Ангел-хранитель и злая воля

Анатолий Цепин
фото Тимура Агирова
Весь металл с территории уже вывезен, остались только каркасы зданий

     Бывают в жизни случаи, когда провидение вмешивается в естественный ход событий, изменяя результаты их до неузнаваемости. И тогда хоть верь, хоть не верь в образ ангела-хранителя, но факт остается фактом – реальность после такого вмешательства явно становится другой. И уж тем более она становится другой после людского вмешательства.

     Работали мы в тот далекий 1991 год на Кавказе, в Кабардино-Балкарии, и стояли лагерем в Баксанском ущелье под Тырныаузом. Наша геологическая экспедиция была можно сказать международной и довольно большой – пять иностранцев, представителей крупнейшей в мире горнодобывающей компании BHP (Broken Hill Proprietary) и шестеро россиян. Искали мы проявления вольфрамовых руд. Тогда еще активно функционировал  ТВМК (Тырныаузский вольфрамомолибденовый комбинат), дававший стране львиную долю добычи вольфрама и молибдена. По оценкам, запасы вольфрама в Тырныаузе составляли до половины разведанных запасов в РФ, и добывалось тогда в год до 7 миллионов тонн вольфрамовой руды с перспективой  довести производство до 10 миллионов тонн. И перспективу эту должны были обеспечить и мы в том числе, разведывая новые рудопроявления.
 
     Уже тогда на Кавказе начали пошаливать националисты, но Анатолий Гурбанов, наш начальник, был родом из этих мест, прекрасно знал местные обычаи и нравы, знал и местных старейшин, и до поры до времени все у нас обходилось чисто и гладко. Впрочем, это тема для отдельного рассказа, а пока мы возвращались на ГАЗ-66 из маршрута по склонам Эльбруса. В этот раз был чисто разведочный маршрут, и проходил он без наших иностранных гостей – только Толя Гурбанов, водитель Алексей, коллектор Андрей и ваш покорный слуга. День катился к вечеру, маршрут был удачный, набрали много интересных образцов, и, нагруженные, весело катили вниз по серпантину. Слева, на протяжении почти всего пути, простирались почти отвесные пропасти, а справа дорога то шла впритирку к скалам, то ответвлялась в ущелья, к селениям. Алексей, имевший огромный опыт езды по горным дорогам, вел наш фургон с приличной скоростью, тонко и умело облизывая на поворотах скальные выступы. С таким водилой мы чувствовали себя как за каменной стеной, ничуть не опасаясь гибельных пропастей.

     После очередного довольно крутого поворота на дороге «нарисовался» голосующий мужчина в промасленной спецовке, и сердобольный Алексей притормозил. Мужчина  оказался русским, водителем самосвала, так что Алексей интуитивно прочувствовал ситуацию, и поступил согласно шоферскому кодексу – всегда выручать коллегу в беде.

     – Давно стоишь, – поинтересовался он.
 
     – Да, нет – буквально перед вами вышел. Можно сказать, повезло, что вы проезжали, сегодня движение очень редкое, а грузовиков так совсем нет.

     – Что за беда приключилась?

     – Да не беда, так, небольшая неприятность, но вся работа встала. У нас в школе  идет ремонт, скоро начнутся занятия, и надо вывезти накопившийся строительный мусор, а у меня аккумулятор сел. Не дерните машину, чтобы завестись?

     Грех отказать соплеменнику в несчастье, и мы свернули с трассы в небольшую долинку, где лежало селение. Школа была неподалеку, буквально метрах в тридцати от дороги. За забором, во дворе школы лежали кучи строительного мусора, и стоял самосвал, нагруженный этим мусором. Алексей сдал задом в ворота и по обширному школьному двору подъехал к самосвалу, стоящему у школьного крылечка. Мы с радостью высыпали из салона, чтобы размять ноги и помочь завести буксировочный трос. Трос завели, Алексей дернул, и какое-то время тащил самосвал по двору, пока мотор его не затарахтел и он благополучно не уехал. Не прошло и пяти минут, как мы тоже загрузились и покатили к воротам. На подъезде к ним надо было немного подвернуть, но наш газик продолжал идти по прямой линии и в результате уперся радиатором в забор.

     Это было так не похоже на Алексея, что мы все с недоумением высыпались из кабины и салона, а сам Алексей выглядел просто обескураженным:

     – Ничего не пойму, машина руля не  слушается.

     Он сдал немного назад, чтобы можно было поднять кабину и поискать причину неисправности. Не найдя ничего неисправного сверху, полез под машину. И что вы думаете? Открутилась гайка на рулевой тяге! Конец тяги провисал неприкрепленный почти до земли, делая наше авто совершенно неуправляемым. Неподалеку, после недолгих поисков, нашлись и гайка, и шплинт-шайба, и уже через несколько минут управление было восстановлено, однако поехали мы не сразу. Как то разом до всех дошло, что если бы водитель самосвала не тормознул нас на дороге, то на следующем повороте мы бы, вне всякого сомнения, сверзились в пропасть, и если бы не разбились вдребезги, то непременно сгорели – в салоне находились две двухсотлитровые бочки с бензином. Получалось, что жизнь целого отряда может зависеть порой от пустяка – выйди шофер самосвала на дорогу несколькими секундами позже и …. До сих пор вздрагиваю, вспоминая эту историю. В лагерь мы возвращались притихшими, и на пониженной скорости.

     Вот так порой бывает в жизни – от случайностей (трагических, или счастливых) не застрахован никто, а тем более не застрахован от преднамеренных действий. Десять лет всего прошло со времени той памятной экспедиции и гигантский ГОК (горно-обогатительный комбинат), активно реализующий тогда планы повышения добычи вольфрамовой руды, градообразующий ТВМК был признан банкротом. На комбинате появились бизнесмены с лицензиями, выданными Лицензионной палатой КБР (Кабардино-Балкарская Республика) на заготовку металлолома. Почти все карьерное оборудование остановленного рудника открытых работ было разрезано на металл и вывезено за пределы республики. Немного позднее подобное «мероприятие» обрушилось и на весь комбинат, на все его здания и все подземные разработки – могучий и единственный действующий в то время в России вольфрамомолибденовый комбинат перестал существовать.
 
     То, чего по случаю, или провидению, избежали мы, в одночасье поразило комбинат. Сам город Тырныауз сразу лишился трети народонаселения. Не нашлось, стало быть, для предприятия своего ангела-хранителя. И теперь и вольфрам, и молибден, такие жизненно необходимые для военной промышленности стратегические металлы, Россия вынужденно закупает за границей. Думаю, что если бы и нашелся такой ангел, то против людской злой воли он бы не устоял.