Из чего состоит партия

Сергей Богословский
    
Профессор Колюжный зашел в аудиторию быстро и уверенно. Внезапно остановившись возле доски, он стал внимательно осматривать помещение. Вся аудитория была битком набита студентами. Парт на всех не хватало и те, кто решил просто зайти посмотреть на профессора, стояли, опершись на стены вдали помещения.

Как обычно, места распределились следующим образом: на первых партах сидели отличники, которые умненькими глазёнками внимали живое слово профессора, среднюю прослойку занимали более интересные, немного избалованные  личности, у которых было своё мнение. На задних партах разместились отъявленные хулиганы с особым жизненным опытом.

Сложная, наверное, аудитория, - подумал про себя профессор. - Надо её немного припугнуть.

Профессор Колюжный выпрямился, словно богатырь, и громогласно произнёс:
-Меня зовут Игорь Иванович, я буду вести у вас лекции по политологии.
Зал притих, ожидая, что будет дальше.

Игорь Иванович, чтобы не сбиться с темпа речи, уверенно продолжал.
- Сразу предупреждаю, я терпеть не могу непунктуальных людей. И если вдруг кто-то из вас опоздает на мою лекцию, ему не поздоровится. Я заставлю его мыть доску, и, более того, он будет стоять в ожидании моего разрешения приступить к занятию. Но я не отъявленный тиран, и у меня тоже есть слабости, я очень уважаю умных людей, и у опоздавшего умного человека есть шанс безнаказанно пройти мимо меня незамеченным, если он назовет пароль.

В этот момент в аудитории установилась полнейшая тишина, и даже хулиганы, которые вечно обсуждали футбол на лекциях, замолчали, терпеливо ожидая, что скажет профессор.

- Это слово «бихевиоризм». Запишите себе.

Все стали записывать. Дмитрий Баев, который присутствовал на лекции, записал себе это слово в телефон в сохраненных сообщениях. Сделал он это из логического вывода, что  тетрадки-то обычно нет, а вот телефон всегда под рукой.

С задних парт раздался ленивый возглас.
- А чё это?
- Кто это сказал? – переспросил профессор.
В зале образовался вакуум тишины. Лишь через минуту нашёлся храбрец.
- Я это сказал – пробубнил двухметровый увалень с задней парты.
- Немедленно встаньте, когда с вами говорит профессор.
Детина медленно и нехотя поднялся.
- Как ваша фамилия?
- Галимов, –произнес студент.
- Знаете что, Галимов!.. Вы оправдываете свою фамилию… и все же, специально для вас, я скажу всем определение этого замечательного слова. Бихевиоризм – это понимание поведения человека и животных как совокупности двигательных и сводимых к ним вербальных и эмоциональных ответов на воздействия внешней среды. Прошу это слово всем записать и выучить. Я в любой момент могу спросить.

А теперь я расскажу о нашей совместной плодотворной работе. Всё просто. Я буду рассказывать лекции, вы будете их записывать. Периодически я буду устраивать летучки по пройденным темам. Проводить их я буду в начале лекций, и их результаты отразятся на экзамене. Ведь кто-то из вас, наверняка, хочет получить автомат.
- А кто-то - пулемет – раздалось с задних парт.
- Партизанам Галимова  даже кортик не светит, – ответил профессор.
Игорь Иванович преступил к лекции и так увлек ею всю аудиторию, что даже хулиганы слушали его с удовольствием. А дело в том, что у Игоря Ивановича, хоть он был и очень интеллигентный профессор, был особый юмор, в котором подчас проскальзывали пошловатые нотки. Разумеется, это нравилось всем студентам. Ведь все любят посмеяться над кем-нибудь другим.

Позже, уже несколько лекций спустя  Колюжный устроил летучку. И, задавая вопросы, сначала стоял возле окна. Стоял долго и смотрел куда-то вдаль. Студенты сначала очень внимательно наблюдали за его действиями. И, когда увидели, что он не опасен, стали осторожно списывать ответы на вопросы со своих конспектов. Студент Иончиков, сидящий на третьем ряду, положил конспект на колени и искал в своих каракулях ответ на вопросы профессора. Он так увлекся поисками, что не заметил, как профессор тихо подошёл к нему и наблюдал. В аудитории это заметили все, кроме Иончикова.

Игорь Иванович, подошел поближе к Иончикову и сказал на всё помещение:
- Товарищ студент, прекратите во время летучки рукоблудить под столом.
Аудитория сотряслась от смеха. Больше всех смеялись задние ряды. Отличники незаметно хихикали. Что касается Иончикова, то он так испугался, что судя по его виду, можно было действительно поверить  в слова профессора.

Однажды к профессору на лекцию с опозданием на пятнадцать минут заявился студент Базаров. Колюжный тут же спросил его о пароле. Базаров стал жевать слова, но ничего внятного кроме «бихуопиизм» произнести не смог. Игорь Иванович заставил его мыть доску. А потом ещё стоять у двери пятнадцать минут.

Так и проходили его лекции. То он расскажет что-то серьезное, то совсем несерьезно пошутит. И студентам это нравилось. Аудитория всегда была забита до отказа.

Пришла пора экзамена. И даже двоечники решили сдавать его сами. Явился на экзамен и Баев. Он вытянул билет, и, сидя за последней партой, потихоньку списывал ответы.

Когда Баев уверился в своей готовности он пошёл на доклад к Колюжному. Тот сидел с невозмутимым выражением лица и любовался своими ногтями.

Баев присел на стул, достал билет, мини-конспект и стал читать ответы на вопросы. Читал с выражением, словно был важной политической фигурой...

На лице Игоря Ивановича ничего не изменилось, он по-прежнему смотрел на свои ногти, как будто Баева и не было рядом.

После того как Баев закончил. Профессор оживился.
- Товарищ студент, я отлично понимаю, что вы все это списали. И мне сейчас просто зачитываете. Но у меня сегодня хорошее настроение, и поэтому я готов поставить Вам четыре, если Вы ответите на два моих вопроса.
Баев слушал и понимал, как далеко отдаляется от него четверка…
- Первый вопрос - назовите, какие существуют политические системы?

И тут Баев медленно поплыл в своё подсознание за ответом. Но подсознание молчало, и только эхом пустого колодца повторяла ему вопрос профессора.

За Баевым сидела отличница Людочка, она хорошо слышала вопрос Игоря Ивановича и очень хотела помочь Баеву. Баев ей нравился как мужчина, хоть она и не показывала это на людях. Людочка начала шептать Баеву тихим и нежным голоском.
- Однопартийные и многопартийные….однопартийные и многопартийные…
Баев услышал и повторил, уже уверенно, как будто всегда это знал.
- Игорь Иванович, однопартийные и многопартийные!
-Хм…правильно. Тогда второй вопрос. Из чего состоит партия?

К слову сказать, ответ на этот вопрос сформулировал профессор Колюжный на предпоследней лекции. И звучал он так: партия состоит из ядра и членов партии. Но Баев как раз эту лекцию прослушал, и понятия не имел, из чего там она состоит .

Он напрягся в ожидании новых подсказок – и  Людочка не подвела! Она снова начала ему помогать.
- Из ядра…из ядра, - шептала она.
- Из ядра, - громко сказал Баев.
- Такс…, -буркнул профессор. - А из чего ещё?

И тут произошла заминка. Дело в том, что высокая степень воспитания Людочки не позволила ей произнести слово «член», и она замолчала.

Баев напрягся, как никогда. Он все ждал спасительного голоска, но его не было.

Профессор Колюжный смотрел на него и улыбался. Он чувствовал себя кошкой, поймавшей мышь и игравшей с ней исключительно ради удовольствия.
- Товарищ студент. Я понимаю, что Вы все не можете помнить.
Баев утвердительно кивнул с серьезным выражением лица.
- Поэтому я готов дать Вам подсказку.
Разумеется, подсказка была в стиле профессора Колюжного.
- Эта вещь нравится девушкам в парнях, и состоит она из четырех букв.

Баев собрался с мыслями и стал усиленно размышлять. Зная пошлые шутки профессора, он стал выстраивать ход мыслей в этом направлении. И первое, что пришло в голову это слово  *уй. Он действительно, по мнению Баева, нравился девушкам. Но была одна беда. Это известное слово состояло из трех букв. «Что же этоможет быть?»  - мучился в мыслях Баев.

Профессор Колюжный, тем временем, наслаждаясь мимикой лба Баева, думал, что не такая уж и плохая у него работа, что вечером он поедет с соседом Михалычем на дачу, и они, захватив с собой бутылочку коньяка, начнут удить рыбу. Все эти удивительно сладкие мысли проплывали в голове в свете солнца  под симфонии Моцарта.

Баев разрушил ход мыслей профессора. Он сказал, что знает ответ.
- И что же это? –спросил профессор.

-ЯЙЦА! –заявил Баев.

От такого неожиданного ответа Игорь Иванович чуть не упал со стула. Вот уж такого ответа он никак предположить не мог.

- Впервые в жизни слышу.., -заливаясь хохотом, говорил он. - Что партия состоит из ядра и яиц. Знаете что, товарищ Баев. Вам непременно нужно вступить в такую партию, все необходимое у вас для этого есть!

После этого профессор попросил его зачетку, поставил в ней тройку и отпустил Баева восвояси.