Лето 1893 года

Анжелика Вевель
 Стояло лето 1893 года. Старики поговаривали: «Такого лета видеть не приходилось».

 Необыкновенно быстро сошел снег, и уже с мая наступила жара. Собирались тучи, глухо гремело, и хоть бы дождинка – снова нещадно палило солнце. Поблекла, стала колкой трава на открытых местах. Вода в Которосли убыла настолько, что фабричные мальчишки ходили по глинистому дну, ловя руками рыбу. Рабочие Сакинской фабрики (ныне ткацкая фабрика "Красные Ткачи") задыхалась в духоте и пыли фабричных корпусов.

 В конце июня со стороны Ростова потянуло гарью: загорелись Сафинские торфяные болота. Дым расползся на десятки километров. Солнце заволокло. По утрам едва проглядывали верхние этажи льноткацкой и отбельной фабрики П.А.Сакина, близ села Карабихи.

 27 июля владелец фабрики вернулся с экстренного заседания  гласных Ярославского Уездного Земского Собрания в легкой, на высоких рессорах пролетке.  Войдя в дом, двухэтажный купеческий особняк при фабрике, встретил молодую жену Сиклетию Михайловну и младшую из восьми детей Капитолину, худенькую длинноногую девчушку. Сев на кожаный диван у окна, Петр Алексеевич принялся рассказывать домочадцам как  около трех часов они, гласные, млели в душном зале и решили запечатать печи во всех домах до тех пор, пока не спадет жара, в избежания пожаров.  Поведал он и о нелепой гибели купца первой гильдии Крохоняткина, который недалеко от  села Макарова Ростовского уезда, места рождения  Петра Алексеевича и старших сыновей Михаила и Алексея, провалился вместе с лошадью и бричкой в раскаленную торфяную яму. Таких ям у них в Макарове было великое множество, и все они были скрыты от человеческих глаз.

 Находившийся в зале дома брат жены, Ильичев Павел Михайлович, хорошо владевший грамотой, зачитал статью из «Ярославских губернских ведомостей» о пожарах на постоялом дворе Градусова, который едва потушили пожарные и быстро сгоревшем ренсковым погребе купца Негушина в Ярославле.  Последний был разорен. Он рыдал, рвал не себе волосы, вызывая смех у ребятишек и сострадание торговцев. Посочувствовал и Сакин Петр Алексеевич, ведь он знал, как нелегко скопить купеческий капитал, если ты родился крепостным крестьянином.

 Хозяйка дома, вспомнила так же, как совсем недавно выгорали в округе целые деревни, и каким чудесным образом господь хранит соседние: Ноготино, Ершово, Боровую, Карабиху. Как ныне  священник Казанской Божьей матери отец Василий (Ухтомский), что на Карабитовой горе служил третий по счету молебен, а дождя все нет.

 Все вздыхали: «Грешим, страха пред богом не чувствуем».

 В августе  жара не спадала, но вслед за гарью и духотой пришла  с Астрахани страшная болезнь – холера, косившая  бедных и богатых, праведников и неверных.
На Ярославской Большой мануфактуре рабочие умирали ежедневно. Прислонятся то к косяку, то к стене, будто бы отдохнуть, да так и останутся.          Сакинские рабочие ждали приближающейся беды. Ждали ее и хозяева. Петр Алексеевич Сакин собрался с местными владельцами фабрик: Зотовым П.А., Сакиным Н.И, обсудить положение дела. Чтобы уберечь себя  и рабочих от холеры, было решено вывесить наставления на стены каморок и корпусов: не есть грибов, огурцов, не пить не кипяченую воду (но где ее напасешься кипяченой-то?), употреблять чай с лимоном, живот обертывать фланелью и т.д.  Фабричный инспектор врач  М.А.Виноградов одобрил все наставления, посетовав, что если начнется эпидемия, то он в одиночку не сможет  с ней справиться. Ухудшало ситуацию отсутствие фабричных больниц. Вот тогда то и родилось решение об устройстве общей для трех фабрик больницы для рабочих. Но это дело будущего. А пока ждали и молили господа о милости. И он услышал: холера прошла стороной. А вслед за ней и душное страшное лето.

 В 1895 году Сакин Петр Алексеевич, владелец ткацко-отбелочной  фабрики приобрел 115 десятин земли под больницу для рабочих.

 А в 1896 году между деревнями Ноготино и Ершово началось строительство больницы. Спустя два года она была построена. Ее здание служит, и по сей день людям, в качестве детского и стоматологического отделения поликлиники  поселка Красные Ткачи.

 Ярославский агрокурьер, 4 октября 2007 года