Жирона. Львица с улицы Медников

Борис Готман
 
   Если читатель помнит, предыдущий репортаж о некоторых тайнах прекрасной  Жироны заканчивался словами:
 
  "Если серьёзно - город Жирона красив необычайно!

   Недаром не иссякает очередь гостей, жаждущих поцеловать на прощанье филейную часть львицы - говорят, такой поцелуй поможет ещё раз вернуться в этот прелестный город.

   По поводу поцелуя львиного зада надо сделать небольшое уточнение. Но это уже в следующем мини репортаже: "Жерона. Львица с улицы Медников".
 
   Сейчас выполняю обещанное.

   В Жироне на Pda.de Sant Feliu - площади Св.Феликса в 1986 году установили копию скульптуры XI века, изображающую зверя неизвестной национальности, карабкающегося вверх по стволу дерева. Сейчас этого зверя называют львицей.

   В средние века оригинал  находился рядом с домом номер 19 на Calla dels Calderers - улице Медников. Поскольку улица Медников в этом месте выходит на площадь Св.Феликса, то оба адреса правильны. Просто на стене дома рядом со скульптурой прикреплена именно табличка: "Pda.de Sant Feliu". Для особо педантичных скажу, что в те времена, когда там стоял оригинал скульптуры, улица ещё называлась Perolers, а не Calderers.

   Мемориальная табличка на стене сообщает, что это великое произведение романского стиля стало символом Жироны с того самого дня, когда  Пётр - новый хозяин города присягнул на верность горожанам именно таким способом - поцеловав попу львице.

   Много веков львица была и символом самого большого и знаменитого постоялого двора Hostal de la Lleona.    

   Её история куда интереснее и имеет более  "прикладной" характер, чем следует из передающейся из поколения в поколение туристов поговорки: "Поцелуйте в попу  львицу,  чтоб в Жирону возвратиться".

   Примерно в таком виде эта поговорка встречается  в текстах на русском языке о Жироне.

   Наиболее продвинутые  авторы даже приводят  оригинал  на каталонском языке:  "No es un buen ciudadano de Girona quien no besa el culo de la Lleona".

   Однако, на самом деле, этот оригинал переводится совершенно иначе, а именно: "Не хорош гражданин Жироны, который  не целует зад львицы"! 

   Ну, почти как бывало временами на киевском Майдане: "Хто не скаче, той -  москаль"!

   То есть смысл поговорки – не целуешь зад львице, значит ты не наш!

   А, если не наш - значит, иностранный агент!

   И, действительно, в средние века прибывшую к городским воротам подозрительную личность, утверждавшую,  что она – личность – гражданин Жироны,  подводили к этой самой  la Lleona.

   Причём, мало того, что надо было преклонить колени и облобызать зад львицы (пока будем называть этого зверя "львица", потом разберёмся и в том,  кто он или она на самом деле).

   Надо было лобызать по установленным правилам:  взяться обеими руками за задние ноги львицы и только после этого целовать.

   Вот на моём коллаже, на фото внизу в центре запечатлён как раз иностранный агент – руки не там держит!
 
   Так что эту жиронскую львицу можно назвать одним из первых приборов "свой-чужой" для быстрого обнаружения неприятеля.

   Читатель уже, наверно, обратил внимание на несколько странное изображение льва. Да просто никак на льва этот зверь не похож!

   Жиронцы предлагают много версий.

   Что лев – не лев, а волк (по римской традиции это волчица, охранявшая город и предупреждавшая воем о приближении врага). Просто, мол,  древний скульптор волка никогда не видел.

   Что лев – это Марк-евангелист (только не говорят, почему он без положенных ему по званию крыльев).

   Что были времена, когда зверя вообще считали обезьяной и только сравнительно недавно опять "перевели" в львицу...

   Так вот, побывав в городе, в котором когда-то жили мои предки, могу поделиться с испанцами и каталонцами своей версией.

   Всё очень просто. Скульптура изображает … гепарда – сравните фотографии на коллаже!

   А гепард, который с незапамятных времён использовался на Ближнем Востоке  в качестве охотничьего животного, в ряде языков, в т.ч. на иврите и на английском называется "чита".  Так его и замыслил скульптор, так его называли жившие в Жироне с дохристианских времён евреи. Считается, правда, что гепарды по деревьям не лазят - их когти полностью не прячутся и от бега быстро притупляются - ведь они самые быстрые сухопутные животные, за три секунды развивают скорость 100 км\ч! Тем не менее, когда им необходимо, гепарды залазят и на деревья.
 
   А слово "чита"  напоминало каталонцам сленговое название обезьяны. Вот и числилась она несколько веков в этом качестве…

   Сегодня в материалах, собранных в Музее Искусств Жироны, можно найти целые диссертации, в которых доказывается, что эта колонна с львицей символизирует связь земного и божественного, материального и духовного, что она - чуть ли не философский камнь и т.д. Если кого-то заинтересуют эти теолого-философские рассуждения,  у меня есть много материалов, которые перевёл с каталонского.

   И последнее, по-поводу поцелуев. Если уж так верится в необычайные свойства гепардового, как оказалось, зада исполнять желания, то целовать надо оригинал, экспонирующийся в Музее Искусств. Этот поцелуй обойдётся в несколько евро - вход в музей платный.

   У экономных испанцев теперь принято не целовать попу оригинала,  а нежно-снисходительно коснуться её копии - вот так, как читатель видит на моём снимке

   На этом пока всё. Но о Жироне будет ещё несколько репортажей.