результат естественно был положительный.

На что же  расходовался земский бюджет? В первую и вынужденную очередь, на содержание государственных и правительственных учреждений. Поскольку в Ярославский уезд входил и город Ярославль, то расходы на содержание были значительны. Так, только в 1869 году сумма исчислялась – более 48 000 рублей. Однако анализ земского бюджета ярославского земского уезда с 60-х годов 19 века по начала 20 века, позволяет сказать,  что из года в год земство стремилось уйти от больших субсидий по содержанию данных учреждений и расходовать основные средства на две главные сферы своей деятельности: народное образование и медицину. По смете в 1889 году на народное  образование тратиться  22 924 рубля, солидная сумма покрывала содержание всей учебной части в сельских школы. На медицину – более 60 000 рублей. Стало быть,  во-вторых, бюджет идет на здоровье и просвещение народа. В-третьих,  устройство и содержание путей сообщения, земской дорожной станции и почты, и ветеринарной службы,  богоделен и приютов, «попечение» по местной торговле и промышленности, страхование от пожаров.  В-четвертых, содержание арестантских домов и квартир для членов полиции, содержание водопроводов, устройство домов для лиц, подпавших под рекрутский набор.

То, что сегодня кажется обычным административно-хозяйственным событием, в тех условиях было подвигом, требовало исключительной силы воли, мужества гласных, чтобы противостоять требованиям губернатора и надзору государственных органов власти. Представители земства мыслили перспективно, учитывая сотни обстоятельств жизни народа. Объединенные общественными нуждами,   долгом и ответственностью перед народом и государством, любовью к Родине, они вывели уезд на новый виток жизни.
 
Не занимаясь политическим вопросами, многие из гласных ярославского земского собрания и управы становятся видными политиками страны. Например, Константин Федорович Некрасов, племянник великого поэта, избирался гласным уездного, затем губернских земств, депутатом I Государственной Думы, был секретарем фракции кадетов. Он как и другие бывшие гласные уезда Шаховской и Скульский призывали народ к пассивному сопротивлению политике правительства.

Можно заключить, что представители земства были вестниками новой страны, сынами народа, доказавшими, что этот народ способен решать проблемы на местах.