Природа лени, как составляющей русской души

Павел Блинников
Разобраться, что такое «лень», достаточно важно. Важно причем как для каждого конкретного русского человека, так и для государственной машины. Потому что считается, именно лень издавна не давала нашей стране стать «посвященной европейской державой».

Лень — противоположность труду? Его антоним? Вряд ли можно так сказать. Мы, вообще, собственно, еще не разобрались досконально, что такое «труд» и отличается ли он от «работы». «Работа» же ведь от слова «раб». И можно ли смешивать или отделять эти понятия? Допустим, разграничим, труд — это когда твои действия доставляют тебе удовольствие. Ты можешь с удовольствием перебирать машину, с удовольствием строчить посты в интернет или делать по одному эффектному сэлфи каждые десять минут, что тоже, в общем-то, тянет на труд. Ты делаешь что-то, тратишь на это время, получаешь результат и тебе это нравится. В том месте, если результат получается очень хорошим и качественным, труд плавно перетекает в работу, за которую кто-то соглашается платить, или остается хобби. Труд может как приносить результаты, так и быть безрезультатным.

Работа — это твой обязательный вклад в развитие общества, в котором ты живешь, определяющий твое место в этом обществе. С работой всё гораздо запутанней, чем с трудом, потому что этот вклад можно либо отложить, отдать как-нибудь попозже, либо перекупить, либо наоборот — откупиться от него. Не будем вдаваться в работу слишком сильно, работа — так многогранна, так индивидуальна и где-то вправду похожа на рабство.

А теперь перейдем уже непосредственно к лени. Вот что такое лень? Так же сходу и не скажешь, не дашь определение. Лень — это нежелание трудиться? Желание сидеть на диване и глядеть телевизор? Желание сидеть в вконтакте целыми днями? Любое из перечисленных лично у меня вызывает оторопь и… лень. Мне лень сидеть на диване, лень сидеть в вконтакте, я не выдержу такой жизни и час. И вообще, лень — это желание или нежелание? Желание ли это жить хорошо, активно, интересно, а не подметать мусор вокруг дома, или напротив, нежелание каждое утро просыпаться по будильнику и ехать через пробки в офис, где сидеть за компом, пряча браузер с «Одноклассниками» от начальства? Кому-то ведь жизнь офисной крысы покажется жутко скучной, а кому и охота только одного — чтобы от него отстали. Ему достаточно интернета и компа. Ну, и чтоб иногда постель меняли.

Я заметил, любой с радостью назовет лентяем самого себя, но резко возмутится, если его лентяем назовет кто-то другой.

Лень удивительная штука. Лениться можно работать, а лениться можно и сидеть.

Учиться — это поразительно, однако — нам очень лень учиться первые лет 30 своей жизни, когда от нас никто кроме этого ничего толком не требует, а потом мы уже добровольно и где-то даже с рвением учимся всю оставшуюся жизнь.

Мне категорически лень отдыхать. Мне лень ложиться спать рано, хотя я люблю рано вставать, но мне не лень каждый день вставать по будильнику.

Возьмем двух людей и каждому дадим работу: унеси по 10 веток до дому. Первый возьмет две ветки и сходит 5 раз, а второй нагрузит на себя все 10 и, кряхтя, протащит за раз. Кто ленивей в этом? Конечно, второй, скажем все хором, потому что он совершает эту работу быстро, чтобы потом дурака валять. А если в это уравнение вставим еще одно: сделав эту работу, оба должны будут еще какую-то работу сделать, а потом еще и еще. И вот тут у нас уже ленивым оказывается первый человек!

Мне говорят, именно ленивый придумал нашу цивилизацию. Он-де, от лени, придумал приблуды, улучшающие жизнь. Чтоб не таскать, изобрел колесо. Но я не знаю ни одного ленивого человека, который способен изобрести хотя бы что угодно! Ленивые частенько еще к этому и тупы, бывает и завистливы, нередко подлы. Вот эти качества сопутствую лени гораздо чаще, а вовсе не изобретательность. Изобретательности  присуща рациональность. Поэтому изобретательные люди вовсе не ленивы. Они знают, есть еще дела поинтересней, которыми можно с радостью заняться. А вот таскать ветки — работа нудная. Поэтому изобретатели всегда придумают, как бы эту работу сделать быстрей. Но не для того, чтобы потом сесть и предаваться праздности. Напротив, они найдут себе иные занятия. То есть будут трудиться.

И в то же время, надо быть реалистами. Изобретения и открытия от лени тоже бывают и их полно. И гениальный изобретатель не может себя огородить от лени. И никто никому не должен целый день чего-то делать. Каждый вправе отдыхать, каждый вправе ничего не делать, а ничего не делать гораздо приятней на мягком матрасе под кондиционером и с планшетом в руках, когда на прикроватном столике стоит запотевший бокал с пивом. Поэтому приходится делать матрац, потом кондер, планшет и пиво. И вообще всю жизнь работать, чтобы потом, когда-нибудь, так вот прилечь. И работать усердно, потому что ничего не делать, то есть лениться, приятно в особняке или в хорошей тачке, а чтобы это иметь, надо усердно работать. Работать и работать. Вот так и приходится истинным лентяям пахать всю жизнь как папы карло, а потом в гроб, и никто не узнает, что это был очень ленивый человек. Ну, считал себя таковым всю жизнь…

Я чего хочу сказать. Если лень такая многогранная, такая неоднозначная, такая подчас и движущая сила, может, хватит нам комплексовать про этого Емелю и печку? Если лень — движущая сила нашего народа, наша национальная идея, может, это и ничего? По крайней мере это не желание наживы или страсть обмануть и обсчитать, не потребность захватить, подчинить и унизить. Лень — это нормально. Я так думаю. Греков вон тоже ленивыми полмира считает, они ж не комплексуют.

А Вам желаю жаркого, но доброго дня! Как раз время сиесты…