Дочь морского царя

Ольга65
  Жили-были муж с женой да и был у них сынок Иванушка. Избушка их стояла на берегу моря. Жили они дружно, хотя и небогато. Муж ловил рыбу, жена ходила на базар продавала, да так они и жили .Долго ли , коротко время шло, да только сынок подрастал, а родители старились. Как-то раз отец говорит сыну: «Пора тебе, Иван со мной в море ходить ,стар я уже стал, не могу один сети тянуть, нужен мне  помощник.»
« Хорошо, тятя»-сказал Иван, на том и порешили. С тех пор стал он с отцом рыбу ловить.
Вот как-то раз вышли они в море рано утром, заря ещё занималась, отражаясь на водной глади розовым цветом. Тихо вокруг, ни ветерка, море спокойное, ровное. Засмотрелся Иван и вдруг видит, на морском дне город стоит, а посреди города дворец белокаменный, а на балконе того дворца девушка невиданной красоты стоит, глядит вверх, зарю встречает. Вдруг взгляды их встретились, и её зелёные глаза покорили сердце Ивана. В это время отец забросил сеть, по воде пошла рябь и всё пропало.
«Что это было, тятя?»- спрашивает Иван и рассказывает отцу всё, что он видел.
«Это тебе показалось, сынок»- отвечает отец-«Какая может быть жизнь на дне моря?» - а  сам испугался. Слышал он,  что живёт на дне моря царевна, морского царя дочь и если кого увидит она и он ей глянется, то не видать тому белого света. Долго жил он со страшною думою и не знал, как рассказать сыну, да и жену не хотел тревожить. Не стал он брать с собой сына в море, боялся.
«Что же ты не берёшь меня с собой, отец, ведь тебе одному тяжело?»- спрашивает Иван.
«Ничего, сынок, я справлюсь, а ты помогай матери по хозяйству, ведь стара она стала. Принеси хворосту, растопи печь, порежь веток на новые корзины, наши-то, совсем прохудились, некуда рыбу класть.
Подчинился сын отцу, помогал матери, а сам всё не мог забыть взгляд зелёных глаз, волос белокурых девушки. «Кто она такая и как попала она на дно морское?»- задавал он себе вопрос, но ответа не находил.
Время шло, возмужал Иван, стал добрым молодцем на загляденье, не одну девичью душу присушил он к себе. Многие, очень многие хотели бы назвать его своим суженым, да ни на кого он не смотрел, всё не мог забыть ту, что поселилась в его сердце. Присушила она его зелёными глазами навеки.
Время шло. Мать с отцом совсем старые стали. Болели они душой за Ивана, за его неустроенную судьбу.
«Женись, Ваня, мы хоть внуков понянчим»- говорили они
«Нет, родители, ещё рано, я ещё успею»- отвечал сын.
Так они и жили. Вот родители совсем состарились и не по возрасту, а от тяжёлой работы.
Зовёт отец сына и говорит ему  «Знаю я, сынок, чем голова твоя забита, о ком думаешь, не хотел я тебе говорить, думал, забудешь, ан нет, крепко засела она в сердце твоём. Вижу я, как ты сидишь на берегу и с тоской  смотришь на воду, Забудь её, погубит она тебя».
«Так значит мне не показалось!»- воскликнул сын - «Есть такая девушка на дне моря и я обязательно встречусь с ней!»
Погоревал отец, да что сделаешь, видно крепко задела девица морская душу парня. Вскоре родители в одночасье умирают и остался Иван один-одинёшенек на белом свете. Стал он в море ходить, рыбу ловить, да тем и жить. А у самого мысли из головы не выходят увидеть царевну, но она не давала о себе знать. Постепенно привык Иван к одиночеству, к холостой жизни, вроде и образ любимой стал таять, как туман. Уж третий десяток доживал.
Вот как-то утром вышел в море, закинул сети, да и задремал. Очнулся, глядит, лежит он на большой кровати мягкой,  да удобной в палатах  дорогих. Всё сияет чистотой, да богатством.
«Сплю я, иль наяву мне всё кажется?» - думает Иван.
Вдруг дверь открывается и заходит старушка в красном сарафане.
«Где я её видел?»-  думает Иван.          
И узнаёт он в ней соседку Маланью, подругу матери, которая утонула много лет назад, когда ходила с мужем на рыбалку. Выпала она из лодки и сколь не нырял за ней муж, так и не мог отыскать. Сгинула навеки. И вспомнил Иван, как угощала она его маленького баранками, да леденцами. Своих то детей у них не было, вот и любила она его, как сына.
«Здравствуй, сокол ясный, вот мы и свиделись.  Давно ждали тебя в гости».
«Где я нахожусь, тётка Маланья?» спрашивает Иван - «И как я сюда попал, ведь Вы утонули, или может,  я  сплю?»
«Приглянулся ты, дитятко, царевне морской, задремал ты, вот и утянули тебя,  её слуги на дно морское, а меня, в своё время, забрали для неё в мамки - няньки. Ну, да я не жалуюсь, люблю её, как свою дочь, только по мужу своему скучаю. Как он там без меня?»
«Тоскует он по Вам, тётка Маланья, так и живёт один бобылём, совсем старый стал. Глаза плохо видят, все проплакал он их, по Вам тоскуя. Вот и я остался один без родителей, помогаю ему, как могу, поддерживаю его. Как он теперь без меня? Совсем пропадёт».
«Спасибо тебе, Иван за старика моего, славный из тебя молодец вышел».
«Правда ли говорят, что царевна всех губит, кто ей приглянется?» - спрашивает парень.
«Правда, да ты не бойся, я помогу тебе. Морской царь приказал здешней ведьме сделать так, чтобы царевна никогда не помышляла убежать на землю. Колдунья прочитала заклятие и забыла  девушка, как зовут её. Только тот, кто назовёт её по имени, в того она по настоящему влюбится и пойдёт за ним куда глаза глядят. А парней молодых да красивых она губит не из-за плохого характера, а от нечего делать, ради забавы. А имя её я сама ни разу не слышала. Отец всё её дочкой кличет, но заметила я, что каждое утро встаёт она чуть свет и глядит вверх на зарю, как будто вспомнить чего хочет».
Вдруг дверь открывается и в комнату заходит краса - ненаглядная, та о которой думал он дни и ночи.
«Погости у нас, добрый молодец, а как долго, я и сама не знаю» - говорит она ему, а смотрит так ласково, что сердце Ивана растаяло, как воск и готов он остаться на  дне морском, на  веки - вечные. Дни идут за днями, гостит Иван у царя морского, гуляет с молодой царевной по морскому саду, да только сердце стало тосковать по родной сторонушке. Захотелось сходить на могилу к родителям. Видит девушка, что парень с каждым днём всё мрачнее становится, на лице застыла тоска великая. Спрашивает она его: « О чём горюешь, Иван? Аль не мила я тебе?»
«Мила, ещё как мила» - отвечает он ей - «Да затосковал я по родимой сторонушке. Вот бы, нам с тобой там вместе оказаться! Стали бы мы жить да поживать, как муж с женой, душа в душу».
Рассердилась царевна, затопала ногами, прибежали слуги, схватили Ивана, да и бросили его в темницу сырую. Медленно потекло время. Сидит он в темнице, навещает его одна тётка Маланья, да и то тайком.
«Не горюй» - говорит - «Ваня, скоро растает сердце девичье, ходит она печальная, задумчивая. Привыкла она к тебе».
Действительно, скоро выпустили Ивана из темницы, отвели в палаты каменные, стали снова они гулять по саду .Да не выходит у него из головы мысль, повидать родную сторонушку. Понял добрый молодец, чтоб на землю попасть и царевну не потерять, должен он имя её узнать. Ведь не мила ему будет родная сторонушка без этой девушки. Обратил  внимание Иван, что каждое утро не забывает царевна выйти на балкон зарю посмотреть. Не в этом ли прячется разгадка? Видно что-то вспоминает она, да никак вспомнить не может.
«Здравствуй, матушка, заря алая» - приветствовала она зарю. И тут осенила Ивана догадка, Алёнушкой  звать её.
«Знаю я, как тебя зовут,  лебёдушка моя ненаглядная. Зовут тебя Алёнушка, зоренька моя ясная».
Услышала царевна Ивана, глянула на него, забилось сердечко её от любви к добру молодцу. Влюбилась она в него без памяти. Растаяло колдовство, как дым в тумане. Подкосились у неё ноженьки, прошептала она: «Иванушка, за тобой куда хочешь, пойду!»
«Пойдём на сторонку мою родную, на землю-матушку, женой своей назову тебя».
И сговорились они бежать, да не тут-то было. Услышал их разговор главный казначей царя морского. Сколько рыбы в море, сколько звёзд морских, камней дорогих, жемчугов разноцветных, всё он знал и не уставал пересчитывать, да всё мечтал жениться на царской дочери, присвоить все богатства себе, да со временем и царя морского с трона спихнуть. Сказал он царю о заговоре. Услышал морской владыка об этом, разгневался, разбушевалось синее море. Много кораблей на дно моря ушло. Приказал он запереть дочь в башню, что стояла на самой окраине морского парка, а Ивана бросить в темницу. Представил он к дочери мамку-няньку Маланью, да строго наказал глаз не спускать с царевны. Плачет девица слезами горькими, убивается от горя парень в темнице, казалось, ничто не может им помочь. Успокаивает девушку нянька старая, любит она её как, родную  дочь. Спрашивает: « чем помочь тебе ,дитя неразумное?»
А царица говорит: «Иди, как уснут все, к Ивану, скажи, что есть в темнице ход потайной, ведёт до самой башни. На полу в тюрьме есть камень больше, чем все по размеру, пусть отодвинет его, да придёт ко мне».
.Под покровом ночи, когда стража уснула, пробралась Маланья к Ивану в темницу, передала ему слова Алёнушки. Огляделся Иван в темноте, видит камень большой, поднатужился и сдвинул его с места. А там действительно лестница вниз ведёт. Спустился Иван, пошёл на ощупь и, наконец, он оказался в башне. Обнялись влюблённые,  и говорит ему Алёнушка: «Не побоишься ли ты, милый, когда я поведу тебя отсюда по воде».
« А чего мне боятся, ведь я и так утоп, а два раза не тонут».
«Ну, тогда пошли»-  говорит любимая.
Взяла девица за одну руку Иванушку, а за другую нянюшку свою и пошли они по водной глади, как по проторенной дорожке. Любовь да вера весь страх у них отбили. Вскоре и берег показался. Узнал царь про бегство своей дочери, пуще прежнего, разгневался. Потемнело синее море. Штормы бушуют на нём каждый день, не выйти рыбакам в море. Топит владыка морской лодки да судёнышки, нечем стало людям питаться, кто в батраки пошёл, а кто лесом кормится. А Иванушка, когда вышел на берег, отвёл тётку Маланью к её старому мужу. Обнялись старики, зажили вместе, стали Алёнушке да Иванушке за родителей.
Добрый молодец со своей женушкой зажили счастливо, хоть и жили бедно. Понимала царевна морская, что из-за неё народ нужду терпит. Не раз выходила она на берег, звала батюшку, просила прощения, но не было ей ответа.
Шло время. Родила она сынка, да доченьку. Дочка ликом вся в маму, глаза зелёные, как изумруды, волосы белые шёлковые. А сынок вылитый отец, кареглазый с русыми кудрями.  А  тем временем отошёл царь морской от горя. Стал тосковать по дочери по её нежному голосу, по невинным забавам и решил он простить дочь неразумную. А Алёнушка ещё раз пришла на берег. Взяла она за одну руку сына за другую доченьку, да произнесла такие слова « Покажись, батюшка родимый, прости свою дочь, не жить мне без моего любимого, прости, что ослушалась тебя. Привела я тебе внуков твоих показать». Оттаяло сердце старика, подплыл он к берегу и простил дочь свою любимую, а как увидел внучку, заплакал грозный царь морской. Перед ним воочию дочь его.
маленькая стоит.
« Не будете вы больше бедствовать»- сказал он - « Вот тебе,  Алёнушка, шкатулка с камнями да жемчугом, тебе да внученьке, а тебе, внучок, дам я меч алмазный, но не в том его заслуга, что дорогой, а в том, что обладает он волшебной силой. И тот, кто владеет им, никогда не испытает поражения. Скажи, дочка рыбакам, пусть выходят в море, не буду я больше топить корабли. Да и Ваня твой пусть меня не боится, не обижу».
«Не на чем , отец выходить моему мужу в море. Разбил ты его ветхую лодку о скалы морские».
«Разве за этим дело встало». – говорит царь морской.
Видит Алёнушка, подходит к берегу небольшой корабль с белыми парусами, на борту название написано алыми буквами « Алёнушка». Поблагодарила дочь отца, низко в пояс кланялась.
С тех пор зажили они с Иваном счастливо. Он в море ходит, сам морской царь ему рыбу в сети загоняет и хватает той рыбы всем поморским жителям, а Алёнушка по дому хозяйничает. Дочка с сынком подрастают, тётку Маланью да мужа её навещают, бабушкой да дедушкой кличут. Не забывают они и на берег ходить, деда морского навещать. Дружно живут. Дочка Алёнушки да Иванушки красавицей растёт, женихи на неё заглядываются. А сынок, добрый молодец, всё о подвигах мечтает. Вынет подарок деда морского из сундучка, меч алмазный, да любуется, глаз отвести не может. Но про это будет особый сказ. На этом и заканчивается наша история про земного парня Иванушку да морскую царевну Алёнушку.