Однажды зимой..

Владимир Кириленко2
Сегодня Ивану, предстоит ехать в сильные морозы в Якутск, которые придавили до - 50. Ужасно было осознавать, что такая неласковая погода, будет тебя одного сопровождать всю дорогу?
Всегда так получается? Когда не ждешь никакой работы, она обязательно находит тебя сама, в самое неподходящее время? - думал возмущенный водитель, который давно работал в этой конторе. Он, хорошо знал всю подноготную жизнь организации, которая была в свое время, - той ещё "шарагой"? В которой, тогда ещё не было: ни хорошего гаража, ни человеческой справедливости, как и во всем этом колхозном заведении?
А что было делать, русскому мужику, приехавшему на Север?
Он, как и все, приехал сюда за серьезными деньгами, которые заставляли терпеть всю эту дурацкую неустроенность, вместе с безалаберностью со своими заманчивыми коэффициентами?
Организация находилась в непосредственной зависимости от "тайона"- (местного начальника), который был для всех подчиненных:
 - И царем, и богом, в одном лице? От которого, зависела вся эта контора.
Он всегда умело, находил серьезные заказы, чтобы повсеместно шло строительство, нужных селу: коровников и сельских школ, что и соответствовало с названием этой ПМК. Такие денежные объекты, строились, как повелось, приезжими шабашниками - строителями, которых привозил в эти захолустные деревни сам бригадир.
Поэтому, из года в год, тихо-мирно и жила эта сельская организация, вместе с немногословными и послушными плотниками, приехавших из Белоруссии.

Напарников постоянных, у водителя никогда не было. Поэтому он, всегда ездил один - «дикарем». Так как, грузов на две - три машины, никогда не набиралось, который завозился из порта - Осетрова баржами в порт Якутска.
Такие грузы, вывозились на машинах по дальним поселкам зимой, - за - 900 км.
При такой нервной напряженки, начальник этой колхозной организации, днями висел на телефоне.
А когда, получал положительный ответ, тогда в спешном порядке, - днём или ночью, всегда отправлял одну машину, чтобы водитель успевал быстро уехать и перехватить груз, который без лишней конкуренции уедет по назначению.
Начальника не волновало, как водитель сумеет организовать загрузку своей машины?
Такие хлопоты, всегда входили в обязанности водителя, который знал свои кровные заработки и, умело мог "под-воровывать" стройматериалы немного, тем самым, возвращая свои потраченные деньги за погрузку.
 
Тогда при коммунистах, можно было работать на голом энтузиазме, умудряясь занимать по итогам соц. соревнований первые места!
Поэтому, в «день строителя» беспечному работяге, запросто вручали, какой-нибудь значок или грамоту, как нечто символическое и почетное? Чтобы тот, слишком не требовал от начальника доплату деньгами?
Денежными премиями, не всегда баловали шоферов. Поэтому, при удобном случае, они продавали по дороге: кирпич, рубероид, гвозди и все, что требовалось населению для строительства своих домов?
А если, попадался серьезный покупатель? - То, умудрялись продавать машинами весь стройматериал, списывая его на мнимые аварии, которые, якобы «происходили» на пустынных северных дорогах?
Бесхозные, брошенные на трассе машины, быстро разворовывались рейсовыми шоферами. 
И таким способом, многие недобросовестные водители возмещали к своей зарплате недостающие премиальные, которые «зажимало» начальство.
Такая практика, не часто происходила на дорогах. Но, конкретные случаи бывали в этих диких краях на далеких "зимниках".

Вот такие неблаговидные дела, происходили в те времена на диких трассах?
Поэтому, пришлось Ивану ехать "порожняком", рискуя испытывать свою машину на живучесть в этом рейсе, как и свою жизнь? Конечно, ему ничего не оставалось, как проскочить налегке, все 900 км. за двое суток, - глотая по дороге домашние пирожки, запивая холодным чаем.
Уставший и, не спавший всю дорогу, он упорно ехал до конечной цели, чтобы успеть загрузиться. Поэтому, спать и расслабляться в жуткий мороз в этой глухомани, посреди тайги, – смертельно было опасно!
Без отдыха, он, все гнал и гнал машину, чтобы проскочить безлюдную и страшную тайгу, в надежде выспаться, где-нибудь рядом у столовой, в очередном поселке на трассе?
- Не дай Бог, если что с машиной случится? Тогда, твой мороженый труп найдут такие же шофера, и закинут в кузов попутной машины, чтобы увезти его до ближайшего морга?
Поэтому, чтобы не заснуть за рулем, приходилось часто выскакивать из кабины и растираться снегом, и жгучим холодом, отпугивать липкую дрему?
Такой обманный прием, возбуждая организм, - на время, отвлекал его от сна?
А когда, встречались на пути "спящие" водители с машинами, стоящие по обочинам в «карманах», - то, многие одиночки, останавливались - пристраиваясь к ним поближе, чтобы поспать. Таким образом, было безопасно находиться рядом с такими машинами. И, в случае непредвиденной обстановки двигателя, - можно было бы, завести свою машину с буксира или спастись в их теплой кабине?

- Все может произойти в такую стужу? Никто не застрахован, от поломок?
Поэтому, прогоняя свою усталость, ты смело засыпаешь в своей кабине, чтобы с ясной головой, вновь ехать дальше!
На этот раз, ему не выдалась такая возможность, - поспать спокойным сном?
Не было на пути, подходящего места. Поэтому, ему оставалось только нажимать на педаль газа, и погонять неустанные лошадиные силы мотора, до конечной остановки, чтобы приехать к складу рано утром, и первым загрузиться? 
Грузился он, огнеупорным кирпичом, а поверх, грузчики накидали огромные тюки с паклей, которые долго пришлось крепить веревками, чтобы не растерять по дороге? Все бегом и без промедления. - Холод - не тетка!
Набегавшись и напрыгавшись, во время погрузки, шофер залезает в теплую кабину. Только в ней, он по настоящему отогревается горячим чаем из термоса. После чего, выезжает со склада - довольным, скрепя деревянными бортами на свою знакомую дорогу, медленно разогревая, стекло-подобную мерзлую резину колес, которая проехав пару километров на пониженной передаче, заметно разогревается?
После чего, включается повышенная передача скорости, и машина едет в туманный город, чтобы посетить несколько продуктовых магазинов.
Забив кабину до упора продуктами: канистрами с пивом, картонными коробками с яйцами до потолка, оставляешь крохотное место за рулём, чтобы поспать?  И,чтобы была возможность переключать рычаг коробки передач!

Машина его, Зил - 130, не первой свежести, которая ни разу, не подводила его. Поэтому он, позволял себе немного расслабляться на этой дальней и утомительной дороге, - заехав в свободный "карманы", чтобы попить купленное пиво?
Такое «счастье» выпадет, один раз после лета, когда открывались "зимники"? ?
Но, самое страшное, бывает иногда в пути, когда какой-нибудь колхозник на машине, везет большие ящики с гвоздями, - не подстелив брезент на пол кузова?
По дороге, гвозди вылезают из тары и тогда эти страшные стальные стержни, незаметно, протыкают колеса машин, идущих следом за ним?
Таких "сеятелей", обычно догоняли несчастные шофера и били морду! Затем, протыкали все колеса на его машине и, удовлетворенные надлежащим воспитанием, покидали бедолагу навсегда, - побитого, за свою халатную безалаберность?!
Проехав «половинку», - 400 км за сутки, уставший водитель - «одиночка», решил заночевать на льду таежной реки, где молотили двигателями два «Камаза».
Такой удобный момент, ему возможно больше не предвидится долго? Поэтому он, примостился к ним с подветренной стороны, чтобы не нюхать едкий выхлоп из глушителей и, моментально заснул.
Проспал он, довольно долго. Его разбудил сигнал аварийного «зуммера» - температуры воды на приборной доске! А, из под капота, клубами валил пар?
Поэтому он, спросонья не соображал, что нужно было делать в таких случаях?
Наконец, заглушив двигатель, он вылез из кабины, чтобы залезть под капот для выяснения причины утечки воды?
Такой аварийной ситуации, он не ожидал сегодня? Двигатель машины был в «пару», поэтому, самого мотора не было видно и, за что хвататься, - он, пока не знал?
Светя фонариком, - водитель, кое-как обнаружил размороженные пять трубок на радиаторе, из которых вырывался пар?

Когда он спал, морозом прихватило радиатор? Трубки лопнули и вода, постепенно ушла каплями на снег. Медленно соображая, - как быстро на морозе, устранить эту ужасную поломку? 
Конечно, эта неприятная поломка на жгучем морозе, может оказаться, - последней? Поэтому ему, пришлось аккуратно выломать плоскогубцами трубки, затем заглушить их, - сплющив края по концам, чтобы предотвратить обильную течь воды? Такая работа, заняла около получаса. Затем, он спешно долил воду из канистры, заведя со стартера машину, и поехал дальше по таежной дороге.
Конечно, вода незаметно уходила через сплющенные трубки, поэтому придется доливать в радиатор остатки воды в радиатор?
Хотелось надеяться, что ему удастся благополучно проскочить этот таежный участок и добраться до ближайшей деревни, где он снова восполнит запасы воды у местного  населения? Поэтому, нужно было, срочно ехать вперед, а не ждать «камазистов», когда они выспятся? Нянчится с ним, все-равно, никто не будет?

Остановившись через десяток км, он растер в ладонях половину пачки сигарет - «Камея» и, засыпал табак в горловину радиатора, - пытаясь устранить течь из трубок? После чего, снова поехал в тревожную ночную дорогу, - надеясь на благополучный отрезок своего пути, чтобы добраться до деревни? До которой, нужно было ехать - еще 50 км.
Но осилить этот путь, с подтекающим радиатором, будет не так просто?
Воды катастрофически не стало хватать на доливку?
Поэтому он, на полпути решил долить пивом, которого было много в его трех канистрах? Такая глупая мысль, пришла ему в голову не от хорошей жизни?
Которая, запомнится ему теперь, - на всю оставшуюся жизнь?
- Откуда было знать ему, что пиво не охлаждающая жидкость, а пенистый и игристый напиток для души?
Бездумно долив пиво в радиатор, которое, быстро сбило температуру в моторе? Хотелось, любыми путями доехать до деревни?
Но, ехал не долго по дороге, когда его машину, обогнали те самые «Камазы», с которыми он, ночевал в «кармане»?
Останавливать их, чтобы просить воду? Он не стал. Понадеялся на "авось" и ехал дальше, до финального конца?

После очередного поворота дороги, вдруг неожиданно произошло самое ужасное! - Пиво сильно нагревшись, – вышибло пробку радиатора и, фонтаном пены стало заливать радиатор, которая моментально заморозила шторки жалюзи и,температура на приборе, неумолимо полезла за красную черту?
Мороз, безжалостно морозил пену, которая плотно, на морозилась коркой пены, на весь радиатор непробиваемой броней, и не пропускала потоки холодного воздуха, чтобы охладить мотор.
- Что делать!? - лихорадочно мысли носились в голове.
- «Все! Наверное - приехал?» - подумал он.
Срочно, нужно было сливать всю пено-образную жидкость из двигателя, и паяльными лампами, начинать топить снег в ведрах, чтобы залить чистую воду в мотор.

Заглушив мотор, он уже не думал, про яйца в кабине, которых была целая коробка и, консервированные банки с продуктами? 
Пока таял снег в ведрах, он пытался отогревать жалюзи радиатора, ещё одной паяльной лампой, которые были заморожены основательно этой проклятой пеной?
Ему, пришлось специально, выламывать железные шторки плоскогубцами в нескольких местах, чтобы поток воздуха проникал на радиатор, иначе не было возможности, охладить его? В общем, ровно через два часа, он натопил в ведрах снег и, полностью залил в систему талую воду. При этом, печально думая, что ее, все - равно не хватит до деревни?
С такими невеселыми мыслями, он поехал дальше в темную ночь.
Но по дороге, - стал останавливать проходящие машины, чтобы просить у водителей воду, которые выручали его. После чего, он торопливо гнал машину по сумрачной дороге к спасительной деревне, - надеясь, что мучения его скоро закончатся?

Зловеще и безжалостно в морозном воздухе блестела Луна, когда он поздней ночью, приехал наконец в спящую деревню, - остановив машину, напротив большого дальнего «хотона»,(якутского хлева) у огороженного забора из жердей. Там он, решил раздобыть воду. В таких помещениях, якуты должны держать воду со скотиной вместе?
Конечно, он намеренно пошел на воровство воды у коров, которые, молчаливо смотрели на вора, - медленно пережевывая свою жвачку. Поэтому он, быстро наполнял в ворованную флягу из бочки, - черпая торопливо своим грязным шоферским ведром талую воду.
Шел третий час ночи. Деревня спала.
Будить хозяев, - не было смысла? Но, с другой стороны, - вышло бы все "боком", если бы, его пристрелили там, как настоящего вора, который, собрался прирезать чужую телку на мясо и, увезти на своей машине?
- Откуда хозяину знать, что кому-то нужна была вода?

Конечно, он здорово рисковал! Но, делать было уже нечего, - стащив из "хотона" сорокалитровую флягу с водой. Он торопливо, включил первую передачу и, быстро покинул свое место преступления!
Коробку с яйцам ему пришлось выбросить в кузов, чтобы освободить место для фляги, а мороженые яйца, он всю зиму будет грызть со своими домочадцами, - вспоминая этот злополучный рейс с лютым морозом!