Мalana people - неприкасаемые

Таня Московцева
Как уже многие согласились, кастовая система для Индии не такой уж и плохой вариант выживания, или даже пути. Хотя в России часто слышу – поехал бы туда, да не нравится их «расовая»  система. Слышу я это и среди индийцев. 
-Кстати. Из каких каст больше всего не признают касты? -  Такие и подобные нелепые, на первый взгляд, вопросы я задавала браминам. 
-Конечно шудры и неприкасаемые,   несмотря на то, что государство предоставляет им более значительные привилегии. 
Хотя  Будда, как известно, тоже бунтовал против существующей системы, за что Ашока,   выражая респект королевских кровей  философу,  признал  в дальнейшем буддизм (а это лишь незначительная ветвь индуизма)  как главенствующую религию аж на несколько сотен лет (со слов индийца).
 Правда,  то ли индийцам  нирвана  не понравилась,  то ли их просто забыли спросить,  и  вскоре Шанкарачарья восстановил так прижившуюся кастовую систему, возвысив (очередной раз в истории - после арийцев)  брахманов.
  Да что говорить об известных фактах, а тем более рассуждать, что хорошо или плохо, если уж свершилось.  Хотя трудно представить, что было бы, если Буддизм победил окончательно и бесповоротно…
Трудно представить также, что местный   священник Нагара в храме Кришны   может жить вне кастового сознания или хотя бы правил.   Кто еще мог бы  так  есть, пить, думать во имя Кришны. Только прист! К нему нельзя подойти  запросто, дотронуться или заговорить. Ты со временем начинаешь чувствовать – сейчас он  мысленно  со своим богом, к которому могут прикоснуться только рожденные хинду.  И не-хинду в такие  минуты  рядом с ним делать нечего. Только он  сам решает, когда, например, пожать руку в знак  благодарности за  проделанную работу, или хлопнуть по плечу – а это уже  знак симпатии и дружеского приятия   – естественный жест всех индийцев.   При этом ты  никогда (даже мысленно)  не услышишь:  не прикасайся ко мне.
Но иногда многие кастовые правила  становятся  полным абсурдом. Вот об одной такой «данности» я и хочу рассказать.

Когда я увидела живописных маланцев, их танцы, костюмы, и даже некоторые лица, на фестивале Мела в Нагаре, да услышала, что это необычные люди, живущие  в деревне Малана со своей  автономной системой управления и строжайшим кастовым законом,  я естественно захотела туда отправиться. Первое, что мне сказали, – это одна из высших каст, они не разрешают  к себе прикасаться, дабы их никто не осквернил, они  немного не в себе, ибо злостные марихуанщики,  и бывают неадекватны, заставляя платить "штраф" даже за нечаянное прикосновение  к своим  святыням или детишкам. 
  Индийцы вручили меня  своему другу  непальцу, дабы не было эксцессов. Пришлось "принять" этот подарок, хотя они явно перестраховались,   ибо в итоге  я не смогла с маланцами ни поговорить, ни  рассмотреть внимательно саму  деревню,  потому как    мой гид, как только мы вошли в неё,   постоянно  подгонял, напоминая: иди только по этой дорожке, даже к камням не прикасайся, руки за спину, если мимо тебя проходит маланец.
 Несмотря на такой "облом" ( привыкла получать информацию из первых уст), 
  все-таки была благодарна этому  истовому непальцу-хинду за помощь, ибо без него не нашла бы тот короткий путь, очень крутой и очень живописный,  через горы в Malana valley. (Это не Непал, где можно с тросточкой по хорошо проложенной тропинке даже без проводника забраться на 4-х тысячную высоту).
 Итак, что же это за загадочный Malana people? - Народ  из касты    Rajput (высшая ступень варны кшатриев)   - королевских правителей  центральной Индии,  воинов хинду, которые правили не одну сотню лет не только  в долинах Химачала.
 Когда-то, в соответствии с легендой, а может быть доподлинно историческим фактом, именно их воинство остановило нашествие Александра Mакедонского, а сами маланцы чуть ли не потомки древних греков,   и что их община  один   из древнейших образцов  демократии.
Есть  у жителей Маланы и свои боги (deity), например JamdagniRishi, ласково именуемый Jamlu. Первоначально он был действительно только Риши (святым), сейчас ему поклоняются как божеству.
 А  в одном из двух замечательных резных деревянных храмов, за фотографирование которых могут «содрать» 2.5 тыс. рупий, находится серебряный слон с  золотой фигурой на спине и множество маленьких серебряных слоников  – не что иное, как подарок самого императора Акбара, который  таким способом отблагодарил маланцев. И ему они поклоняются, а также устраивают halal   (типа фестиваля  с кровавым жертвоприношением).
Так получилась индуистско-мусульманская смесь, говорящая на странном  и редчайшем тибетском диалекте.
 Все бы ничего, но почему  к ним нельзя прикасаться? Не кричат же брамины на каждом шагу – don’t touch me! Хотя именно они еще придерживаются  "упраздненного" древнего знания о  жизни внутренней  энергии человека (шакти)   как таковой.
Что же случилось с ними? Может быть они хранители этих древних вымирающих  раджпут, типа последние из могикан? Не зря говорят, что все жители деревни – потомки той касты. Только в  двух домах    устроены family guest houses , где я и увидела иностранцев. Вот бы остановиться и поболтать, но непалец тянул меня к выходу: мол, делать нечего, там низшие. 
Что же я еще увидела на этом живописном холме с не менее живописными постройками:  непролазная грязь, чумазые аморфные дети, обкуренные  «потомки». Зрелище   печальное. Ну какие это  королевские воины,  если столетиями  ни с кем не воюют, никого не охраняют,  если деньги зарабатывают на вымогательстве этих самых денег и на продаже канабиса.
   Что они передают детям, что хранят в своих храмах, ведутся ли хоть какие-то хроники? Может быть, кто-то из них и  молится за спасение душ  потерявших свой путь воинов…
Но что действительно невероятно красиво, ухожено, чисто, т.е. на высшем уровне,  – это поля, огородики, а иногда просторы с поднимающей голову марихуаной...
 Индийцы  говорят, что начался этот маразм лет двести  назад. Но относятся к жителям деревни, учитывая их историю,  скорее с  пониманием, пусть и  с оттенком некоторого пренебрежения, называя их mad или crazy people, пожимая плечами и улыбаясь, правда, без осуждения. Что говорить – данность эпохи  Кали-Юги. 
   На мое шутливое высказывание, мол, "Я  не удивлюсь, что еще лет двести… и  к ним  уже  добровольно никто  не захочет прикасаться,  ведь деградация налицо, да и  по  злой иронии игры слов   они, постоянным требованием don`t touch me,   объявили себя, по сути, неприкасаемыми, т.е. untouchable", - так вот реагировали почти все однозначно: Кто знает,  и кто вправе судить…. это Богу решать.