В. Борхерт. Хлеб

Лана Кузьмина
Внезапно она проснулась. Половина третьего. Почему она проснулась? Ах да! В кухне кто-то наткнулся на стул. Она прислушалась. Тихо. Слишком тихо. Когда она провела рукой по кровати рядом с собой, она обнаружила, что там никого нет. Вот почему так по-особенному тихо: его дыхание отсутствовало.

Она встала и прокралась по тёмной квартире к кухне. В кухне они встрети­лись. Часы показывали половину третьего. Что-то белое стояло у шкафчика. Она включила свет. В одних сорочках стояли они друг напротив друга. Ночью. В поло­вине третьего. В кухне. На столе стояла тарелка с хлебом. Она увидела, что он по­резал хлеб. Нож ещё лежал рядом с тарелкой, а на скатерти - хлебные крошки. Вечерами, перед тем как ложиться спать, она всегда вытряхивала скатерть. Каждый вечер. Но теперь крошки лежали на скатерти. И нож тут же. Она чувствовала, как медленно подбирается к ней холод кафеля. И она отвела взгляд от тарелки.
«Мне показалось, здесь что-то случилось», сказал он и  окинул взглядом кух­ню.
«Я тоже что-то слышала», - ответила она, заметив, что ночью в сорочке он вы­глядит совсем старым. Ровно на свой возраст. Шестьдесят три. Иногда днём он вы­глядел моложе.
Она уже старая, думал он, в сорочке она выглядит довольно старой. Должно быть дело в волосах. У женщин по ночам дело всегда в волосах. Они внезапно ста­рят.
«Ты должен был надеть тапочки. Босиком на холодном кафеле. Ты же просту­дишься».
Она не смотрела на него, потому что не могла выносить, когда он врал. Врал после тридцати девяти лет брака.

«Мне показалось, здесь что-то случилось», - повторил он. Его взгляд бессмыс­ленно блуждал из угла в угол.
«Я что-то услышал. Поэтому я подумал, здесь что-то случилось».
«Я тоже что-то слышала. Но ничего нет».
Она убрала тарелку со стола и стряхнула крошки.
«Ничего нет», - повторил он неуверенно.
Она помогла ему:
«Пойдём! Это на улице. Пойдём в кровать. Ты же простудишься. На холодном кафеле».

Он выглянул в окно.
«Да, это должно быть на улице. Я думал, здесь».
Она протянула руку к выключателю. Теперь я должна выключить свет, иначе посмотрю на тарелку, подумала она. Я не должна смотреть на тарелку.
«Пойдём, - сказала она и выключила свет. - Это было на улице. При ветре во­досточная труба всегда стучит о стену. Это точно водосточная труба. При ветре она всегда дребезжит».
Вдвоём они пробрались сквозь тёмный коридор к спальне. Их голые ступни шлёпали по полу.
«Это ветер, - думал он. - Всю ночь был ветер».
Когда они лежали в кровати, она сказала:
«Да. Всю ночь был ветер. Это была водосточная труба».
«Да. Я подумал, что это было на кухне. А это была водосточная труба».
Это он сказал уже в полусне. Но она заметила, как фальшиво звучал его голос, когда он врал.
«Холодно, - сказала она и добавила тихо, - я залезу под одеяло. Спокойной ночи».
«Спокойной ночи, - ответил он. - Холодно — это прекрасно».
Потом он затих.

Через несколько минут она услышала, как он тихо и осторожно жуёт. Она спе­циально глубоко и ровно дышала, чтобы он не заметил, что она не спит. Но его же­вание было так равномерно, что она постепенно заснула.
Когда он следующим вечером пришёл домой, она придвинула к нему четыре кусочка хлеба. Обычно он мог съесть только три.
«Ты можешь спокойно есть четыре, - сказала она и отодвинулась от лампы. - Я не могу переносить этот хлеб. Ешь ещё один. Я плохо его переношу».
Она видела, как низко склонился он над тарелкой.
Он не поднимал глаз. В этот момент ему стало её жаль.
«Ты же не можешь съесть только два кусочка», - сказал он в свою тарелку.
«Могу. По вечерам я плохо переношу хлеб. Ешь. Ешь».
Только через несколько минут села она у стола под лампу.