Чувашский государственный пединститут

Владимир Терентьев-Тавал
               
            Все время я искал чего-то интересного и нового. Для меня, казалось, получить высшее образование было запредельной мечтой, которое должно было осуществиться когда-нибудь. Мне мама часто говорила: «Сынок, учись! Не совершай моих ошибок. Получи высшее образование, в жизни это очень пригодиться. Так, я кончила только педучилище, вышла замуж за отца, а потом и дети родились…  об учебе и думать было некогда.  Никто даже и не подсказал, не настоял, что бы я пыталась дальше и учиться. Время шло, теперь уже и поздно. Всю жизнь проработала учительницей начальных классов и к зарплате была надбавка…  Учись, сынок, и будешь человеком». Эти пожелания матери я пронес через всю свою жизнь, постоянно помнил о ее наставлениях. Для меня это стало целью – выучиться и получить высшее образование.
            Осенью 1984 года я демобилизовался из рядов Советской Армии. Сразу же по направлению воинской части устроился на работу в Ленинский райком ВЛКСМ на должность инструктора. Здесь – то я и почувствовал в необходимости получения образования (хоть какого-то). При поступлении на работу и заполнении анкеты в графе «образование» приходилось писать – «среднее» и это меня несколько смущало, но я поставил себе целью поступить учиться в Чувашский государственный педагогический институт имени И.Я. Яковлева. Эта мечта была достижима, теперь-то я не дергался за престижным образованием юриста или кого-то другого. Тем более, что и родители, сестры получили педагогическое образование и работали по специальности. Мне не пугала работа быть учителем, детей я любил и всегда мог найти с ними общий язык. Образование предполагал получить без отрыва от работы, благо в это время еще допускалось так учиться – заочно. Грезы должны были воплотиться в жизнь, мечты со временем исполниться. До вступительных экзаменов еще было полгода. Немного начал заниматься. По предметам, которыми должен был сдавать экзамены – занялся вплотную. Так:  историю я знал хорошо, в школе был самым любимым предметом;  русский язык – тоже очень любил, к нему пристрастила меня учительница русского языка – Вера Владимировна, она была очень обаятельной, внимательной и хорошим специалистом; иностранный язык – французский, тоже  не игнорировал, потому что знал, что он мне пригодиться в туристической поездке во Францию. Так что, никаких препятствий для обучения и поступления в ВУЗ у меня не было, туда я шел осознанно и с большим настроением.
 Летом 1985 года настало время вступительных экзаменов. Документы для поступления на учебу сдал во время, но меня с легка хотели переубедить в плане того, что бы я поступал на исторический факультет  ЧГУ, там,  «мол, такое же образование, что больше мужчин учатся на историка, нежели на литературоведа»;  да еще в пединститут больше поступают по направлениям образовательных учреждений и они проходят при поступлении без конкурса при сдаче экзаменов на положительные результаты. Это меня совсем не пугало и не смущало, так как и у меня были плюсы: два года службы в армии и более пяти лет трудового стажа. Все же у меня состоялся откровенный разговор с проректором по заочному обучению с Щечиковым Н.Г. Он мне откровенно и прямо сказал: «Знаю я вас комсомольских работников. Вам только подавай высшее образование для продвижения по служебной лестнице. Сегодня ты инструктор, а потом и первый секретарь райкома…» После минутной паузы, мне пришлось только возразить: «Да, наверное, Николай Григорьевич, вы и правы, но я Вам даю слово, что по окончании института так же как и очники поработаю учителем два года (я сдержал свое слово и два года работал в средней школе № 47 города Чебоксары заместителем директора по воспитательной работе, где преподавал предметы: русский язык, историю в младших классах и «этику и психологию семейного воспитания» в старших классах)».
Все экзамены я сдал успешно – на «четыре» и по сумме вместе с средним баллом, я вполне поступал учиться и наконец-то моя мечта исполнилась… Но не тут-то было, оказалось так,  что после приема всех абитуриентов с направлениями и положительными оценками (хоть «тройкой»), я оказался за «бортом» учебного заведения. Мне еще раз посоветовали скорее забрать документы с этими оценками и участвовать, пока не поздно, в конкурсе для поступления ЧГУ. Я отказался от таких намерений и решил добиться своего, до конца бороться за справедливость. В райкоме партии тоже следили за образовательным процессом потенциальных партийных работников. Нашим куратором был - заведующий отделом пропаганды Бардасов В.П. Он всегда при встрече интересовался моими делами, наверное, немного проник моими проблемами, а тут я ему: «Валерий Петрович! Не поступил я в институт…!» Со всеми подробностями я ему рассказал все  о поступлении и сдачи экзаменов. Он посоветовал мне пока не забирать документы и на этом мы расстались.    
            Через несколько дней меня вызвали в институт и сказали, что я принят на учебу в порядке исключения с еще тремя абитуриентами на правах «вольнослушателя», пока без зачисления в студенты. С этой хорошей новостью я поделился с Валерием Петровичем, а он мне в свою очередь посоветовал хорошей учебы и, чтоб я его не подвел. По пришествии некоторого времени я узнал, что райком партии «позаботился» обо мне и настоятельно попросили меня хоть зачислить в институт на условиях вольнослушателя. Тогда я и понял, что к этому приложил свою руку Валерий Петрович. Он поговорил с секретарем партийной организации Педагогического института с Ярмуж Августой Михайловной о том, что их кадрам не дают «зеленого» света в учебе и найти хоть какой-то компромисс. Он то и был найден в таких рамках. Забегая вперед скажу, что Августа Михайловна тоже нам преподавала и частенько обращала на меня внимание в плане того, что я каким-то образом являюсь ее протеже… С годами я с большей благодарностью обращаюсь к этим людям, которые не остались в стороне и приняли хоть маленькое участие в моей начинающей в то время жизни.
            Так, я стал учиться на первом курсе. Успешно прошла установочная сессия. По программам за период учебы не отставал, занимался дополнительно, вовремя сдавал экзамены и зачеты. Всегда знал и своим «хребтом» чувствовал, что за мной следят, волнуются и, что я не должен в этом подвезти своего доброжелателя. После установочной сессии пришло время сдавать экзамены и зачеты за первый семестр, которую оформляли по ведомости (зачетки на руках не было). Все этапы были пройдены, а тут меня и еще троих вольнослушателей  пригласили на кафедру, что бы мы написали заявления о приеме в студенты и выдаче нам «Зачетных книжек».  Вот так я стал студентом и, мне не стыдно было учиться среди девушек и женщин, одним словом в «малине», так, как я был единственным мужчиной и частенько напрямую применял особое внимание к своей скромной персоне. Не скажу, что учиться было тяжело, но в большинстве случаев занятия начинались так: «Здравствуйте, студенты! Сегодня все присутствуют. Вижу, Терентьев на месте – можно начинать».
                Я очень рад, что учился в Педагогическом институте имени И.Я. Яковлева и закончил его успешно, стал дипломированным специалистом,  ушел в большую жизнь, получил закалку в его стенах, также два года проработал в школе, узнал чем и как дышит педагогический коллектив, какие интриги бывают и еще многое другое. Мне это в большей степени помогло для становления в жизни, найти приоритеты, познать человеческое понимание и дружбу. Все это пригодилось в повседневной жизни, в его самых прекрасных ракурсах.

12 сентября 2014 года.