Прости меня

Сергей Лифантьев
Автор имеет свое мнение обо всем, в том числе о ваших увлечениях, религиозных и политических взглядах, ваших друзьях и, возможно, вас лично. Потому прочтение данного творчества может оскорбить ваши чувства. Если вы предполагаете, что произведение может что-то оскорбить или разжечь - лучше не читайте.



- Прости меня, прости…! Я не знал, что так будет!

Выжженная глина земли не чувствует боли. Человек, что на глине, схож с нею. Он бы встал, да пошел. Он бы взял, да поднял. Но не чует и боли. Лежит на сломанной спине. Лишь глазами жив: ненавидит. Не всполохом молнии ненавидит, ровным пламенем спокойной ненависти жжет лицо склонившегося над ним.

- Прости, умоляю, прости! Я ведь  даже крови боюсь… Веришь ли? Крови не могу вынести! И как это…

Роняет человек слезы на землю, на лежачего – слова.

- Я не знал, что так будет..! Я же не бог..! Это они назвали меня богом..! А я … Я даже не хотел их собрать! Мне казалось, что я должен просто прожить эту жизнь достойно, как человек… Понимаешь? Не скотиной бездушной, не трусливой тварью, а человеком… И когда они приходили ко мне, я радовался, что могу им показать, как нужно жить, что мой путь кому-то интересен… Прости..! Я не знал, что таким увижу окончание этого пути!

Лежачему все равно. Не мягчеет взгляд. Не светится злобным бессилием: знает человек, что уже не встанет. Но и милости от этих глаз не дождешься.

- Пойми, ведь я даже не знал, что они делают! Ведь это так дико! Я ведь не этому их учил..! И даже подумать не мог, что твари, убившие твою мать – это мои...! Разве ты поверил бы такому?

Сидячий словами захлебывается. Для кого говорит? Для лежачего? Так ему те слова, что камню речная вода – не сдвинут, не смягчат. Для себя говорит? Так он и себя – то не слышит. Ему бежать охота на край света от этих глаз. Да не от ненависти в них, а от права на ненависть.

- Да, я верил им. Когда они начали рушить храмы чужих богов, мне казалось, что это – правильно, что люди избавятся от рабского поклонения и сами станут вровень с богами, научившись сами встречать беду и отвечать за поступки! Я не знал тогда, что в угоду заносчивости своей да ненависти они ломают святыни, что верят они в избранность своей веры. И я не видел, что не хозяев ваших они ломают, а ваши мечты, чаяния и идеалы! Я верил тем, кого любил! Разве ты не любил никого? Знаю, что любил! Так пойми же и меня! Я просто слепец! Я не хотел, чтобы вышло так… Так страшно...!

Умирающие внутрь себя смотрят: их душе уже путь на тот свет открыт, и все меньше им дела до постылого мира. А этот взглядом за горло держит. Не хочет уходить просто так.

- Когда они оскорбляли твоих детей, кидали в них камни, я пытался их остановить, говорил им, что это – неправильно, что не так должен жить человек. А они смеялись. Напоказ каялись и снова бежали за камнями. Были уверены, что я прощу их. А я думаю, что многие и не о прощении мыслили, что им казалось, будто лучше меня они знают, что мне угодно! А я все старался удержать словом дикость их душ! Пойми… Пойми же меня! Ведь никто другой не шел ко мне, не интересовался моим делом! И мне казалось, что уже этих-то я смогу вразумить! Ведь на других людей и надежды-то не было! Прости меня, ведь это моя нерешительность все погубила! Я боялся быть жестким! Ведь я мог убить в них веру! Или, что еще хуже, привить им рабское преклонение, от которого шел их избавить! Откуда же мне было знать, что родившиеся с душой раба никогда и не поймут, что такое – свобода! Ведь они не видели ее! Не поняли! Им даже не с чем ее сравнить! Свобода – как вседозволенное рабство? Как же это нелепо! Это глупое надругательство..! И я не хотел, чтобы страдали твои  дети! Я не хотел, чтобы кто-то вообще страдал!

Сидячий заходится плачем. Оплакивает ли муки сломанного врага? Или по своим надеждам погребальные слезы льет? Сам знает ли?

- Ты был прав! Ты был отчаянно прав, когда начал убивать их, это зверье, сделавшее меня своим знаменем! Поверь мне, я был счастлив, когда видел горящими их хоругви..! Я – в царской парче, да карающий толпы тех, кому мои поклонники всю жизнь завидовали?! Это не мои чаяния, не мои идеалы, поверь! Это – их идеалы..! Я не такой..! Я сам уже давно бежал в ужасе от их кровавого безумия! Я никогда не хотел быть ни господином, ни карателем! Это им, их жалким душам, нужен был господин для себя и каратель для более успешных..!

Ветер, точно жалея плачущего, рванул у лежачего полу одежды, да накрыл ненавидящие глаза. Говоривший прервался и поспешно освободил калеке лицо.

- Ты не умирай..! Не надо! Ты знаешь, мой отец был простым солдатом… Я почти его и не видел… Но однажды он принес мне лодочку! Представляешь, он сам ее сделал, для меня! Я очень ее любил… Хотел стать моряком… Потом – плотником… Все надеялся, что сделаю себе корабль, и поплыву на край света. Туда, куда ушел со своим отрядом отец. Не вышло… Я думал, что смогу построить корабль веры… Да что я… Ты вправе меня ненавидеть, вправе ненавидеть мои мечты… Ведь моим именем у тебя отняли все – мать, детей, святыни, а теперь – и жизнь… Я просто хочу, чтобы ты знал – я никогда не желал всего этого! А потому… Прости же меня! Или нет, не прощай: я заслужил твою ненависть! Тогда – просто пойми, поверь, что я не к этому стремился! Не к этому! Я не хотел этого!!!

Солнце с неба сушит землю. Сохнут и глаза умирающего. Сохнут и слезы живого. К солнцу летит крик.

- Я не хотел..! Прости меня!!!

Людей со сломанной спиной нельзя ворочать. Руки в кровь у живого сбиты: волокушу ладит из веток.

- Сейчас..! Потерпи еще немного..! Я умею… Ну, почти умею… Я научусь… Прямо сейчас и научусь! Я сделаю отличную волокушу! Тебя даже качать не будет! И я унесу тебя отсюда! Ненавидь меня! Не прощай! Только не вздумай умирать! Мы вместе уйдем отсюда! Я потом тебе спину вылечу! Я умею..! Ну, почти умею..! Нет, правда, умею! Я вылечу тебя, и ты поможешь мне..!

Готова волокуша, а на ветках – две доски перекрестьем: тело, да руки привязать, чтобы в пути не болтались, сломанной спины не тревожили. Человек калеку на крест тянет по воробьиному шагу – доломать боится. Тянет, а сам едва себя слышит.

- Я обязательно тебя вылечу..! А потом ты мне точно выдерешь бороду..! И только попробуй не выдрать..! Ты обязан выжить и поправиться! Я ведь счастлив буду, когда тебе по силам будет меня покалечить..! Ты выживешь и поправишься! А потом мы вместе остановим зверье, убивающее детей ради моего имени! Ведь ты поможешь мне их остановить, правда?

(С) Скрытимир