Последний полет Владимира Петлякова

Груздев Вячеслав
 
 Пе-2, Петляков-2, «Пешка» - эти названия пикирующего бомбардировщика времён Отечественной войны хорошо знают интересующиеся отечественной авиацией.
Известно, что в 1941-45гг. их было выпущено 12322 штук, из них 11427 на Казанском авиазаводе №22 им. С. П. Горбунова, что составило почти 93%. 
Самолёт соответствовал духу времени, раз выпускался в таком огромном количестве, он был одним из самых серийных самолётов Великой Отечественной войны.
Петляков Владимир Михайлович, родился 27 июня 1891г. в селе Самбек Области Войска Донского, (в 2004 году село вошло в состав г. Новошахтинск) в 80-ти км к северу от Ростова-на-Дону, в семье чиновника, отца пятерых детей. Успешно окончив механический факультет Московского высшего технического училища, более десяти лет возглавлял группу проектантов крыла для самолётов Туполева. Этот ценный опыт работы позволил Петлякову разработать собственный самолёт ТБ-7 (АНТ-42), он же Пе-8, на котором в августе 1941г. советские лётчики бомбили Берлин.
Наступил кровавый 1937г., который не обошёл и Петлякова. Сначала арестовали Туполева, который не выдержал допросов, и сдал «правосудию» всех своих сотоварищей, и Петлякова в том числе. Арестован он был за участие в троцкистской «Русско-фашистской партии» и посажен в московскую  «шарагу» - ЦКБ-29. Чтобы выйти из неё на свободу, Петлякову необходимо было сконструировать высотный истребитель, который и был сделан – это СТО ("Сотка") по названию «шараги» - Специальный Технический Отдел.
Но военная доктрина страны Советов была наступательной и бомбардировщики были нужнее. Тем более правительство уже видело в работе германский пикировщик «Юнкерс-87" ("Штука").
 А Берия так прямо и заявил, если сделаешь такой самолёт - освободим, озолотим, наградим. Опять поверил Петляков словам, и в кратчайшее время создаёт знаменитый Пе-2, но без Туполева, с которым впоследствии будут большие разногласия.
Лаврентий Палыч сдержал своё слово, и в 1940г. Петляков был и освобождён, и награждён Сталинской премией I-й степени в сто тысяч рублей, которую он разделил между своими сотрудниками КБ. Этот душевный поступок ещё раз подтверждает Петлякова В.М. как настоящего человека и мужчину.
Осенью 1941г. семья Петляковых была эвакуирована в Казань, и в посёлке Урицкого им дали двухкомнатную квартиру на первом этаже, по улице 13-я Союзная, дом 28, кв.4 (ныне улица Академика Королёва). Именно из этого дома, рано утром в понедельник,  морозного и снежного 12-го января 1942г., Петляков ушёл на работу и в своё бессмертие.
В конце 1941г. самолёт Пе-2 не имел желаемых темпов выпуска потому, что специалистов в армию призывали прямо от станка без замены той же квалификации. Вместо специалистов, словно ради насмешки, прислали несколько сот узбеков, которые говорить-то по-русски не умели, из которых вскоре многие умерли от морозов и голода. Кто дал такое феодальное распоряжение? Неужели Шахурин не знал о том, что творится в Казани. Конечно, Петляков и писал, и звонил ему о тяжёлом положении с кадрами на заводе, а Нарком докладывал в ГКО о положении дел на заводе. Сам нарком на заводе не был, в столь тяжёлые дни, но направил туда своего зама, родившегося в чувашском селе Убей(!!!), Дрожжановского района Татарстана,  Петра Васильевича Дементьева, который отвечал за серийный выпуск самолётов, и который, собственно, решил судьбу Пе-2.
Но главный конструктор Петляков сам в цехах помогал рабочим, практически жил на заводе. Чтобы увеличить производство Пе-2 и быстрее обучить работников, он внедряет конвейерный способ сборки самолётов. Худо-бедно, но к концу 1941г. они поставили на крыло более тысячи Пе-2, и которые уже приняли активное участие в боях по обороне Москвы.      
В первые дни января 1942г. в Казань приезжает со своими инженерами сам Туполев, покинув далёкий Омск, где так и не смог наладить массовый выпуск своего пикирующего бомбардировщика Ту-2. Дела у Туполева в Омске на 166-м авиазаводе действительно были плохи: за всё время войны Ту-2 было выпущено всего лишь 800 штук, а на фронт попало 750.
Надо было как-то выкручиваться, тем более он ещё работник «шараги» ЦКБ-29 НКВД и под надзором, а в Казани уже идёт налаженная его учеником Петляковым успешная работа по выпуску Пе-2. Туполев имел ещё один весомый козырь для рейдерского захвата Петляковского завода. Буквально в первые месяцы приезда москвичей в Казань, между казанцами и москвичами произошли многодневные драки и поножовщина.  Казанцы были очень недовольны, что самые денежные заказы были переданы москвичам, что казанцев в домах так уплотнили, что норма жилья на одного человека была установлена 3,0 м2. Для усмирения обозлённых людей были введены войска МВД.
Эти неприятности были на руку Туполеву, и он связывается с Наркомом авиации Алексеем Ивановичем Шахуриным, рассказывает ему про это и свои болячки. Тот его вызывает в Москву, выслушивает, и подписывает свой приказ о назначении Туполева главным конструктором на Казанский авиазавод №22 для выпуска Ту-2, а Петляков пусть приедет в Москву, определимся. Конечно, Туполев примчался в Казань героем, ворвался в кабинет Петлякова, где тот проводил совещание, размахивая приказом как боевым флагом, стал «…истеричным голосом материться на Петлякова и кричать, убирайся с моего завода. Петляков из кабинета вышел сам не свой, бледный и растерянный…» (это со слов секретаря Петлякова). 
Кстати, в книге о Туполеве А.Н. из серии ЖЗЛ, (Бодрихин Н.Г. «Туполев». – М.: «Молодая гвардия», 2011.– 456 с.), то Андрей Николаевич со многими авиаконструкторами был на ножах: и с Поликарповым Н.Н., и Яковлевым А.С.
Как рассказывают его родственники, внучка Маргарита Владимировна Лысаченко и её сын Михаил, проживающие ныне в Москве, дед действительно был до мозга костей разумным, спокойным, выдержанным и семейным человеком-мужчиной. Как ныне говорят, он был отличным менеджером, быстро сходился с людьми, мог на ровном месте создать целое предприятие-производство.
Директор завода Ю. Н. Карпов знал об этом приказе, поэтому и не дал Петлякову заводской самолёт Ли-2 «Дуглас», который полетит куда-то и зачем-то, а новые и бездефектные Пе-2, вдруг оказались неприняты военпредством, тогда Петляков принимает единственное решение – лететь на боевом самолёте №14/11 или №14/12, на любом, лишь бы скорее в Москву, хоть на палочке верхом. Так с чем же была связана эта спешка? Честно говоря, мне до сих пор не ясно и не понятно. Попробуем же реконструировать те события, которые привели к гибели Петлякова В.М.
Ещё в декабре 1941г. по 22-му авиазаводу поползли слухи, что Пе-2 будет снят с производства, будем делать Ту-2. И вот, третьего января 1942 г. выходит Постановление ГКО СССР и  приказ Наркома авиапрома Шахурина А.И. «О подготовке  серийного производства самолета «103» на заводе №22 в г.Казани.  О сокращении элементов гидрооборудования и дистанционного управления на самолётах Ту-2», в котором говорилось, что ГКО своим Постановлением принял  к сведению заявление главного конструктора самолёта «103» т. Туполева, что самолёт «103» с моторами М-82 имеет преимущества перед самолётом «103» с моторами АМ-37, а Наркомат авиапрома обязывает поставить серийное производство самолёта «103» с моторами М-82 на заводе №22 в г. Казани.  Якобы ГКО установил, что в настоящее время завод №22 развивает не полную мощность производства самолётов Пе-2, и поэтому по мере внедрения в серийное производство самолёта «103», производство самолётов Пе-2 прекратить. Глупее не может быть решения! Как следует из графика выполнения работ, прилагаемого к приказу Наркомата, в июне 1942 г. предстояло построить первые три самолёта «103» Туполева и 200 – Пе-2, а в декабре – 150 самолётов «103» и ни одного Пе-2.
Для определения темпа выпуска самолётов в столь тяжёлые для страны месяцы 1941-42гг., выясним, сколько же самолётов Пе-2 они потеряли бы, выполняя этот наркомовский приказ. 
Итак, из графика следует, что за полгода 1942 будет сделано три самолёта Ту-2 и двести – Пе-2, т.е. почти в 70 раз больше. Тогда средний темп выпуска Ту-2 составит 0,5 самолёта  в месяц или 0,01 самолёта в сутки, а Пе-2 – 33,3 самолёта в месяц или 1,1 самолёта в сутки, что в 110 раз больше.  Далее, нам известно, что за второе полугодие 1941г. завод №22 выпустил более тысячи Пе-2, т.е. темп выпуска Пе-2 составил 166,6 самолёта в месяц или 5,5 – в сутки. Т.е., темп выпуска Пе-2 хотели  снизить в 5,5 раза, а темп же выпуска 150 самолётов Ту-2 к декабрю 1942г. – 25 в месяц или 0,83 в сутки. Также известно, что на Казанском авиазаводе №22 за это же время было выпущено 1937 самолётов Пе-2, с темпом производства - 161,4 самолёта в месяц или 5,4 в сутки.
Отсюда следует, что фронт в 1942г. не дополучил бы 1787 боевых самолётов с учётом  минус 150 Ту-2. Это почти шесть авиационных дивизий или 25 авиаполков! О чём думал Шахурин, подписывая этот приказ, не понятно. Это вредительство, странно, куда смотрел Берия. Или Калинин М.И. здесь был демпфером? Ведь Туполев был земляком «всесоюзного старосты», почти из одной деревни. Искусственно снизить выпуск уже налаженных производством пикирующих бомбардировщиков Пе-2, так нужных Красной Армии для сдерживания наступления гитлеровцев, в угоду истерики Туполева...
Ранним утром 12 января 1942г. Петляков прибыл на аэродром, где к старту готовились два Пе-2 для перегонки в Подмосковье, в Монино.  Свои вещи он положил в ближайший к нему самолёт под номером 14/11, который будет пилотировать опытный капитан Овечкин Ф.А.  Петляков В.М. спешил…и трагически погиб в этот тяжёлый день недели, понедельник, 12 января 1942г.
Когда он уходил из дома на аэродром, то его мать, Мария Евсеевна, была в истерике, словно чувствуя, что в последний раз видит сына. Петляков обнял рыдающую мать и шепнул ей, чтобы успокоить: «Мама, хоть бы была нелётная погода сегодня, тогда я завтра поеду в Москву поездом».  (Из воспоминаний его племянницы Киреевой Раисы Александровны, дочери сестры Валентины).   А когда Сталину сообщили о гибели главного конструктора Пе-2, и что Шахурин с Туполевым хотят в Казани делать  Ту-2, хотя производство Пе-2 уже налажено. Тогда вождь вызвал этого наркома к себе на ковёр, резко поговорил  с ним, и приказал выгнать  шустрого Туполева из Казани назад, в Омск, директора завода заменить, а бюро возглавить должен достойный Петлякова  человек.
Заменил Петлякова его заместитель Изаксон А.М., затем был Путилов А.И., а летом 1943г. возглавил Мясищев В.М., тоже Владимир Михайлович.
До сих пор, никто точно не знает причины его гибели. Есть несколько версий-предположений, есть до сих пор и живые свидетели этой трагедии - жители села Мамёшево, Пильнинского  района, Нижегородской области, Клопов Михаил и Крылов Иван, но материалы литерного дела №2195 до сих пор под грифом «секретности». 
Я изучил все возможные документы по 22-му и 16-му Казанским авиазаводам, которые были переданы заводами на хранение в Национальный архив республики Татарстан : фонд № Р-2845, ед. хр. 1826, с 1932 по 1979 гг. по 22-му авиазаводу; фонд № Р-7483, ед. хр. 1154, с 1941 по 1970гг. по 16-му моторостроительному заводу, но не нашёл ни одного документа об этой катастрофе, кроме Приказа №25 от 14.01.1942г. директора завода Ю. Карпова «О назначении комиссии», в котором говорится, что «для расследования причин аварии самолёта АР- 2, назначить комиссию в следующем составе: т. Кобзарев – замгл. инженера – председ. комиссии; т. Зырин – замнач. СКО – член комиссии; т. Шаханов – вед. инж. ЛЭС – член комиссии». (НАРТ, ф. Р-2845, оп.1, ед.хр. 74). И всё. АР-2 – это тоже пикирующий бомбардировщик, как и Пе-2, но авиаконструктора А.А.Архангельского. Как видно, в комиссию назначено три второстепенных руководителя завода, акта расследования и выводов причины аварии тоже  нет, словно это рядовой случай производственного брака, если это говорится о катастрофе Пе-2 №14/11. 
Более подробно об этой катастрофе можно узнать из очерка начальника Центра общественных связей КГБ РТ Кашапова Ровеля - «Гибель Петлякова. Хроника трагедии», опубликованного в майском номере Казанского журнала «Эхо веков» за 1995г., а также очерк Валеева Ильдара «Гибель Петлякова» (forum.il2sturmovik.ru). Но, к сожалению, ни тот, ни другой не ссылаются на источники этих сведений. Заведующая музеем КАИ Коняхина В.И. мне неоднократно говорила, что все документы по гибели Петлякова по сей день находятся в архивах ФСБ Татарстана, а работники НАРТ так и заявили мне, что заводы передавали только те документы, которые разрешили в ФСБ.
О смерти Петлякова В.М.  газета «Правда» в № 24(8795) сообщила только в субботу, 24 января 1942 г., и  похоронили его 24 января 1942г. на кладбище Арского поля, в центре Казани. Во время панихиды, Туполев, якобы, даже закричал: «Володька, что же ты наделал!». 
Но даже на кладбище ему не дают покоя. Несколько лет назад злоумышленники сняли с постамента его бронзовый бюст вместе с плитой, и сдали в утиль. После долгих жалоб и писем, бюст всё-таки был восстановлен из дешевого материала, а лицо бюста скульптор лепил с живого сына Петлякова Михаила, который очень похож на отца. 
Но чтобы установить мемориальную доску на доме № 28 по ул. Академика Королёва в Казани, где жил Петляков с семьёй, в квартире №4, несколько лет бились сёстры Ахметзяновы Раиса и Флюра,  внучка Петлякова Маргарита Владимировна, и его правнук Михаил, и наконец, в канун 70-ти летия Победы,  24 апреля 2015 г., при активном участии 22-го авиазавода, мемориальная доска была установлена…
;
 
 
 
4