Аэросанный пробег 1929 года на ярославской земле

Анжелика Вевель
 В начале февраля 1929 года в СССР был утвержден первый всесоюзный аэросанный пробег. Аэросани уже зарекомендовали себя к тому времени во всем мире. В годы первой мировой войны «лыжные автомобили» (так иначе называли аэросани) использовались практически всеми воюющими сторонами по обе линии фронта. Широко применялись они и в годы гражданской войны в России, особенно Красной армией. Особый интерес к аэросаням страна проявила вновь в 1928-1929 годах.
Зачем СССР понадобились аэросанный пробег, ведь военные действия давнзакончились?
Как сообщалось в одной из публикаций, пробег преследовал агитационно-испытательные  задачи. Во время пробега анализировались причины случившихся поломок, искались более рациональные конструктивные или технологические решения, но главное  пропагандировался новый вид транспорта для деревни. Не случайно был выбран  маршрут: Москва – Ярославль – Кострома – Кинешма – Юрьевец Подольский – Богородск – Котельнич – Вятка – Глазово – Дебесса – Пермь – Ижевск – Елабуга – Казань – Чебоксары – Нижний Новгород – Владимир – Москва – 3625 км.

Пробег совпал по времени с началом массовой  коллективизации (созданием коллективных хозяйств) и призван был привлечь на ее сторону  все больших сторонников.  3 февраля 1929 года состоялся старт всесоюзного аэросанного пробега, закончившийся 29 марта того же года. Подняв паруса, участники пробега взяли курс на Ярославскую землю. Они покинули московские,  сумрачные окраины Москвы в белоснежной борозде снега за бортами саней. Их ждало бездорожье российских окраин.

      4 февраля  участники пробега останавливаются в 12.00 в городе Ростове. Ростов Великий, где они рассчитывали получить колоссальный интерес к саням, принял их тепло. Но еще более эмоционально встретил их рабочий поселок Красные Ткачи.

      Красные Ткачи. Типичное название для рабочего поселка.  Он один из тех безликих поселков, которыми опоясаны все дороги нового советского государства. Поселок советских снов, готовый перенять все новее и прогрессивное, но, соприкоснувшись с реальностью, разлетается на куски: он гол и хрупок.

      По воле бывшего хозяина поселка Сакина Петра  Алексеевича поселок выстроен по московской дороге в 17 км от города Ярославля, на реке Которосли среди благодатной природы. Однако разобраться, как он устроен не просто: тут сам "черт ногу сломит". Например, чтобы добраться до реки нужно пройти по брусчатой дороге до фабрики, свернуть к «бельнику», затем «березкам», пройти через спортивное поле и только потом окажешься у речки, вместо того, чтобы по прямой добраться до места отдыха.

     Обитателей рабочего поселения, связывает с городом только шоссе, по которому изредка можно увидеть извозы. А тут – аэросани. Ни изматывающая массовая болезнь – грипп, которым переболело все население Красных Ткачей в январе 1929 году, ни единственный выходной, не смогли заставить остаться дома красноткатцев для встречи участников аэросанного пробега.

     Два часа того же дня. Подъезжали четверо аэросаней, раскачиваясь из стороны в сторону. Водители тормозят. Сани останавливаются. Замороченный, рабочий род людской высыпал на площадь в ожидании чудо-саней. На площади - небольшое одноэтажное здание, «зеленая» школа, с памятником вождю пролетариата. Площадь – сердце и легкие поселка, и находятся они в центре, а не отшибе поселения.
    Вот как комментируют данную остановку сами участники:
    «Мы вышли из саней к собравшимся жителям. Со всех сторон были устремлены на нас восторженные взгляды. Все были довольны. Руководитель экспедиции приветливо здоровался с местными жителями».

    Жители поселка Красные Ткачи имели возможность в течение нескольких минут  беседовать с участниками аэросанного пробега, среди которых были трое журналистов. Громов Борис представлял  «Известия ЦИК», Третьяков Сергей - «Рабочую Москву», а Розенфельд Михаил - «Комсомольскую правду». Всем был оказан радушный прием. Участники пробега провели летучий митинг, разъясняя населению значение пробега. Для пущей уверенности в агитации саней выступил с речью командир экспедиции А.Н. Розанов: «Мы убеждены, что опыт нашего пробега правильно и в полной мере будет оценен ярославской советской общественностью. Что он дает толчок скорейшему введению в обиход аэросанного транспорта. Их главное достоинство заключается в способности передвигаться по любым дорогам и вне них – по целику (целине). Наша родная лошадка медленна и слаба. Внедряемый автомобиль беспомощен перед зимним бездорожьем. А аэросани и быстроходны, грузоподъемные и пригодны для прохождения по любой дороге. Главное же их достоинство – возможность передвижения без дорог, по снегу. Поддержание связи между отдельными населенными пунктами: быстрая перевозка ценных грузов, почты, пассажиров, а также больных, переброска в пункты массовых заболеваний и эпидемий медперсонала и необходимых медикаментов; служба  армии – все это можно взять от аэросаней».

     Совершенно естественно, эти идеи, по-видимому, в зародыше пребывавшие в умах большинства присутствующих сограждан, встретили широкое одобрение. Последние же слова речи пришлись особенно по душе жителем поселка, которые на своем личном примере убедились  в отсутствии медикаментов и медперсонала в период эпидемии недавнего гриппа. На прием в амбулаторию приходило ежедневно до 200 человек, выдавалось по 50 больничных  листов, а местный врачебный персонал не успевал справиться с эпидемией. Но, не смотря на ситуацию, помощи из района не последовало из-за больших заносов дороги.

     В 15.00  часов помещение клуба было наполнено разряженной толпой. Оживленный гул ходил по клубу. Все лица были довольными, почти счастливыми. Все хорошо понимали значение этого дня, этого события, ожидавшегося и, наконец, свершившегося.

     Собравшиеся почем зря нахваливали аэросани еще долгое время, восхваляя технический прогресс.
 
     Путь от Красных Ткачей до Ярославля участников пробега прошел без особых приключений, если не считать следующего несчастного случая. За 14 километров до Ярославля и 3 км от фабрики, с одним из местных жителей -   работником милиции товарищем Бедновым произошло несчастье, 45 пудовой болванкой ему придавило сильно ногу. Ему была оказана первая помощь. Через 8-9 минут он уже был в железнодорожной больнице.

     По прибытии в город командир экспедиции А.Н. Розанов   отрывался от гостей и принимался писать подробные отчеты обо  всем происшедшем в дороге, печатавшиеся в последствии на страницах газет страны. Склонив сосредоточенное лицо над кучей бумаг, он перебирал листки, поправлял и приводил в порядок те, что попадались ему под руку, напускал на себя важность, ворчал. Таким он и вошел в историю, благодаря старой, затертой, но сохранившейся фотографии, а вместе с ней и пребывание в Красных Ткачах.
 
     Участники пробега путешествовали два долгих месяца по воле Автодора, отправившего их в дорогу. Удовлетворенные, под торжественную музыку они вернулись в Москву. Знамя победы реяло в вышине.
Однако прошли годы, а аэросани так и остались несбыточной мечтой многих граждан страны, не став новым видом транспорта для деревни, в том числе и для Красных Ткачей.

 Ярославский агрокурьер, 8 марта 2007 год