Это нам не задавали Гл. 26. Ответственное поручени

Людмила Каштанова
       Прошла неделя. Случилось так, что в школе  заболела учительница по истории в пятых классах, которые учились во вторую смену, и Олег Николаевич должен был проводить   уроки,  бегая из класса в класс.
      И вот ему в голову пришла мысль  поговорить с Мариной, чтобы она   провела пробный урок  истории в 5-б классе. Он  дождался ее после уроков и, позвав ее, отвел  к окну, где завел разговор:
      - Марина, есть возможность для тебя провести урок истории в пятом «Б» классе.
      - А разве так можно? — спросила  она.

      - Это я беру на себя. Мария  Филипповна сейчас в  отъезде, а с завучем  попробую договориться, - ответил  учитель. Думаю, эта проблема будет решена.
      - А вы? Вы куда-то уезжаете?
      - Нет, у меня будет урок в пятом «А»
      - А как я буду проводить урок? Вдруг  не справлюсь.
      - Справишься!  Зря, что ли, мы  с тобой занимались?  Я подготовлю тебя, дам тему урока, дам готовые карточки. Не бойся, у тебя все получится. — он пожал ее руку и отпустил.

      - О чем это вы разговаривали с Пичугиной? – подошла к нему Наталья  Степановна.
      - Давал ей индивидуальное задание, - ответил Олег Николаевич, и они вместе направились в учительскую.   
       С завучем по учебной части Еленой Николаевной ему пришлось не сразу договориться. Она была  удивлена его предложением и сначала не  соглашалась, но затем сдалась под настойчивыми его уговорами  и разрешила провести урок как эксперимент, сказав, что придет на этот урок послушать, чему он несказанно обрадовался. 

     И вот Олег Николаевич привел Марину в пятый «Б»  и представил ее, как Марину Викторовну.  Сказал, что она заменит его на этом уроке.  Чтобы они сидели тихо  и слушали ее, как его самого.  Затем, шепнув на ухо «Не робей, все будет хорошо!» -  вышел из класса.
        У девушки  от волнения сильно забилось сердце, когда за учителем закрылась дверь.  Стараясь побороть в себе волнение, она  обратилась к классу:
    - Вам нравится Олег Николаевич?
    - Да! Да! Нравится! — раздались возгласы.
    - Тогда прошу вас: не подведите его! Он  доверил мне провести у вас урок, и мне хочется оправдать его доверие. Без вашей помощи мне не обойтись. Прошу вас  соблюдать тишину, как на его уроках.

     Марина постепенно  успокаивалась. Ребята с пониманием к ней отнеслись:  сидели  достаточно тихо, и она, поборов смущение и робость, приступила к делу. Вначале сделала перекличку, а затем приступила к новой теме.
     - Откройте тетради, напишите тему  урока. Тема  урока у нас такова: «Культура древнего Китая», — она сделала паузу, обвела взглядом класс, который  в тридцать пар  любознательных глаз смотрел на нее. Применяя  методику преподавания своего  учителя и желая включить воображение ребят, Марина начала  преподавать урок в увлекательной  форме.

    - Представьте себе, ребята, что вы живете не на рубеже 20-го века, а во 2-ом веке до нашей  эры, то есть, более 2000 лет назад, и вы на парусном  корабле  по реке Амуру плывете  вдоль берегов неизвестной, загадочной и сказочно богатой страны    Китая, страны Поднебесной, как его тогда называли...
        Елена Николаевна не была на уроке, как  намечала,  за неимением свободного времени. Она только подошла к  двери  класса, прислонив ухо к двери прислушалась, и, услышав через дверь  спокойный голос Марины, объясняющей урок, улыбнулась и ушла к себе.

       Марина  так  увлекла ребят своим   образным  рассказом, что они сидели, как мышки, тихо и  внимательно слушали ее. На доске она записывала  новые термины и выражения, относящиеся к данной теме. Закончив рассказ, она раздала намеченным Олегом ученикам карточки по домашнему заданию, а другим стала задавать устные вопросы.  За  десять минут до окончания урока  Марина закончила опрос, собрала карточки с ответами, быстро проверила их и  проставила оценки за урок, сообщив их вслух классу.

      Двоек и троек она никому не поставила, а только пятерки  и четверки.  Прозвенел звонок, и Марина объявила об окончании урока, в душе сильно этому радуясь.  Дети собирались переходить в другой кабинет.
      - А вы еще к нам придете? Приходите еще, Марина Викторовна! Вы нам понравились! - Слышала она возгласы из класса. Марина  смущенно улыбалась, пожимала плечами, говоря:
      - Не знаю, ребята. Наверное, нет.

     Тут  в класс зашел  Олег Николаевич  и поинтересовался, как прошел урок.
     - По-моему,  справилась. Дети очень хорошо себя вели, просто замечательно!
     - А я  не сомневался, что у тебя  получится. Поздравляю тебя с первым уроком! Завуч была на уроке?
     - Нет, не была.
     - Это уже хуже, но все равно урок удался, судя по твоей  оценке.
      Таким образом, первый самостоятельный,  полулегальный  урок для  Марины и Олега Николаевича прошел благополучно.

      Через два дня ему снова были уроки  истории в двух классах одновременно,   и он, с разрешения Елены  Николаевны,  попросил Марину провести за него урок в 5-а классе. Марина также успешно провела урок в 5-а классе, но вскоре  кое-кто из ребят  обмолвился  об этом   своему классному руководителю Галине Дмитриевне:
     - А у нас   вчера историю проводил не Олег Николаевич, а Марина Викторовна.
     - Какая Марина Викторовна? У нас в школе нет такой учительницы, — удивилась Галина Дмитриевна.

     Тут ребята стали наперебой  рассказывать, как она выглядит.
     - Ну, такая молоденькая, светленькая, с хвостом на голове, — объяснял один мальчик.
     - Да она не учительница вовсе. Она сама учится в нашей школе, только в десятом классе, наверное, - стараясь показать свою  осведомленность,  уточнила одна из девочек.
     - Так-так! - проговорила Галина Дмитриевна, - я, кажется, знаю, о ком идет речь, догадываюсь, кто такая Марина Викторовна. Спасибо, ребятки, что сообщили. Я с этим делом разберусь.

       - Да она ничего! Хорошо нам рассказывала, и мы хорошо себя вели, - стали защищать Марину ребята, поняв, что зря  кто-то не удержал язык за  зубами.
      - Нет, вы молодцы, ребятки, что сказали! Ничего-ничего: я с этим делом разберусь, — собрав книги и тетради, учительница вышла  из класса и прямиком  направилась к директору.
      - Что теперь будет?! — сказал  один мальчик из класса, когда вышла учительница.
      - Да, надо было ничего  ей не говорить! — согласился с ним другой.
      - А  кто первый начал? —  строго спросил третий, видимо, староста класса, и обвел глазами  класс. Но никто не хотел признаваться. - Эх вы, подвели человека! — проговорил он и  сокрушенно махнул рукой.      
 
       Войдя в кабинет директора, Галина Дмитриевна с ходу стала возмущаться:
       - Мария Филипповна, я к вам! Это просто возмутительно, до чего люди могут дойти в своем самоволии: что хочу, то и ворочу! Вы только послушайте!
       - Вы присаживайтесь, Галина Дмитриевна! — перебила ее Мария Филипповна и указала на кресло рядом со столом. — Теперь я слушаю вас.
       Та села и  с возмущением  продолжила:
       - В  моем классе, то есть, в 5-а должен был состояться урок истории. Так вот, Олег Николаевич вместо  себя  поставил другого человека на свое место. Поставил, кого бы вы думали? — одну из своих старшеклассниц, эту самую Пичугину, назвав ее перед детьми Мариной Викторовной! Как вам это нравится? Он вас ставил в известность? 

         Мария Филипповна  отрицательно покачала головой.
        - Нет? Я так и думала! – Ярая блюстительница закона и порядка,  Галина Дмитриевна  просто кипела от негодования за такую неслыханную дерзость.  Хорошо помня начало своей педагогической деятельности, она  дрожащими губами,  как бы изливала  свою обиду, что у  нее  было  по-другому:
       - Меня стали величать по  имени-отчеству  только после окончания института  здесь, в школе, а она еще на школьной скамье уже Марина Викторовна!  Просто нет слов! Что вы на это скажете?

       Директорша, не выразив никаких эмоций, сказала ей:
      - Успокойтесь, Галина  Дмитриевна!  Я понимаю ваше возмущение и негодование. Для меня это тоже новость - впервые  слышу! Не беспокойтесь: я разберусь.  Вы сейчас идите, а я, не медля,  вызову Олега Николаевича. Мне тоже это не по нраву.
      - Да-да! Обязательно разберитесь, чтобы  ему неповадно было,  да и другим! Надо же, какой самовольник!  В наше время  за такое  самоуправство по головке  не погладили бы! -  Галина Дмитриевна  встала и с видом исполненного долга  направилась к выходу.
      - Я его тоже не поглажу! - Мария Филипповна  вызвала по селектору  секретаря   Зиночку и велела ей  вызвать к себе  Олега Николаевича.
 
        Когда  учитель явился   к  директору, она сразу ему в лоб  вопросом:
       - Олег  Николаевич, кто  вчера вел урок истории в 5-а классе – вы?
       - Нет, не я! — признался он, поняв, что их эксперимент дошел до директора.
       - А где вы были? —   строго спрашивала Мария Филипповна.
       - Я вел урок в 5-б.
       - А кто вел урок в 5-а классе вместо вас?
       - Моя лучшая  ученица из 11-б класса Марина Пичугина.

       - Как вы могли  до такого додуматься, а, главное, какое имели право так поступить, не согласуя это со мной или завучем, или мы для вас никто? — Мария Филипповна  не на шутку  была рассержена на  молодого учителя, в душе считая его своим любимцем.  Она сама еще не решила для себя, как с ним  поступит, с этим  «милым  проказником», на которого не могла долго сердиться.
     - Мария  Филипповна, - начал  оправдываться Олег николаевич, - как можно так говорить? Я вас искренне уважаю и считаю, что нашей школе очень повезло с директором, но выслушайте меня, ради Бога!  Марина  Пичугина –  самая  лучшая ученица по моему предмету.  Я смело вам  об этом  говорю, потому что сам ее готовлю к поступлению в пединститут на исторический факультет, и мне давно хотелось проверить ее педагогические способности на деле,  и вот представился такой случай,  когда мне выпало проводить уроки одновременно в двух классах.

         Поэтому я решился на такой шаг: дать Марине отвести урок в одном из классов вместо себя. С вами согласовывать у меня  не было возможности: вы уезжали, но Елена  Николаевна пошла мне  навстречу и разрешила  провести этот урок в качестве эксперимента. И мне кажется, что эксперимент  удался.
        - Значит, Елена Николаевна  разрешила? – удивленно подняла брови  Мария  Филипповна. - А она присутствовала на уроке  Пичугиной?
        - Нет, не смогла, к сожалению, -   вздохнув, проговорил  он.
        - Тогда как  вы  можете утверждать, что  эксперимент  удался? Как вы можете это доказать? Ведь никто из учителей на  ее уроке  не присутствовал, не делал анализа, - усмехнулась директорша.

       - Допустим, никто из учителей не присутствовал! Но в этом и заключается вся соль. На уроке была нормальная  дисциплина, дети ее слушали, даже еще приглашали! — защищался  молодой историк.
       - Мнение детей это одно, а мнение опытных педагогов – дело другое! В общем, так,  Олег Николаевич, - строго заговорила  Мария Филипповна: экспериментов  подобных я больше не потерплю! Впредь все ваши новые идеи и инициативы  будьте  любезны  согласовывать лично со мной. Вы  ясно меня поняли?
        - Яснее  ясного! - вздохнул он.
        - Можете идти и помните  о нашем  разговоре!
        Учитель вышел из кабинета  директора и заметил, что Мария Филипповна  ругала его только за один  экспериментальный урок, вместо двух. Ну и пусть, если даже потом и узнает про второй, то уже не страшно будет.


       Слух о том, что Марина Пичугина вела уроки истории в пятых классах вскоре дошел  до 11-б. Перед уроком  биологии  в класс вбежал   Саша Петухов и  громким голосом сообщил  классу эту новость. В классе были почти все.
      - Ребята, а  слышали, что  наша Пичугина вела уроки истории у пятиклашек?
      - Откуда ты взял, Петух? – недоверчиво спросил его Коля Соловьев.
      - Не верите мне - спросите ее саму! - ответил Петухов.
      - Не верьте ему, ребята! Уж я бы, наверное, знала. Да, Марина? – Лена  уверенно посмотрела на подругу.
      - Лена, я не успела тебе про это сказать, — проговорила  Марина, виновато пряча  глаза.

      - Так вот, почему тебя не было на уроках! -  Лена хотела на нее обидеться, но, посмотрев на несчастное лицо подруги, обиду ее, как ветром, сдуло.  Она радостно воскликнула:      
      - Ой, красота-то какая! И что — получилось?
      - Да  вроде бы, -  ответила Марина и улыбнулась  ей.
      - А почему Олег  Николаевич  выбрал именно тебя  для проведения уроков? Не ты одна имеешь пятерки по истории, – язвительно спросила  Рита Мухина,  претендентка на золотую медаль.

      - Вы сами у него спросите, — ответила Марина, не желая  продолжать дебаты.
      - Странно это, вам не кажется, ребята? —  заметила та же  Мухина.
      - Марина, а ты у нас проведи историю! Мы тебя будем слушаться, а ты нам пятерки поставишь! – засмеялся Петухов.
     - Ага,  этого нам только не хватало,  чтобы,  кто попало, у нас уроки проводил! – подала голос  Люся  Храмцова.
 
        Марина сидела, склонив голову, в подавленном настроении.
       «И зачем я только послушалась  Олега Николаевича?» - с горечью думала она, - теперь свои же прохода не дадут.
      - Ну и провела урок у малышни, - что это — позор, что ли? — заступилась за нее Лена. — Историю она знает хорошо - лучше всех  из нас, если историк выбрал именно ее, и нечего на нее из-за этого взъедаться.
      - Действительно, что ты, Мухина, к ней пристала – завидно, что ли стало? — заговорил в рифму  Костя, и некоторые  ребята из класса засмеялись. — Ну, все, Марина! Теперь некоторые личности спать ночью не будут: твоя слава им  глаза застит.

       - Cказала бы я тебе, Рогов,  пару ласковых да связываться неохота! – скорчив ему гримасу, проговорила Мухина.
       - Значит, это  первое  твое боевое крещение, да, Марина? — Костя   весело  посмотрел на нее. – Поздравляю!
      Марина,  с благодарностью посмотрев на  парня, кивнула головой.
      - Ну, если так, прости нас, Пичуга! Мы ведь сначала не поняли – да, ребята? – попросил  за всех прощение Саша Петухов.
       - Ну, конечно, Марина, мы не поняли! — извинились некоторые  ребята, а Тимуру стало стыдно, что он за нее не заступился.
 
      Но не одной Мухиной  не нравилось, что Пичугина  стала  любимой ученицей у Олега Николаевича, которой он доверил провести уроки в младших  классах.  Из класса человек пять таких нашлось. Ничего  особенного они в Марине не видели.
       Анжела,  для вида, оставалась безучастной к тому, что говорилось про Марину.  Она сидела тихо, нагнув голову, и бездумно рисовала  каракули на обложке тетради, затем толкнула Костю в бок и  тихо проговорила: 
       - Этого  доказательства тебе тоже мало?
       Костя, повернувшись к ней, хотел было спросить, о чем это она, но тут вошла  Тамара Александровна, учительница по биологии,  и урок начался.

                продолжение  http://proza.ru/2015/06/27/590