Что посеешь... Глава 11. Книга 2

Анисья Зудова
Наконец-то вся посуда разобрана, лишняя, не используемая ежедневно  убрана в шкафы и на антресоли.  Осталась на столе лишь посуда Маргариты.  «Надо ей позвонить, пусть придет, заберет. А вообще-то, схожу  я к ней. А то еще обидится. За все праздничные дни ни разу ее не навестила».

Настя подошла к телефону, набрала номер Риты:

-Рита, здравствуй! Ты дома  будешь?  Хочу твою посуду вернуть.

-Да, я дома. Где же я еще могу быть, если  внуков еще не забрали?

- Я сейчас приду.

Собрав посуду Риты в два пластиковых пакета, она положила  туда же конфеты и  остатки винограда для  Маргаритиных внуков.

«Тяжеловаты пакеты, но, ничего, потихоньку дойду». Прошедшие выходные дались ей непросто. Она, конечно, очень радовалась  приезду детей, но и устала она безумно. Хоть и помогали ей дети, но она старалась лечь спать попозже, а встать пораньше, чтобы и в доме порядок навести, и завтрак и обед повкуснее приготовить. Утомление не лучшим образом сказалось на здоровье. Постоянно приходилось принимать « Валидол», иначе сердце не справлялось.  «Ну, ничего,  теперь все разъехались, отдохну, легче будет».

Наконец-то и дом  Риты. Рита встретила ее раскрасневшаяся, взволнованная.

-Ты что такая - спросила Настя.

-Да с внуками воевала!

-Что ты с ними?

- Да,  с этими бандитами  с ума сойдешь! Избаловала их Лариска, они и творят, что хотят. Что с ними дальше  будет? Я уже не раз говорила и Лариске и зятю, что детьми заниматься надо, а не откупаться от них кучей  игрушек и компьютером. Представляешь, додумались из печки золу выгрести и кота в этой золе «искупать». Кот вырвался, с испуга кинулся в гостиную, все в комнате испачкал. Теперь стирки куча. Вот злыдни!

- А я что-то их не вижу.

-Да отругала их и в угол  поставила, чтобы подумали  о своем поведении. И все старший, Артем. Никитке-то еще ума не хватает на такие шалости. А Артем что-нибудь, да придумает. Вчера отпустила их на горке покататься, так они не стали на своих санках кататься, а вытащили  большие санки, на которых Андрей сено возит. Как только сил хватило их на горку затащить! А они, эти санки, как   с горки поехали, так и до берега озера докатились, с обрыва свалились. Андрей эти санки потом кое-как из сугроба  вызволил. Внуки домой пришли – два комка снега. Хоть бы не заболели! Зять должен сегодня вечером приехать, заберет их в город. Скорей бы уж! Для меня эти дни хуже каторги.

- Ладно, успокойся. Что поделаешь, если детям сейчас все позволяется. Западная система воспитания.
-Да не западная система, а безответственность. Детей нарожали, а воспитывать их не хотят. Думают, что они сами вырастут умными и воспитанными.

-Пойдем, чайку попьем, хоть успокоишься.

-Правда, пойдем. Надо мне успокоиться, а то с этими бандитами меня инфаркт  стукнет.

Рита забрала пакеты у Насти:

-О-о-о, еще  и виноград остался. Я думала, что весь уже съели. Я ведь даже не попробовала его тогда, за столом.  Как-то  не дошло  до него, столько всего вкусного  было на столе.

-Внукам оставь, они пусть покушают.

- Этих бандитов не виноградом надо кормить, а посадить на  черный хлеб  и воду. Слышишь,  Артем?

-Слышу,- плаксивым голосом ответил их угла в детской  комнате Артем,- бабуль, прости, я больше не буду шалить.

- Я это твое «прости» по пять раз на день слышу, а в итоге снова что-нибудь,  да напакостите.

- Мы же не шалили, а играли. Была бы у вас ванна,  мы бы его  в воде искупали.

-Только этого мне не хватало! Ладно, стоите в углу еще полчаса, потом будете обедать и только после этого будете есть виноград.

-  А мы не хотим обедать, мы виноград будем есть.

- А кто не будет обедать, тот и виноград не получит.

Из детской раздалось недовольное шмыгание носом.

- А кто будет реветь, тот у бабушки еще на месяц  останется на перевоспитание.

Звуки из детской тут же прекратились.

-Пойдем на кухню. Сейчас я  накормлю этих трудновоспитуемых, а  потом мы с тобой спокойно посидим. Присаживайся вот на диван пока. Что-то ты мне не нравишься, какая-то ты бледная.

 -Да, ничего, устала просто.

Рита принялась разогревать суп, резала хлеб, накрывала стол к обеду.

-Артем, Никита, идите обедать!

Мальчики с виноватым видом вошли на кухню. Во время обеда вели себя тихо. Наконец они получили заветную тарелку с виноградом и отправились  в детскую

-Смотрите, чтоб все было  в порядке.  Руки о шторы не вытирать. Вот вам салфетки. Тарелку принесешь сюда, на кухню.

-Хорошо, бабуля.

-Вот ведь могут быть нормальными детьми, когда нагоняй получат

- Уж больно строга ты с ними, Рита.

- В самый раз. Хоть кто-то будет ограничивать их вседозволенность. Садись за стол, пообедаем  тоже. Что-то все-таки ты мне не нравишься.

-Да недомогаю я. Сердце почти каждый день прихватывает. Отдохнуть надо.  Хорошо, конечно, когда гости  в доме, но  уже и тяжковато.
- Это так. Я вот с внуками  тоже за эти дни устала. Лешка не приезжал?-  сменила тему Рита.

-Нет. Как уехал тогда с гостями, так больше и не был. Похоже, что  все-таки женится скоро.

- Ну и хорошо. А то ничего хорошего нет, что до сих пор не нашел свое счастье.

- Да я только рада буду. У меня теперь хоть  за Сашу  сердце не  будет болеть. А то я все боялась, что он так бобылем и останется. А там и до пьянства недалеко.

- Как Даша? Понравилась? Я с ней поближе не смогла  познакомиться.

- Понравилась, хорошая девушка. Я думаю, Сашка с ней будет счастлив.

- Алексей дома?

- Нет, поехал узнать, когда в рейс. Я уже его просила бросить работу. До пенсии-то меньше года остается. Не хочет, говорит доработать надо. А я же вижу, что ему  тоже нелегко. Обошлись бы и  без его заработков. Много ли нам теперь надо? Моей зарплаты бы хватило. Но нет, не хочет. Что ж, говорит, я к тебе на шею сяду. Да и  Алешка, если жениться будет, на свадьбу деньги нужны будут.  Хоть бы отпуск взял. Три года в отпуске уже не был.

- Да, кто думал двадцать пять лет назад, что из этого выпивохи и бабника Лехи получится  такой молодец. Уж скорей бы поручились, что сопьется и под забором жизнь свою закончит. А оно вон как вышло. Мужику тоже опора в жизни нужна. Марина вот для него не смогла такой опорой быть.

-Да кто его знает. Не захотел бы себя в руки взять, и я бы ничего не сделала.

- Ну не говори. Вот Марина смогла бы  Соню в семью принять? Нет. А ты вырастила ее как свою дочь. По-моему, она тебя даже больше, чем твои родные дети любит.

- Да, Соня меня очень любит, да и Алексея тоже. А знаешь почему?  Я думаю потому, что не бросили  мы ее, не предали. Я с ней разговаривала  в этот раз. Решила спросить, общается ли она со своей родной  мамой Верой, ведь она ее хотела разыскать, когда в институте училась. А я все боялась спросить. Общаюсь, говорит, посредством переводов. Оказывается, Верка ее сама нашла, когда в газетах  Сонины фотографии появились. Соня-то поначалу  обрадовалась, думала, что мама  о ней вспомнила. Я ведь до сих пор  помню, как Соня  маму первые годы каждый выходной ждала. А оказалось, что Верке от Сони только деньги  были нужны. Не спасло ее  то, что она Соню  нам отдала. Бросил ее муж и сына забрал. Потом еще  два раза замужем Верка была и все неудачно. Дочь еще одну родила, но та в мать пошла, гулена  та еще. Соня, когда поняла, что  им от нее только деньги нужны, прекратила практически с ними общаться. Деньги, однако, высылает. Только ради собственной совести, чтоб она ее не мучила, что она бросила мать.

- Ну и правильно делает. Полинку Алексей увез?

- Да, ей же в школу. Не хотелось ей ехать, а что поделаешь, нужно. Налей-ка мне чайку погорячее. Хочу твой пирог попробовать. Сладкий? С чем?

- Яблоки да земляника сушеные.

Откусив кусочек, Настя похвалила хозяйку:

-Вкусно. У тебя всегда пироги отлично получаются.

Разговор перешел на будничные дела.

Домой Настя шла, как будто и усталости не было. Все-таки великое дело – поделиться проблемами и заботами с подругой. На душе сразу  стало легче. Вроде и сердце не так болит.