2. 4. По следам Рождества. Врата

Елена Федорова Нижний Новгород
Крупный уральский город встретил Заскребыша тополиным пухом. В ее городе от тополей пуха совсем не было, а здесь он шел так плотно, словно снег. Аллергики страдали, но у Заскребыша не было аллергий. И вообще нежных болезней у нее не было. А тут вообще в одночасье все переменилось. Болеть не то, что некогда - неинтересно. Студенческая жизнь захватила ее целиком.
Самое большое сожаление было о том, что и здесь оставалось еще неиспользованное время. Лекции, танцы, сценические драки, актерское мастерство. Да не одно, а сразу два. Она не поступила на факультет о котором мечтала, но то, что имела сейчас стояло так высоко от всего прошлого, что ни о чем другом и мечтать не хотелось. При поступлении она удивила тем, что читала "Ярмарку тщеславия". Человек из комиссии спросил о том, кто посоветовал ей читать такое?  И очень удивился, что никто. Он задумался о чем-то своем, однако не сказал, что отныне она сама станет товаром на этом базаре.
 
По большому счету кукла ее не интересовала. Это особый талант, не принадлежащий ей. Однако по прошествии много лет она с благодарностью вспомнит тот год на Урале, проведенный в общении с кукольниками. Они открыли дорогу и развили фантазию.

Все было внове и волновало сердце: гумоз, актерские толщинки, что достались училищу от театра, паркетный зал с огромными окнами и роялем, настоящая большая сцена с закулисьем и лестничными переходами, сценический свет, мастерство драматического актера и мастерство кукловода, слово "мастер",  бесценный студенческий билет, по которому можно бесплатно смотреть спектакли на всех площадках страны и трепет в сердце: неужели она здесь на своем месте?  Первое чему учили, что научить никого нельзя, но научиться можно. Что такое талант это большой вопрос. Во главе всего стоит труд. Старшекурсники казались небожителями.

Однажды она спросила у девушки, которая была гораздо старше и вызывала восхищение тем, как она выражает мысли.: можно ли научиться так разговаривать, как она? И получила совет много читать. Заскребыш была еще очень косноязычна.

Ей представилось на мгновение и этот образ больше никуда не ушел, что перед ней словно открылись врата. Врата были несоразмерно велики и требовалось огромной силы открыть их, либо они окрываются сами по своей собственной воле перед тем, кем сами захотят. Кованные, необозримые они открывались, а за ними она увидела всех тех, кого встретила в энциклопедии под редактурой Маршака.
 Обложка серо-зеленого цвета, листы были тонкими, чуть толще папиросной бумаги. Неизвестно как том о литературе появился в их доме,  неизвестно куда он  исчез потом. Но Заскребышу было предоставлено немало времени, чтобы она могла рассмотреть его. Со страниц книги на нее смотрели герои "Рамаяны", сонм древнегреческих богов, сказки Андерсена и "Золотой горшок", где ведьма убеждает Веронику совершить нечто очень опасное. Тут же был нарисован автор. Его графический портрет с развевающимися волосами притягивал взгляд, оставляя в сердце необъяснимую тревогу. Веяло магией, да такой, что совсем не безобидное волшебство.  Девочка внимательно вглядывалась в портреты и иллюстрации. До конца книги дойти было невозможно, однако в ее конец все таки иногда заглядывалось, так как хотелось узнать, что же все таки сделал такого во Вьетнаме "Тихий американец".

Они все были тут. О ком слышала, но никогда не видала: Шекспир, Мольер... А вон те, о ком узнала совсем недавно из лекций по античному театру. Но, здесь, оказывается, не только великие драматурги. Недаром, видно, выстроили рядом с домом лучший в городе кинотеатр "Восход" сразу как только она родилась. Из "Восхода" шел доступ ко всему мировому кино какое доступно было тогда в стране. Режиссеры, актеры, мультипликаторы были рядом с первых лет ее жизни. Сколько людей работало, каждый по своему, чтобы она могла стать тем, кем даже не намеревается стать. Писатели, художники, скульпторы, архитекторы, композиторы, исполнители разных видов произведений, но и этого было мало.

 Здесь были ученые и мыслители, философы и духовные учителя, свершившие подвиг  и творившие добро без малейшей огласки, слагатели молитв и все те, кто творит красоту, искусство, мастерство. Люди знания и свершений. Их  такое великое множество! Но они стоят позади, а потому стоит их как следует рассмотреть. Ведь  впереди все равно еще единицы, те, кого она сразу узнавала. Со временем их станет больше. Никто не отвергнул, все вышли навстречу словно она была им важна с самого начала.
 
 Это было удивительно, но где же среди них тот человек, которого требовалось найти? Имя его не упоминала даже "Энциклопедия". Почему и за что книга умалчивала о нем - это следовало понять.          

прод. след.