Три женщины и один мужчина

Наталия Еремина
          Анна Маркова овдовела рано, в тридцать шесть лет. Её покойный муж принадлежал к числу «левшей»: мог и коня на скаку, и блоху в прыжке подковать. А уж в бытовых мелочах отбоя от соседей не было: Вован мог сделать и отремонтировать все, о чем бы его ни просили. В быту - непритязателен, а по характеру – скромен и  безотказен. Эти последние качества и стали причиной пьянства. Вовка не был запойным, но после каждого обращения к нему соседей и друзей за помощью приходил домой «кум королю и сват министру». В семье бытовым мелочам Вовка внимания почти не уделял, потому что за решением чужих проблем ни на что другое не оставалось свободного времени. Анна поначалу не сильно расстраивалась по этому поводу: людям нельзя отказывать, да и все так делают – наливают в стакан в благодарность за работу, но с годами её всё больше раздражало такое положение в семье. Начались ежедневные скандалы, прекратившиеся только после того, как у Вовки обнаружили цирроз печени и положили в больницу. Но и там у него нашлись клиенты, по-прежнему расплачивавшиеся с умельцем спиртным. И хотя при поступлении в стационар у мужа Анны был шанс выздороветь, Вовка умер.

           Многодетной матери ничего не оставалось, как всю тяжесть забот об обеспечении большой семьи взвалить на себя. Работая почтальоном в своем микрорайоне, Аня получала очень скромную зарплату, на которую поднять своих пятерых детей не представляла возможным. Соседка по лестничной площадке предложила ей устроиться в генераторный цех завода, где сама работала обмотчицей. Зарплаты у женщин были высокими, а, по словам соседки Ирины, условия вполне сносными. Анна сорвалась с почты, но вскоре пожалела: на пыль от стеклоленты у нее оказалась непереносимая аллергия. К моменту увольнения с завода место почтальона уже было занято. Но к своему удивлению женщина легко устроилась на полную ставку прачки и на полставки санитарки в областную больницу.

          Работала с утра до позднего вечера, домой приходила уставшей до изнеможения, но помощи ждать было неоткуда. К счастью для нее, старшая дочь Татьяна несла бремя заботы об устройстве быта остальных детей, которые всегда были накормлены и обстираны. Учились дети неохотно, но занятий не прогуливали. Прошло несколько лет и трое старших детей один за другим без особых достижений окончили школу, а затем и профучилища, получили работу на местных предприятиях, и жить стало немного легче. Старший сын, Виктор, стал водителем, Татьяна окончила училище связи и освоила профессию оператора, а средняя, Марина, овладела искусством кулинара-кондитера. Еще на практике в ресторане её приметил друг хозяина заведения, начал за ней ухаживать, а потом сделал предложение и после свадьбы увез к себе на родину в Армению, и их связь была надолго разорвана.  Сына призвали на военную службу, где потом и остался служить по контракту, там же женился. С матерью ежегодно общались только в период отпуска. Внучка, вскоре родившаяся у Виктора, была очень похожа на Анну, что вызывало у последней приливы огромной любви и нежности.

          Неприятности доставляла только предпоследняя из дочерей, Ольга. За два месяца до окончания школы, спуталась с каким-то взрослым мужиком и уехала с ним в неизвестном направлении. В некогда большой и шумной семье жизнь теперь протекала тихо, неспешно и без больших потрясений. Младшая, Наташка, училась очень хорошо и мечтала после окончания школы поступить в медицинский институт. Однако через полгода вернулась Ольга, одна, но с огромным животом. Вскоре родила мальчишек-двойняшек. Старшая дочь, работавшая на городском почтамте, так и не устроила своей личной жизни, а потому снова стала опекать младшую сестру, сочувствуя ей и помогая в воспитании мальчиков. В их большой трехкомнатной квартире снова зазвенели детские голоса, начались новые будни. Ольга восприняла помощь Татьяны как нечто обязательное, а потому не пыталась как-то отблагодарить её. Наоборот, всю злость и раздражение от ежедневного общения со своими детьми вымещала на сестрах, часто издевательски глумилась над усердными занятиями младшей сестры.

          Прошло еще три года, как Ольга вновь нашла «свою судьбу». Свидания с возлюбленным проходили вне квартиры, а потому никто из семьи не знал, что за человек встретился на пути Ольги. Первое время она всегда приходила ночевать домой, а потом все чаще сутками пропадала у своего нового кавалера. Где он жил и как зарабатывал на жизнь, не знал никто. Как и следовало ожидать, Ольга снова забеременела. Анна узнала об этом, когда живот у дочки заметно округлился. Делать аборт она категорически отказалась, заявив, что «муж» хочет ребенка, но будущий отец никак не хотел познакомиться с  семьей, в которую собирался войти. Ребенок родился с синдромом Дауна. Отца ребенка так никто и не увидел. Ольга категорически отказалась оставлять малыша в роддоме, забрала его одного и уехала к бабе Насте, матери Анны, в деревню Семеновку. Татьяне достались Ольгины мальчишки, а Анне – бессонные тревожные ночи и мысли о том, что не так она сделала для своей непутевой дочки.

Продолжение http://www.proza.ru/2015/06/26/1775