Все как было

Дыхание Слова
Об использовании реальных ситуаций в литературном произведении

Каждый писатель рано или поздно берется вставить в свой текст ситуации из реальной жизни. И вовсе не обязательно, что в этой время он пишет автобиографический текст. Просто все мы в написании, так или иначе, опираемся на свою жизнь, свой опыт. Порой какое-то происшествие просто просится на бумагу, и грех не воспользоваться готовым материалом.

Но, как и все остальное в писательстве, вставлять реальные эпизоды в вымышленную действительность нужно осторожно.

Бывает, читаешь у человека в тексте какой-то эпизод, и просто чувствуешь, что он вшит сюда искусственно. Не вписывается он в текст, в героев, в ситуацию. А когда начинаешь общаться с автором, слышишь обиженное: «Но все именно так и было, зачем что-то менять? Это ведь уже будет неправда».

А действительно, как быть в такой ситуации? Стоит ли менять какие-то детали, погрешив против достоверности? На мой взгляд, стоит. Более того, в большинстве случаев это необходимо. Почему? Все очень просто: ваши герои и участники реальной ситуации – люди разные. А значит, не могут вести себя абсолютно идентично. У них разная мотивация, разные взгляды на одни и те же вещи.

Согласитесь, странно смотрится, когда человек, всю книгу не любивший детей, вдруг покупает совершенно чужому плачущему ребенку мороженое, чтобы тот не плакал. Это не значит, что сделать так человек не мог. Но вот какая у него будет мотивация? Действительно ли он будет просто успокаивать ребенка, или, быть может, он пытается произвести впечатление на свою спутницу?

Есть и другие причины. Например, ситуация в жизни может быть недостаточно выразительной для того, чтобы произвести нужный эффект на читателя. Например, решаете вы показать вред пьяного вождения и вспоминаете, как ваш товарищ сел пьяным за руль и въехал в столб, да чудом остался невредимым, хотя машина и пришла в негодность. Но для того чтобы более убедительно донести мысль о вреде алкоголя, было бы логичным изменить концовку, добавив каких-то травм. Может даже сделать человека инвалидом. Такая ситуация куда ярче проиллюстрирует возможную цену, которую придется заплатить за оплошность.

Как это ни странно, литературная достоверность нередко требует отступить от действительности.  Все дело в том, что литература, показывающая нам нашу жизнь с непривычных ракурсов, жизнью все-таки не является. Она создает особый мир, где есть своя правда, и своя действительность.

Поэтому не стоит обижаться, если сцена, на которую вы возлагали такие надежды (как же, уж она-то настоящая, правдивая), вдруг не вызовет интересующих вас эмоций. У литературного произведения другая правда. Реальность для него лишь инструмент, и его нужно правильно использовать.

Автор: Евгения Литвиненко
Оригинал тут: http://www.betareader.ru/vse-kak-bylo/