Притча о справедливом халифе

Николай Панов
В одном ближневосточном городе был правитель - халиф, которого подданные называли Адиль - фейсал, что по - арабски означало "Справедливый государь". Судил людей, тот халиф, не по написанным "шаблонным" законам, а сообразуясь с конкретными обстоятельствами дела, честно и по справедливости. Народ, такой судебный порядок устраивал и от просителей не было отбоя. Обычно, приходила на суд халифа пара: истец и ответчик.

Однажды, пришли к халифу два купца с восточного базара. Одного купца звали Казим; он был маленького роста, не выше аршина. Молчаливый и порядочный человек, за всю свою жизнь не обидевший, даже, мухи. Другой купец по имени Кабир - высокий и могучий, на полторы головы выше Казима. Этому палец в рот не клади, откусит руку по локоть. Не было в городе торговца, с которым не переругался бы этот человек.

Казим пожаловался халифу, что Кабир каждое утро переворачивает его прилавок с товаром, чем препятствует честной конкурентной торговле. Пока Казим поднимает свой товар с земли, покупатели обходят его стороной и идут к прилавку Кабира.

- Почему ты так подло поступаешь? - строго спросил халиф купца Кабира.

- О, Адиль - фейсал, нам двоим на базаре стало тесно, - ответил Кабир. - По праву сильного, один из нас должен уйти. Ведь, это справедливо, когда купец отвоёвывает себе сам "место под Солнцем". Так, гласят древние законы торговли.

- Ты прав, купец! - произнёс халиф. - Каждый купец должен уметь постоять за себя.

- О, Адиль - фейсал! - воскликнул купец Казим. - Как же мне противостоять купцу Кабиру, если я намного ниже его ростом? Это не справедливо...

- А, ведь, ты тоже прав, купец, - согласился халиф с Казимом. - Тут, надо подумать...

Наступило минутное молчание, после которого халиф огласил свой справедливый вердикт.

- Палач! - воскликнул он. - Уравняй ка, шансы этих людей.

В тот же миг, палач подошёл к купцам сзади, взмахнул острым мечом и голова купца Кабира упала к ногам его низкорослого соперника. Казим вздрогнул и отшатнулся от падающего на него безголового туловища конкурента.

- Двоим вам, действительно, было бы тесно на базаре, муталиб - сказал халиф молчаливому истцу. - Будешь торговать за двоих, а выручку от продажи товара Кабира отдавать его семье. Будешь вести себя достойно и честно, никто на тебя никогда руки не поднимет. Ступай, купец, и помни мою справедливость.