Нежные и красивые акварельные портреты В. И. Гау

Алина Алексеева-Маркезин
        В.И.Гау. Портрет Эмилии Мусиной-Пушкиной (ур. Шернваль фон Валлен)1840г,
 сестры Авроры Демидовой.

     Об Эмилии говорили, что она «сияет новым блеском благодаря поклонению, которое ей воздает поэт Пушкин». Лермонтов посвятил ей стихи "Графиня Эмилия – Белее, чем лилия...". Ею так же восхищались Баратынский, Сологуб, предположительно ей посвятил стихи Вяземский "Ты светлая звезда таинственного мира".

"Графиня Эмилия
Белее, чем лилия.
Стройней ее талии
На свете не встретится,
И небо Италии
В глазах ее светится.
Но сердце Эмилии
Подобно Бастилии!"

(М.Ю.Лермонтов)

         Продолжим знакомство с творчеством  Владимира Ивановича Гау (1816—1895) — русского художника-портретиста, работавшего по преимуществу в жанре акварели и, наряду с Петром Соколовым и Александром Брюлловым создавшего портретную галерею высшего общества Российской Империи сер. XIX века.Его волшебные акварельные портреты просто восхищают своим мастерством.

          В. И. Гау был ведущим мастером портретной акварели на протяжении трех десятилетий. Ему подражали многие мастера, его оригиналы использовались для гравюр и литографий.

      Творчество художника определяло развитие акварельного портрета в 1840-1860 годы, пока этот жанр не был почти полностью вытеснен более доступной фотографией.

     Акварельный портрет не был принадлежностью исключительно русской культуры. Этот жанр был распространен по всей Европе в очень небольших формах, что объясняется общим развитием искусства и практическими потребностями общества в портретах небольшого размера.

        При каждом европейском дворе работали акварелисты, писавшие портреты, которые затем часто тиражировались литографским способом.

         В. И. Гау легко примкнул к немецкой традиции, так как между русским и немецким искусством 1830-1850 годов существовали тесные связи. Непосредственными его учителями были художники из Прибалтики.
     Отличительная черта портретов Гау – это нежность, лёгкими белилами передаётся платье, и на портретах передан мягкий свет глаз.

      Гау написал много портретов царской семьи, в частности дочерей великого князя Михаила Павловича, и конечно – дочерей императора Николая I.

О портретах и людях.

    Алексей Аркадьевич Столыпин – «МонгО». Друг Лермонтова, последовавший за поэтом в ссылку в действующую армию на Кавказ. Портреты Гау передают характер людей, светский лев, смотрит свысока на условности.

Портрет К.Ф. Опочинина, который был знаком с А.С. Пушкиным и М.Ю. Лермонтовым

       Портрет княгини Анны Бобринской, 1837. Пушкин говорил, что княгиня несколько раз выручала его в разных хлопотах.

      Анна Алексеевна Оленина, которую А.С. Пушкин любил «так искренно, так нежно». 1839 г.

Но, сам признайся, то ли дело
Глаза Олениной моей!
Какой задумчивый в них гений,
И сколько детской простоты,
И сколько томных выражений,
И сколько неги и мечты!.
Потупит их с улыбкой Леля,—
В них скромных граций торжество;
Поднимет, — ангел Рафаэля
Так созерцает божество!(А.С.Пушкин)

      Портрет Авроры Карловны Шернваль, в  браке Демидовой- Карамзиной, которая родилась в Финляндии и прославилась красотой в Петербурге и благотворительностью в Хельсинки.

    Портрет великого князя Николая Михайловича в детстве.

       Великий князь (1859-1919) стал историком, был Председателем Русского географического общества, а затем был убит большевиками во время революции.

 И конечно, Гау – это живописец, создавший портреты Наталии Николаевны Гончаровой.1843г.
 
МАДОННА

Сонет

Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.

В простом углу моем, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель —

Она с величием, он с разумом в очах —
Взирали кроткие, во славе и лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.

Исполнились мои желания.
Творец Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.

А.С Пушкин 8 июля 1830

     В  изображениях Гау как бы выведена формула аристократизма во внешнем проявлении и определены составляющие ее элементы. Они постоянны и переходят из портрета в портрет — ясное и спокойное выражение лица, осанка, поворот головы, модная одежда.

       Но индивидуальность совсем не обязательно теряется за внешним стереотипом. Портретная концепция 1840-х годов предполагала точное до натурализма портретное сходство. Лица на портретах Гау всегда индивидуальны.

  Акварельные портреты художника у современников и современниц имели большой успех . Они прекрасны!
             Его манера отличается тщательностью исполнения и стремлением к натуральности, иллюзорной достоверности изображения, что очень точно отвечало вкусам заказчиков того времени.

          Журнал "Нива" за 1895 год писал: "Особы Императорской фамилии, начиная с императора Николая I-го до императора Александра III, весь Двор, все, кто принадлежал к высшим слоям петербургского общества, все знаменитости были написаны Гау".
 
         Собрание работ Владимира Ивановича Гау велико, хорошая коллекция акварельных рисунков находится в частном собрании в Норвегии у Й. Лида.
 Что-то распылено по частным коллекциям и всплывает сейчас на аукционах Сотбис и Кристи.

    Творчество художника представлено во многих музейных собраниях России, в том числе в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее и других.
 
Изумительные по красоте и таланту портреты вы можете посмотреть по ссылке.
http://maxpark.com/community/6782/content/1996358