Хороша страна Болгария

Игорь Жилин
Это я понял после первого полёта в Софию. В Болгарию мы возили почту раз в неделю, по средам. Наших регулярных войск там не было, а группе офицеров объединённого штаба и этого было достаточно. А поскольку приземлялись мы в Софии в международном аэропорту, чтобы не светиться перед иностранцами, летать положено было в форме гражданской авиации. Самолёты у нас и так были в аэрофлотовской окраске.

Эту форму нам выдавали на складе. Хитрый прапорщик-кладовщик, увидев, что я открываю дверь во вверенное ему хозяйство не ногой, держа в обеих руках по бутылке водки, нужного мне размера конечно не нашёл, посоветовав прийти в другой раз. Во время переучивания на новый тип самолёта, я летал на задания практически через день, поэтому повторный поход на склад откладывал до лучших времен, надеясь, что аэрофлотовская форма мне не скоро понадобится.

Тут, как назло, штурман эскадрильи ставит мне задачу: готовиться лететь с ним завтра в Софию. На мой жалкий лепет, что у меня нет гражданской формы, мудро отвечает:

– Это твои проблемы. Попроси у кого-нибудь.

Я только пришёл в полк, никого ещё не знаю. У кого мне просить. На помощь пришёл замполит эскадрильи:

– Возьми у меня, слетаешь разок.

Несмотря на то, что Герасимович был на десяток с лишним сантиметров ниже меня, а в талии в два раза шире, я ему был благодарен за заботу. Облачившись в его форму, я не знал плакать мне или смеяться.  Брюки, чтобы не казались короткими пришлось опустить на самые… (я извиняюсь). Китель я решил не застёгивать, стараясь поглубже втянуть руки. Фуражку пришлось носить под мышкой – она была на три размера меньше. Огородное пугало, да и только! Что ж, выбирать всё равно было не из чего, а лететь надо.

На контроле готовности мой инструктор строго-настрого предупредил меня:

– Повнимательнее. У нас после Болгарии не один экипаж погорел на таможне. С собой – только разрешённая тридцатка, и ни копейкой больше!

Приземлились в Софии. Второй пилот ещё в полёте, собрав у экипажа по тридцать разрешенных рублей, помчался в аэропорт обменивать их на болгарские лёвы. Комэск со штурманом эскадрильи повели меня учить оформляться на вылет в международном аэропорту. Учёбу они начали с фришопа, купив за рубли по нескольку бутылок «Плиски». Увидев, что я скромно разглядываю витрины, спросили:

– А ты почему ничего не берёшь? Выгодно, коньяк в два раза дешевле нашей водки.

– Вы же сами говорили, что с собой иметь только тридцать рублей, а я отдал их помощнику.

– А что я, по-твоему, должен был призывать тебя к нарушению таможенных правил? – парировал инструктор.

– Не маленький, сам должен соображать. Учти на будущее.

Подав флайт-план, вернулись на самолёт. Тут и правак с деньгами прибежал. На болгарском военном рафике поехали в город. В то время у нас был книжный бум, даже на сданную макулатуру книги покупали. Поэтому решили сделать набег на книжные магазины. Экипаж, как орда, врывался внутрь и за неимением времени скупал всё, что ни попадя. Наш бортинженер ухватил два комплекта трёхтомника Рашидова, ещё не распакованных от оберточной бумаги. Другим не досталось ни одного.

По пути на аэродром экипаж стал приставать к бортинженеру с просьбами.

– Николаич, зачем тебе два одинаковых трёхтомника? Продай один своим.

На что последний самодовольно отвечал:

– Мне инженер эскадрильи деньги дал, просил купить книги. Вот ему и отдам.

– Ну дай хоть посмотреть.

Распаковав покупку, бортинженер с улыбкой открыл первый том. Внезапно на лице его отразилась целая гамма чувств.

– Кто хотел купить? – громко завопил он. – Продаю сразу оба комплекта.

Тень сомнения зародилась у экипажа. Комэск, взяв одну книгу, вслух прочитал:

– «Рашидов Шараф Рашидович. Первый секретарь ЦК компартии Узбекистана. Собрание сочинений, статей, выступлений». Сам читай эти шедевры. Вот инженер эскадрильи обрадуется твоей покупке!

– Да он меня сожрёт за это. Во всяком случае, за границу больше не пустит.

– Поделом тебе. Не надо жадничать среди своих. Читай теперь вслух перед сном, да не забудь законспектировать. А лучше подари их секретарю парткома, он защитит тебя от мести твоего инженера.

 На том и порешили.

А я по прилёту сходил на склад как положено и получил всё, что хотел.