Хороший педагог - грамотный педагог!

Екатерина Зверева
Не все отдают себе отчёт в том, что наша речь лучше всякого паспорта определяет личность каждого из нас. Стоит поговорить с человеком в течение 10-15 минут на любые, даже самые обычные бытовые темы, и об этом человеке можно получить практически всю характеризующую его информацию. Можно, например, определить, откуда он родом (речь жителей той или иной местности имеет свои особенности), богат или беден его словарный запас (свободно он выражает свои мысли или испытывает трудности в подборе слов), каков уровень его образования (правильно ли он ставит ударения в словах, не допускает ли  использования слов-паразитов), широк или узок  его кругозор (какие темы с ним интересно обсуждать), каков уровень его нравственности (допускает ли человек в речи грубые, вульгарные слова). Персидский поэт Саади ещё в 13 веке написал: «Умён ты или глуп, велик ты или мал – не знаем мы, пока ты слова не сказал». И нужно быть готовым к тому, что, если произнести что-нибудь типа красивЕе, звОнит или свеклА, можно тут же  зарекомендовать себя как человека не очень высокой культуры и не очень высокого интеллекта.
 
Конечно, не в любом обществе могут заметить подобные ошибки. Однако есть такие профессии, которые настоятельно требуют от человека безупречного владения языком. Это профессии юриста, врача, филолога и, конечно же, педагога. Об искусстве вербального (словесного) воздействия педагога на тех, кого он обучает и воспитывает, хочется сказать особо.

Специфика  профессии преподавателя заключается в постоянном деятельном контакте с другими людьми. Эта работа направлена на формирование личности ученика (студента), его интеллектуальное и нравственное развитие. Преподаватель должен обладать не только специальными знаниями, но также и навыками профессионального общения.

К сожалению, речь современных школьных и вузовских педагогов не всегда грамотна. И по этому поводу сегодня бьют тревогу и лингвисты, и психологи, поскольку речь преподавателя – основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для обучающихся.

Приведу показательный пример, описанный К.И. Чуковским в  своей знаменитой книге о русском языке «Живой как жизнь». Однажды известному режиссёру ленинградского ТЮЗа  позвонили. Он снял трубку и услышал: «Вам звОнит преподавательница». Режиссёр: «Не верю!»  Бросил трубку. Снова звонок: «Вам звОнит преподавательница». Режиссёр: «Не верю, чтобы преподаватель мог так неправильно говорить». Возможно, это действительно звонил преподаватель, но такую острую реакцию на подобный звонок можно понять. Об этом неизвестном преподавателе ничего не хочется знать: ни его стажа, ни квалификации, ни образования, поскольку истинное образование определяется не наличием диплома, а общим уровнем культуры и интеллекта. Этот преподаватель  одним только неверно произнесённым словом обнаружил явные пробелы в своём образовании, а значит, дисквалифицировал себя как специалиста.
Давно известно, что воспитывает прежде всего личность  педагога. Не те истины, которые он изрекает, и не те требования, которые он предъявляет к своим подопечным, а то, как он сам себя ведёт, как сам следует провозглашаемым постулатам. Ученики и студенты замечают и анализируют всё:  каков внешний вид педагога,  какова манера его поведения и, конечно, как он разговаривает, какова его речь. Педагог не может позволить себе выглядеть в глазах  учеников недостойно. Горе тому преподавателю, у кого подсчитывают количество слов-паразитов, чьи неграмотные высказывания записывают, а потом передают как анекдоты. Вряд ли он будет пользоваться должным авторитетом. И, наверное, это справедливо. Статусу педагога (а значит, статусу человека высокого интеллекта и высокой внутренней культуры) необходимо соответствовать во всём.

Ошибочно мнение тех педагогов, которые полагают, что с обучающимися  можно общаться на «их языке», т. е. употреблять в речи слова молодёжного сленга (клёвый, достали, прикольно), криминальный жаргон (братва, фуфло), междометия типа блин, ни фига себе, ё-моё и т. п. Некоторые преподаватели считают, что такой способ общения помогает им достичь лучшего взаимопонимания с обучающимися. На самом же деле  репутация «своего парня» не делает чести педагогу. Ученики и студенты не будут его воспринимать как грамотную, авторитетную личность. Каждым жестом, каждым словом преподаватель должен показывать себя как человека безусловно культурного, грамотного, безупречно вежливого и интеллигентного. Учащиеся должны чувствовать, что до такой личности, как их преподаватель, нужно ещё дорасти, а для этого необходимо многому учиться, многое в жизни постичь.  Иначе ни о какой воспитательной функции педагога не может быть и речи, как не может быть речи об истинном уважении к такому преподавателю.

Серьёзное нарушение этики общения – неумение выслушивать собеседника, грубо перебивать его. Кроме того, полезно приучить себя обращаться к собеседнику «на Вы», даже если это студент или старшеклассник. Таким обращением преподаватель подчёркивает уважительное отношение к своему подопечному  и тем самым дисциплинирует его. В дореволюционные времена в российских гимназиях «на Вы» обращались даже к учащимся младших классов. Невозможно привить человеку уважение к преподавателю, если сам преподаватель не способен уважать своего ученика.

Среди педагогов, к сожалению, встречаются и такие, кто не гнушается употреблением вульгарных, бранных выражений, позволяет резкие, оскорбительные высказывания в адрес учеников и студентов. Подобные грубые нарушения речевой этики недопустимы. Ничего, кроме ответной озлобленности, агрессии и обиды, употребление подобных слов вызвать не может. А подчёркнуто холодная вежливость способна оказать более сильное  воздействие на провинившегося.

Таким образом, речевая грамотность – отнюдь не личное дело каждого педагога, а его основное качество. Педагог – это не профессия, а образ жизни. И он обязан работать над повышением своей культуры, в том числе и речевой. Как сказал К. Паустовский, «языку мы учимся и должны учиться на протяжении всей своей жизни».

Чтобы обогатить свою речевую культуру, необходимо в первую очередь обогатить свою духовную жизнь: читать художественную литературу, посещать театры, расширять кругозор, воспитывать в себе чуткое отношение ко всему, что происходит вокруг. И, главное, всё это должно стать не неприятной необходимостью, а духовной потребностью культурной, высокоразвитой личности, которой и должен являться настоящий педагог.