Главная цель Литературы часть 2

Латиф Бабаев
      В предыдущей миниатюре я писал, что главная цель художественной литературы – воспитание человека. Так, по крайней мере, считали и классики, хотя и не все формулировали её именно так. Но из высказываний их на эту тему такой вывод часто непосредственно следовал. Приведём в качестве примера выдержку из Предисловия к книге «Круг чтения» Льва Николаевича Толстого.

«Мысли, собранные здесь, взяты мною из очень большого количества сочинений и сборников мыслей». И далее: «Часто я переводил мысли авторов не с подлинников, а с переводов на другие языки, и потому переводы мои могут оказаться не вполне верны подлинникам. Другая причина, по которой мысли эти могут не вполне соответствовать подлинникам, в том, что, выбирая часто отдельные мысли из длинного рассуждения, я должен был, для ясности и цельности впечатления, выпускать некоторые слова и предложения и иногда не только заменять одни слова другими, но и выражать мысль вполне своими словами, так как цель моей книги состоит не в том, чтобы дать точные словесные переводы писателей, а в том, чтобы, воспользовавшись великими, плодотворными мыслями разных писателей, дать большому числу читателей доступный им ежедневный круг чтения, возбуждающего лучшие мысли и чувства».

Цель книги Толстого «Круг чтения» состоит в том: «…чтобы, воспользовавшись великими, плодотворными мыслями разных писателей, дать большому числу читателей доступный им ежедневный круг чтения, возбуждающего лучшие мысли и чувства».

Понятно, что возбуждение в процессе чтения лучших мыслей и чувств  формирует лучшее в человеке, воспитывает его нравственно и духовно.