Литературный процесс в годы...

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС В ГОДЫ 
АЗЕРБАЙДЖАНСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА

Характеризуя литературный процесс в период Азербайджанского Национального Правительства, невозможно обойти стороной и оставить без  внимания общественно- политическую  и литературно- культурологическую картину эпохи формирования этого правительства.  Потому что литература 1945-1946 гг., по известным причинам, своим становлением тесно связана со средой и обстановкой того периода.
 
Период в один год – с исторической точки зрения не очень большой  в литературном процессе и чувствовался накал происходящих политических  событий, но нельзя утверждать, что доля художественного слова была  значительной на фоне грандиозных политических событий. Однако, для  полного представления и объективного освещения всех событий того  периода, есть потребность глубокого изучения литературы того периода.  Потому что в годы Азербайджанского Национального Правительства, как и  во все периоды, литература достаточно профессионально исполняла функцию панорамы общества.
 
Как известно, Вторая Мировая война завершилась входом советских войск и армейских  частей Великобритании на территорию Ирана, что привело к падению деспотического режима Реза шаха. С одной стороны  внешнее военное вмешательство и падение режима-с другой, обусловили  создание в стране определенной демократической среды. Демократический процесс по-разному проявился в отдельных регионах страны. В Южном Азербайджане он приобрел национально-освободительный характер, который, в конечном итоге, завершился формированием Азербайджанского Национального правительства под руководством Сейид Джафара Пишавари.

Как известно, сформированное 12 декабря Азербайджанское Национальное правительство и просуществовав год, впало результате кровавой реакции режима. Однако этот небольшой отрезок времени, длиной  всего лишь в один год, навечно сохранился в памяти народа, сыграв решающую роль в формировании его национально-этнического сознания.

Литературный процесс указанного периода характеризуется связью с  общественно-политическими событиями того периода. В результате активной деятельности отправившихся в составе советских войск в Южный Азербай-джан Сулеймана Рагимова, Сулеймана Рустама, Мамеда Рагима, Османа Са-рывелли, Расула Рза, Мирзы Ибрагимова, Энвера Мамедханлы, Гылмана Мусаева, Эвеза Садыга, Джафара Хандана, Аббаса Заманова, Гулама Мамедли, Исрафила Назарли и других писателей, публицистов и литературоведов, в литературной среде Тебриза возникло заметное оживление. Газета «Вэтэн йолунда» («Во имя Родины»), издаваемая в Тебризе с 1941 года на родном азербайджанском языке под редакцией Мирзы Ибрагимова, спустя непродолжительное время, объединила вокруг себя мастеров пера Южного Азербайджана. Привлекает внимание мнение Джафара Хандана, высказанное им в статье по этому поводу: «Деятельность поэтов, публикующих на страницах нашей газеты стихотворения на азер-байджанском языке, показывает, что они, расширяя творчество, желают повысить свои знания в литературной сфере» (1).

Для оживления литературного процесса в Южном Азербайджане, в 1945 году при газете «Вэтен йолунда» создается Меджлис (собрание) поэтов («Шаирлер меджлиси»). Создание Меджлиса, безусловно, обусловило активное участие писателей и публицистов в вопросах, связанных с судьбой Родины.

Известный поэт Южного Азербайджана Мирмехди Этимад был избран председателем Меджлиса поэтов. В состав Правления Меджлиса входили  Мухаммед Бирийа, Али Фитрет, Хилал Насири, Камиль, М.Аббаси и Бахадури. В заседаниях Меджлиса поэтов принимали участие также писатели, поэты, публицисты, прибывшие из Северного Азербайджана.  Мастера пера, имевшие свое происхождение из Южного Азербайджана, такие как Гусейн Сяххаф, Мирмехди Чавуши, Музаффар Диряфши, Мухаммедали Махзун, А.Сабири, С.Тагизаде, Неджми,  Ашиг Гусейн Джаван и другие также принимали активное участие в работе Меджлиса, В  начальном этапе в Меджлис входило около 15 членов, впоследствии в его рядах уже насчитывалось около 50 поэтов и писателей, что является ярким  проявлением развития литературного процесса в Южном Азербайджане. Газета «Вэтен йолунда» регулярно размещало на своих страницах публикации, освещающие деятельность Меджлиса: «Интерес к Меджлису по-стоянно растет. В наше управление поступает множество писем от  писателей и поэтов Южного Азербайджана и Ирана с выражением намерения об участии в заседаниях Меджлиса» (1).

Следует также напомнить, что основатель Азербайджанского Национального Правительства Сейид Джафар Пишавари являлся творческим лицом, являясь автором ряда ценных работ, как в художественной, так и в  публицистической и литературоведческой сфере, чем  вложил большой вклад в развитие литературного процесса в Южном Азербайджане.
 
Отметим, что в деятельности Меджлиса поэтов, наряду с постоянными членами организации, активное участие принимали мастера пера,  представ-ляющие различные регионы Южного Азербайджана. Балаш  Азероглу, Али Тудэ, Ибрагим Закир, Хамза Фатхи Хошгинаби и ряд других  поэтов и писа-телей начинали свою творческую деятельность именно в эти годы, приняв непосредственное участие в формировании литературного процесса в период Азербайджанского Национального Правительства.

Один из привлекающих внимание немаловажных моментов в деятельности Меджлиса поэтов, связан с изучением истории азербайджанской литературы, творчества отдельных классиков. В этом направлении в деятельности Меджлиса особенно следует выделить работу по изучению произведений Низами Гянджеви, Мухаммеда Физули, Молла Панах Вагифа и других выдающихся классиков азербайджанской литературы.

В Меджлисе поэтов была также проведена работа по изучению мировой  литературы. Отметим, что интересные публикации Джафара Джафарова о Лермонтове, Гылмана Мусаева о Маяковском, Радищеве, Белинском, Герцене, Анри Барбюсе, Джафара Хандана о Ломоносове, Энвера Мамедханлы о грузинской литературе и культуре, привлекали внимание и  интерес не только у членов Меджлиса, но всей широкой читательской аудитории. Статьи о жизни и творчестве указанных представителей  мировой литературы, а также переводы из их произведений последовательно  публиковались на страницах газеты «Вэтен йолунда». А это, соответственно, обусловливало обогащение литературного процесса в Южном Азербайджане. В этот период особо следует выделить творчество Х.Сяххафа и М.Дирявши в области переводческой деятельности.

Деятельность Меджлиса поэтов оказывала немалое влияние и на развитие литературной критики и литературоведения в  Южном  Азербайджане. В статьях выделялась важность связанности поэзии с общественной идеей, патриотизм, любовь к родине, земле, свободе, матери и  др. вопросы, в произведениях молодых поэтов и писателей акцентировались  именно эти моменты. Али Тудэ по этому поводу отмечал: «В Иранском Азербайджане пока модно писать «трибунные» стихотворения, основанные  на отзвуках повседневных событий. Однако сложившееся  положение недолговечно. В. Поэзии должны быть отражены реальные, жизненные  сцены» (6, стр.37).
 
Одним из привлекающих внимание важных моментов в деятельности  Меджлиса поэтов является работа по изучению  теоретических проблем лите-ратуры.  В частности, доклады литературоведа Джафара Хандана на темы  об отношении к поэтике, художеству, классическому наследию, о средствах художественного воспроизведения, литературных, стихотворных ритмах и  размерах, устном народном творчестве и др. отличаются высоким народным уровнем, вызывая серьезный интерес у молодых творческих талантов.  Джафар Хандан сам писал по этому поводу: «Успешно проведенные занятия показали, что Меджлис оказывает большую помощь в деле развития творчества у начинающих поэтов. В Меджлисе проводится чисто творческая работа» (3).

Приглашение в Тебриз творческих сил из различных регионов Азербай-джана, провинциальных городов, проведение совместных творческих  собра-ний, занимает особое место в деятельности Меджлиса поэтов. К примеру, ме-роприятие, проведенное с поэтами и писателями Ардебиля, явилось одним из важных литературных событий, вызвавших заметный интерес в литературной среде Тебриза.

Члены Меджлиса поэтов дважды в месяц проводили свои занятия в более широких рамках - в виде литературных вечеров в Тебризском Доме советской культуры. Эти литературные вечера значительно повышали интерес общественности Тебриза к литературе и культуре. Следует отметить также активное участие членов Меджлиса в различных мероприятиях, частые выступления в радиопередачах.

В литературной среде Тебриза, в частности в поэтических образцах того времени. Затрагивается также антифашистская тематика. Этот момент говорит о чутком отношении мастеров пера к общественно-политическим событиям, происходящим в мире.

Интересно, что участники Меджлиса особое внимание уделяли также из-данию образцов творчества своих членов. По их инициативе широкой чита-тельской аудитории было представлено 6 номеров учрежденного Меджлисом журнала «Шаирлер меджлиси» («Меджлис поэтов»).

Следует отметить, что деятельность Меджлиса длилась около 10 месяцев. Меджлис стимулировал деятельность азербайджанских писателей, поэтов, публицистов в сфере развития национальной литературы, получивших после падения режима Реза шаха возможность писать и творить на родном языке. Ряд представителей литературы и публицистики того периода, в частности Балаш Азероглу, Медина Гюльгюн, Али Тудэ, Хокюма Биллури, Яхья Шейда, Мухаммед Бирийа, Хамза Фатхи Хошгинаби, Али Фитрат, Мирмехди Этимад, Мирмехди Чавуши являются именно воспитанниками Меджлиса.

В результате деятельности Меджлиса поэтов, в течение небольшого периода времени, было достигнуто значительное оживление в литературном процессе Южного Азербайджана, повысилось общественное содержание в поэзии, участилось издание произведений на политическую тематику. Внимание привлекает статья, опубликованная по этому поводу в газете «Вэтэн йолунда»: «Творчество членов Меджлиса поэтов за короткое время достигло радующего уровня развития, в их стихотворениях внимание привлекает простота языка. Ясность мнения. Преобладание национальных чувств» (2).

Следует также отметить, что «Общество поэтов и писателей», учрежденное в начале 1946 года при министерстве просвещения, было сформировано именно на основе Меджлиса поэтов.

Всплеск литературного развития в период Национального правительства больше всего проявился в поэтическом жанре, а проза и драматургия, в сравнении с поэзией, были развиты слабо. Именно этим обусловлено то, что литературное общество, сформировавшееся в того период, носит название Меджлис поэтов.

Литература 1945-1946 гг. в основе своей охватывает тему Родины. Традиционные темы, имевшие место в классической поэзии, в поэзии указанного периода, в основном, отсутствуют. Это является ярким показателем того, что Национальное правительство играло решающую роль в судьбе народа. Произведения на тему Родины не носят абстрактный характер, здесь, акцент здесь делался, в основном, на критику реакционного режима Ирана. Мухаммед Бирийа, к примеру, в своих стихах восхвалял страсть азербайджанского народа к свободе (3).

Напомним, что писатели и поэты, творящие в литературной среде Тебриза в ту эпоху, превратились в символы патриотизма, как своими произведениями, так и своими личностями. Однако с сожалением следует отметить, что иранский реакционный режим не дал им возможности продолжить деятельность.

В целом, длящаяся всего лишь одинь год, короткая деятельность Азербайджанского Национального Правительства послужила толчком оживлению национального литературного процесса в Южном Азербайджане. Устранение деспотической среды в эти годы, с одной стороны, создало естественные условия для развития свободомыслия. С другой стороны, зарождение литературы на родном языке, стало началом нового этапа в истории ее развития.

После падения Азербайджанского Национального Правительства, многие писатели из Южного Азербайджана нашли убежище в Северном Азербайджане, что обусловило создание новой тематики в истории национальной литературы, возвращению некоторых жанров, утративших раннее свою потребность.

Было бы неверно  оценивать литературу эпохи Азербайджанского Национального Правительства в качестве всего лишь просветительской литературы. Литературно-художественные кружки, основанные именно в те годы, создали впоследствии условия для выхода на свет произведения Мухамедгусейна Шахрияра «Гейдарбабайа салам» («Привет Гейдарбабе»), одного из бесподобных памятников национальной литературы (5), сотворенных на родном языке.

Литература

1. «Вэтэн йолунда», Тебриз, 17 июля 1945 года, № 70.

2. «Вэтэн йолунда», Тебриз, 13 января 1946 года, № 6.

3. Cefer Xendan. Secilmish eserleri, 3 cildde, II cild, Baki, «Chashioglu» neshriyyati, 2010

4. Дадашзаде М.А. Азербайджанская литература, Москва, «Высшая школа», 1979

5. Muasir Azerbaycan edebiyyati. 2 cildde, II cild, Bak;, BDU neshri, 2007

6. Тудэ Али. Своими глазами, Баку, Азернешр, 1986


Рецензии
Судя по всему, в поэзии, как Вы упоминали выше, было бесстрашное направление писать о патриотизме, о гражданственности, что не притеснялось цензурой. А сейчас как обстоят дела с освещение патриотизма и гражданственности в поэзии?
А Вы,лично, не пишите стихов?
Хорошего настроения Вам. Рада, что заглянули.

Софья Хрусталёва   09.02.2016 03:49     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.