Предприимчивость

Валентина Карлстрём
               

                ИСКУШЕНИЕ и РЕШЕНИЕ

Новый век и новые правила игры. Закончился тот век, когда ближние помогали ближним и не совсем ближним, а, иногда и просто знакомым. Люди были добрее в пятидесятых, шестидесятых, а если быть честным, до пресловутой перестройки, и словно компьютер в голове поменяли, дальше по времени и до сего дня стало меняться мышление и люди, которых мы знали, любили, восхищались, или просто ценили за доброту, изменились до неузнаваемости. Ни внешне, ни манерой одеваться, хотя и это присутствует, ни желанием стать лучше, красивее душой, добрее. Понимая слово предприимчивость по-своему, в силу своего образования, начитанности и воспитания, они пустились во все тяжкие применять эту предприимчивость, забыв про услуги им оказанные, друзьями, родственниками, знакомыми.

Но изменились не все. Некоторые законсервировались на доброте, и перестройка общества им не страшна. Их душ не тронуло время. Они остались верны ранним традициям, помогать ближним, и детей своих воспитали так же. Они так и не научились говорить нет, не могу одолжить или нет, не могу помочь и ещё ждут выздоровления своих близких, друзей от этой напасти, этой заразы, замешанной на жадности к частной собственности, потерявшие чувство меры.

Меня страшит будущее наших внуков.  Возможно Вы, читатель поможете мне понять ситуацию, которую мне не разрешить самой. Возможно я и не права и смотрю на мир наивным взглядом человека, родившегося в 1945. Возможно мой мир и устарел. Да я и не о себе, хотя и со мной также случилась неприятность близкая к описанию ещё в Ельцинские времена. Но я пережила её и как-нибудь опишу в романе о себе, который близится к завершению.

Сегодня я разговаривала с подругой. Её имя самое красивое. НАДЕЖДА! Она и была надеждой для всей семьи. Пятая по счёту дочь из дочерей, всего в семье двенадцать было детей, с невероятным чувством ответственности к самым ближним, их детям, друзьям, наконец ослабла, нет не духом пала, а просто стала старше, а все родственники окрепли, встали на ноги и иные увереннее в себе, чем она. О том, что меня расстроило сегодня, и почему я решила, пока сердце не разорвалось от досады, выложить описание этого события на бумагу я расскажу чуть позже.
А пока о её характере и внешности. Да нет, я не смогу описать её характер, а только скажу, что после общения с ней на душе становилось, будто солнце выглянуло в пасмурную погоду. Всегда жизнерадостная, умеющая не напрягать других своими проблемами, гостеприимна или хлебосольна (хотя всегда жила на небольшую зарплату), и я удивлялась, как она выживала, встречая всех родственников, друзей мнимых и настоящих. В меру полная, или вернее золотая середина, с весёлым блеском глаз, всегда в заботе, что купить на день рождения братьям, сёстрам, сыновьям, племянникам. В году двенадцать месяцев, а родственников гораздо больше. Но она всё успевала. Её кулинарные способности, как говорят из ничего делать конфетку, превзошли все ожидания гостей, почти всегда наполняющих её квартиру. Помню, как она провожала племянника в армию. А сегодня этому племяннику уже почти шестьдесят. Он сын старшей сестры. Увидел её на остановке: «Тётя, Вас подвести?» «Спасибо» сказала она, садясь в машину. «Но у меня такса как в такси» добавил он, не заводя мотор. Сердце её ёкнуло, стало холодно на душе, но не вылезать же из машины, обидится племянник, что не поняла шутку, или это не шутка? Она думала об этом всю дорогу, но решила шутя предложить деньги. Она не верила своим глазам. Он положил в карман.
Это ей, Надежде завещала бабушка старенький домик за доброту её, за то, что она нашла для неё женщину пожить с ней до смерти. И Надежда предложила свою старшую сестру с ней пожить. Та, естественно, согласилась. Да и как не согласиться. Пенсия бабушки, да жильё бесплатное, а, она временно жила у Надежды, с дочерью и внучкой своей и ей понравилось предложение, и она согласилась с благодарностью к Надежде. Но не долго благодарность селилась в сердце этой женщины. Бабушка умерла. За дом, свет, платили с бабушкиной пенсии, когда она была жива. И теперь старшая сестра, забыв о благодарности, решила, что дом ей должен достаться за то, что она со своей дочерью, внучкой жила с бабушкой. И она с дочерью стали требовать продать фиктивно, т.е. без денег им дом, чтобы документально он был оформлен на них. Прямо сказка про лису и петуха. Попросились пожить, да и хозяйку вон. Старшая сестра уже имеет квартирку по завещанию другой бабушки, за которой она ухаживала, её сын построил огромный дом, тот самый племянник, её дочь прописана в Москве, и даже внучка живёт в квартире собственной, а у Надежды не все дети устроены. А Надежда не может сказать сестре нет. Их не страшит даже то, что они нарушают волю умершей. На мой совет, что же ты не можешь сказать, что этот дом принадлежит тебе. «Так зачем говорить, у меня документы на дом. Ой, что ты, будет столько проклятий во след. Я хочу, чтобы мои дети жили спокойно» А если дети возможно уже не спокойны? И потом: «Кто клянёт, тому Бог даёт. Ведь ты на пенсии и вынуждена работать, потому что не хватает. Не подписывай документы» А, уж если говорить о проклятьях, тогда организаторы МММ, Мавроди, да и Чубайс наверно были бы не живы, а они живут и здравствуют и проклятья на них не действуют. Улыбнувшись на доводы, она, нахмурившись, ответила, что больше не хочет говорить на эту тему. Что устала. Что они наседают. И что, если у людей нет совести, то ничего нельзя поделать с этим. И я отступила. Я и сама не смогла вернуть свои деньги за проданную в Москве квартиру. Но обо мне позаботился Бог и я живу в квартире, пусть не собственной. Я надеюсь за доброту моя подруга получит благословение с небес. А я всю жизнь, мечтавшая иметь родную сестру, впервые была довольна в её отсутствии.

И вот сегодня вечером по скайпу поговорила с женой моего кузина и рассказала эту историю. А она мне: «Как мне это знакомо. Два года назад умерла моя мама. А племянник чуть ранее попросился пожить у неё. Я разрешила, но приходила ухаживать за мамой. Квартиру конечно мама завещала мне, своей дочери. Но муж мой сказал, что и речи быть не может, что у него, де, негде жить, отпиши ему» (А надо сказать её муж и есть мой двоюродный брат) Ведь у самих денег нет помочь своему сыну, который строит дом, и как, и когда он его достроит без денег? Я спрашиваю, почему вы не поменяли 3х комнатную квартиру на две однокомнатные. Ну если вы хотели помочь, то хотя бы подарили однокомнатную. А она отвечает «Умная мысля приходит опосля», и добавила вероятно народную мудрость: «Умные учатся на чужих ошибках, а дураки на своих». И вот они, эти две женщины стояли вероятно перед искушением, боясь скандала, проклятий возможно, а может быть жест сделать доброе дело был сильнее жеста сделать тоже добро, но своим детям и они приняли решение подарить одна сестре, другая племяннику. И надо добавить, что племянник до получения дарственной ежедневно справлялся о здоровье, наступал на горло, как говорят, когда оформим документы, когда перепишем, а теперь не показывается, даже не звонит. Как поведёт себя сестра после получения дома уже можно догадаться по поведению её сына, который с тёти берёт таксу, как за проезд на такси.

Ну вот, написала и стало немного легче, возможно кому-нибудь поможет это описание. Я правда позвонила старшему сыну Надежды, спросила, знает ли он об настойчивости тёти, маминой сестры и мамином решении. Но он не ответил на мой вопрос, а ответила его жена, что они не вмешиваются в решения его мамы. И добавила, мы не жили богато, не стоит и начинать.
У нормальных, воспитанных людей не хватает смелости бороться с наглостью других, нахально глядящих в глаза. Что ж, наступило их время, лукавых и хитрых. Мир торжествует, наполняется людьми «предприимчивыми» в их понимании. И речь идёт не о выживании. И это страшнее вдвойне. Это и есть народ, который я защищала всегда в спорах, когда убеждала, что в провинции народ нравственнее, добрее. Оказалось, что это не так. А жаль.
Наверно не уснуть сегодня, как и вчера. Извините, уважаемый читатель, что заставила Вас усомниться в замечательном имени НАРОД. Хотелось бы верить, что это не повсеместно, а случается иногда.