Она не понимает на кого кричит! Гл. 2. Часть 6

Нина Богдан
                Документ № 13
                18 апреля 2011 г., г. Ленинск-Кузнецкий, беседа с журналисткой Борисовой Светланой Леонидовной, 1969 г. рождения.
                Светлана Леонидовна: " Раньше я работала пресс-секретарём храма Новомученников и Исповедников Российских в Ленинске-Кузнецком. Сейчас воспитываю своих пятерых детей и одного приёмного: старший, Евгений, – совершеннолетний (он – в Кемерово), потом Анна – 10 лет, затем приёмный Матфей – 8 лет, Илья – 7 лет, Михаил – 4 года и последней Марии – почти 2 года.
                Когда был жив архиепископ Софроний,он благословил сбор сведений о репрессированных священниках и о верующих необычной судьбы.  По благословению настоятеля храма Новомученников и Исповедников российских отца Василия Гутовича я и разыскивала таких людей. Среди них оказался священник Александр Поспелов – настоятель Покровского храма, закрытого в 1961 г. Когда я расспрашивала о нём, многие верующие упоминали старца Сергия, который вёл монашеский образ жизни.

                Рассказывали, как однажды жена отца Александра Поспелова обругала старца, сказав: «Кто ты такой? Почему люди ходят к тебе за благословением, хотя ты не священник». Отец Александр узнал об этом и ходил к старцу с земным поклоном просить за то прощения, извинялся, что матушка не видит, не понимает на кого кричит. Анна Яковлевна Лукьянова из Плотниково мне рассказывала, что батюшка Александр Поспелов говорил людям, если, мол, священника не будет (он опасался своего очередного ареста), то они могут крестить детей у старца Сергия.
                Сами понимаете, какого духовного масштаба для меня стала фигура старца. Отец Василий  благословил, и я стала собирать материал об этом старце. Это было в 2000 г., а статья моя о нём вышла в газете «Кузбасс» в 2002 г. Но опубликовано лишь часть сведений о старце Сергии, ведь возможности газетной полосы не безграничны.
                Интересно, что о всех рассказчиках, знавших старца Сергия, можно о самих писать статьи. У них такие судьбы, такие истории…. Всё, что я написала, я вам передаю на диске. Там есть фото Анны Арсентьевны Трошиной из д. Подгорной и её молитвенный уголок.  Когда ей было 9 лет, она повредила тазобедренный сустав, возникла опухоль, ей должны были отнять ногу. Её привезли на операцию в Ленинск. Об этом узнала монахиня Макрина и привела её к старцу. Тот гладил, гладил ей ножку, молился, успокаивал её. Потом сказал, что всё будет хорошо, хотя ты и будешь готовиться к смерти. Сейчас ей 81 год (с 1932 г. р.), она жива, здорова, шустренько ходит на обеих ногах.
В той же деревне жила старушка (она в 2006 г. умерла). Когда ей было 17 лет, они с подругой поехали к старцу. Он тогда кого-то принял, а кого-то нет, а ей говорит: «Ты много дров в печку кладёшь». А она подумала: «Что ему? Щепок моих, что ли жалко?». А он имел в виду, что она много кушает. Она такая кругленькая была, при теле. Сразу-то она не поняла его иносказаний, которыми старец часто говорил, а потом до неё дошло.
                Старец вообще говорил притчами, прибаутками, рифмованными фразами. И ещё он ей сказал: «Кто первый за тебя посватается, за того и замуж иди». А к ней стал свататься приезжий, на 18 лет её старше, которого в деревне никто не знал. Естественно, ей рассоветовали. Ему она отказала, а вышла замуж за ровесника, с которым, как она сказала, жизнь была скорбная. И дети её говорили, что родители часто ссорились. Видно, упустила она свою судьбу, не прислушавшись к словам старца.
                Бабушки, с которыми я разговаривала, все, как договорились, считали, что если старец пророчествовал о замужестве, надо было его слушаться. Валентина Фёдоровна Неудахина с улицы Ангарской прислушалась к его словам, когда он ей посоветовал не выходить замуж во Владивостоке, куда она на короткое время поехала, а ждать суженого дома. Действительно, во Владивостоке за неё сватался очень солидный человек, но она, помня наставления старца, ему отказала, вернулась домой и вскоре вышла замуж за человека, с которым счастливо прожила всю жизнь.
                Мария Васильевна Кривых, в девичестве – Романова. Она дальняя родственница царя Николая II. Её дед и отец Николая II были троюродными братьями. Семья была сослана в Сибирь. И только перед смертью она призналась в этом родстве. Именно у неё я и увидела известную сейчас «ростовую» фотографию старца с Евангелием и тросточкой. На этом фото у него нимб. Я спросила Марию Васильевну об этом нимбе. Она сказала, что никакого нимба на фото раньше не было. Он появился года три-четыре назад, в 2001 или 2002 году. Эта фотография стояла у неё на комодике, сбоку от многочисленных икон. Так она почитала старца. Испугалась, когда увидела нимб. Мария Васильевна говорила мне, чтобы после смерти я забрала эту фотографию, но дочь её, Неля, ничего не отдала.
                Нимб на фотографии вокруг головы старца проявился ещё у одной женщины из Подгорной – дочери той, которая не послушалась старца и не вышла за первого, посватавшегося к ней. Эта фотография старца есть у его племянницы Валентины Прокопьевны Селиховой. Но нимба там нет.
                Удивительно долго на его могиле стоял деревянный крест, почти 50 лет. На других могилках такие кресты уже давно подгнили и свалились, а этот стоял. Отец Василий Лихван, который в Новокузнецке отчитывает бесноватых, узнал, что такие болящие не могут подойти к могиле старца. Он и отец Тихон из Свято-Серафимо-Покровского женского монастыря пошли на могилу старца, взяв с собой женщин, о которых точно знали, как о таких болящих. При подходе к могилке эти женщины стали проявлять беспокойство, покрикивать, пытаться вернуться назад. На панихиде, которую священники отслужили на могиле старца, женщины сильно кричали. Отец Василий убедился, что от могилы, от креста идёт благодатная сила. Он решил крест обновить, а старый взять с собой на отчитку. Крест они поменяли.  Когда все три могилки – старца, его родной сестры и монахини Августы – устраивали в одну оградку, установили новый крест, одинаковый на всех трёх могилках.
                Я всё думаю, почему никто раньше не спохватился расследовать обстоятельства жизни старца. Ведь в 90-е годы было много людей, лично знавших старца. На фотографии похорон, которая есть у Валентины Прокопьевны, много-много народа. Ведь непонятно, почему так. Обычно старых людей таким большим количеством народа не хоронят. Очевидцы говорят о двух, примерно, сотнях человек. Там было много и молодых, которые в 90-е годы были ещё живы. Гроб всю длинную дорогу несли на руках. Хотя в то время и машины грузовые были, и подводы.
                На фотографии людей у гроба старца очень чётко видны солнечные лучи, которые сходят на тело старца, закрытого чёрным покрывалом с большим крестом. Кто-то может сказать, что это простой блик и случайная игра света. Но луч, идущий на закрытое лицо старца, сами видите, какой-то очень насыщенный, концентрированный. Не может он быть простым бликом. Хотя, конечно, привычно всему искать материалистическое объяснение.
                Прижизненная необычность старца Сергия проявлялась и в том, что чекисты не могли его арестовать. В селе Красном, рассказывали, с ним был случай, когда его предупредили о чекистах, которые ждали прихода старца. «На всё воля Божия», – сказал старец и пошёл в дом, сел на сундук и стал молиться. Чекисты прошли за ним. Давай его по углам искать, хотя он сидел на видном месте. «Я его вижу, – рассказывала после смерти старца хозяйка того дома, – а они  нет». «Может, он в сундуке», – предположили они. Старец поднялся с сундука, встал рядом. Они переворошили тряпки, заругались и ушли.
Его Господь скрывал.
                Хотя вряд ли старец вёл антисоветскую пропаганду.В Кемерово в то время была монахиня Раиса. Из Ленинска к ней ходили за благословением. Она говорила: «Что вы ко мне-то идёте? У вас самих два духовных светила – старец Сергий и отец Александр Поспелов».
                Док. № 14
                18 апреля 2011 г., Свято-Серафимо-Покровский женский монастырь,  беседа с Минаевым Владимиром Ильичом, 1966 г. рождения.
                Минаев В.И. "Я работаю водителем в монастыре. В 1988 г. у нас здесь был кочегар Александр Обушкин. Он заказал в фотоателье перефотографирование снимка старца Сергия с тем, чтобы установить фотографию на могильном кресте. На перефотографированном снимке оказался нимб. Мы не поняли сначала, думали какая-то техническая недоработка фотографии. Заказали снова. Опять нимб. Заказали в третий раз. Нимб. По-моему с этого и начался интерес к старцу".




                Док. № 15
                18 апреля 2011 г., Свято-Серафимо-Покровский женский монастырь, беседа со священником иереем Михаилом Казаниным:
                "Родился я в 1962 г. Господь долго вёл меня к Церкви. Мне было лет 12, когда при сборе макулатуры в руки мне попала Библия. Но тогда я её не взял, вспомнив случай, когда мальчика из нашей школы отец – баптист побил за ношение пионерского галстука.
                Второй раз меня Господь подтолкнул, когда я служил в армии в 1982 г. Мы с товарищем были в увольнении в белорусском городе Борисове. Услышали дивное пение и вошли в храм. Потом, по возвращении в часть, были разборки в связи с нашим посещением храма, тем более, что я был комсоргом, мной занимался по этому поводу даже особый отдел. А я только твердил одно: «Я крещеный». Отстали.Вернулся из армии. В церковь не ходил много лет, был кузнецом художественной ковки, сделал ажурные ворота на Коняхинском рынке. Встал на церковный путь только в 1998 г. Причём сначала встала жена, потом мои сыновья, а потом и я.
                В 2000 г. мы строили в нашем городе мужской Иверский монастырь. Поскольку в нашем монастыре ещё служб не было, мы приезжали на службу в Свято-Серафимо-Покровский женский монастырь. Здесь-то я и услышал от многих людей о старце Сергии, от которого людям шла и идёт помощь.
                В один из воскресных дней мы с пятью женщинами пошли на могилу старца. Место могилы нашли с помощью человека, сопровождавшего нас. О старце, видимо, особенно никто не знал. Могилка была обычной, неухоженной, осыпавшейся, заваленной, оградочка неказистая. Крест на могиле – покосившийся. Сейчас он находится  в храме Иоанна-Воина в Новокузнецке у отца Василия Лихвана. А тот, что вы видели в нижнем храме нашего монастыря на клиросе, это – второй крест. Сейчас на могиле стоит третий крест.На могиле растёт какая-то необычная берёза, я таких никогда не видел. Толстенный её сук рос параллельно земле. Мы всё это рассматривали с интересом, были-то на могиле впервые.
                Было лето. Встали мы у могилки рядочком и начали читать акафист «Об усопших», молитву «Казанской Божьей матери» и ещё что-то, не помню. Во время нашей молитвы случилось, как мы поняли, необычное. Могилка отца Сергия находится недалеко от края кладбища, и дома стоят совсем рядом. Из них звучала громкая современная назойливая музыка. Но, как только мы стали читать акафист, эта надоедливая музыка резко прекратилась. И до тех пор, пока мы не вышли с кладбища, музыки не слышно было. Это заметили все присутствующие, поскольку «выключение» музыки произошло столь явно и по всеобщему нашему желанию.
                Мы очень не хотели при акафисте слышать что-то отвлекающее.
Во время нашей молитвы произошло и ещё одно необычное. Я стоял рядом с могилкой и вдруг почувствовал сильный жар в ступнях. Я как будто стоял босыми ногами на горячем песке. Нет, пожалуй, это слабое сравнение с тем, что действительно тогда я ощутил. Я тут же спросил женщин, чувствуют ли они что-то необычное. Но у них ничего такого не было. Я тогда о своих ощущениях распространяться не стал, но как-то не очень удивился, когда моё прошение отцу Сергию о моих тяжелых финансовых делах уж очень быстро разрешилось. На следующий день или через день они получили совсем другое направление. Потом мы не раз приходили с семьей, убирали, подметали, украшали могилу отца Сергия.
                Про то моё ощущение горячего песка к ногам я потом рассказал людям, некоторые пытались это повторить, но старец таких опытов не любит. Слухи о будто бы исцелении моего варикоза недостоверны. Он остался на прежнем уровне. Но, слава Богу, не развивается. Я вам советую встретиться с журналисткой Евгенией Ореховской. У неё было, кажется, видение про отца Сергия. Во всяком случае, она приезжала к нам в монастырь где-то в 2007 или 2008 г. Мы поехали с ней на могилу. Потом она написала статью про отца Сергия в газете. Статью прочитало начальство и приказало обустроить  могилу отца Сергия.Вот тогда-то и появился третий по счету крест на могиле отца Сергия, плиточка, единая оградка для трёх могил, с его сестрой и монахиней Августой. Спилили и ту огромную ветку, которая, упав, могла порушить кресты. Паломники туда приезжают целыми автобусами, даже из Кемерова.
                Местные стали узнавать про чудесные исцеления, ходят, ищут помощи. Статья та неслучайно называлась словами отца Сергия: «Кто меня не знает, – потом узнает». Всё так и получилось. Не зря говорят те, кто знал отца Сергия при жизни, что он был провидцем и знал, что будет потом. Всё так и сбывается. Про отца Сергия узнаёт всё больше и больше народа. Вот и вы, я смотрю, занялись изучением его жизни основательно.
                Об исцелении по просьбе на могиле отца Сергия ходит много рассказов. Но я вам приведу конкретный случай, известный мне. В 2004 г. или 2005 г. ко мне на стройку мужского монастыря приехал Александр из Анжерки.  У него сильно болела жена, и он искал, по совету людей, могилу старца Сергия. Тогда считалось, что именно я знаю путь к могиле отца Сергия больше других. Идти было недалеко, мы пешком сходили на могилу отца Сергия. Он прочитал семнадцатую, поминальную, кафизму. Через короткое время мы с ним опять встретились, и он объявил мне, что как только приехал домой, жена была вполне здоровой.
                Мне известен случай, когда человек пришёл на могилку отца Сергия просить помощи в строительстве храма. Он всё никак не мог добиться приезда техники. Пришёл он на могилку, сломал по пути веничек, подмёл могилку, помолился. На следующий день, откуда ни возьмись, техника пришла, был выполнен большой объём работ.Усердным трудом игумения Мария и инокиня Иоанна, сейчас она монахиня Кира, написали акафист отцу Сергию.  При чтении этого акафиста на могиле отца Сергия многие ощущали как бы присутствие самого старца. Матушка Мария и отец Серафим, отец Тихон ездили на могилу старца, когда она ещё не была облагорожена. Они служили панихиды. Но это было только на Родительскую субботу и другие поминальные дни. Однажды они освятили всё кладбище полностью, объехали его кругом. Ведь основные на нём захоронения были в советские годы, без отпевания. Сейчас на могилу старца священники водят своих прихожан. Отец Сергий Чуковитов, например, возит своих чад духовных, чтобы они приложились ко кресту. Я собираюсь на богословских курсах рассказать о нём.
                Я знаю одну душевно больную женщину, про таких говорят «бесноватая». Она, мягко сказать, очень возбуждается при помазании или возложении на неё креста. Про её случай мне рассказывала  директор воскресной школы. Они всей школой как-то раз пошли на могилку приложиться к кресту. Среди них была и та женщина со своей дочерью. При подходе к могиле отца Сергия она стала кричать, что крест этот сейчас вырвет, что «я ему сейчас покажу», «я ему сейчас дам». В общем, с её стороны была очень сильная агрессия. Какая-то неведомая сила откинула женщину от оградки. Она упала, села, понять ничего не может, встала, кинулась к кресту, а её опять отбросило. Села, заплакала, успокоилась.
                Старец явно помогает людям. Жаль, что нет никаких документов, которые бы позволили его причислить к лику святых. Именно отсутствие таких документов и не позволили поместить его мощи в нашем монастыре, когда отец Галех поднимал этот вопрос. Старец Сергий прошёл по земле как Небесный человек, не оставив о себе никаких документальных свидетельств, никаким образом не касаясь гражданских структур.
                Можно провести аналогию со старцем Виталием Сидоренко – духовным отцом отца Сергия Плаксина (строителя этого монастыря). Этот старец и благословил строительство монастыря. Он тоже прожил без документов, как Ангел прошёл по земле. Единственный документ у него оказался паспорт, который тот получил, будучи перед дилеммой: паспорт или тюрьма.Ведь известен случай, когда отец Сергий, будучи уже слепым, крыл крышу. Явно, на нём была Божия благодать. Этим же объясняется и то, что, находясь в незрячем состоянии, старец «видел» того, кто приходил к нему за помощью. А не дивно ли, что старец ходил на литургию из села Красное в городской храм по 46 км. в одном направлении? Он жил в Красном, после закрытия церкви в этом селе , ходил молиться в храм в Промышленном. Его закрыли – стал ходить в Кольчугино . Пройти в день 92 км – это выше сил человеческих. Господь явно подавал ему благодать. Иоанн Кронштадский тоже трудился выше сил человеческих, это все признавали. И старец Сергий был наделен такой благодатью.
                В моей собственной семье мы очень часто обращаемся к отцу Сергию во всех бедах и нуждах. Фотография у нас его есть. Земличку с его могилы мы заложили в фундамент строящегося храма в колонии заключенных. Пока таким образом мы будем его прославлять. Моя матушка пишет иконы. Написала она и икону старца Сергия. Но выставлять её мы не можем, поскольку старец не канонизирован.
Наш город, правда, очень тяжелый на подъём в духовном смысле.
                Ведь оцерковлённых здесь всего полпроцента населения, если считать по числу прихожан всех наших городских храмов. Да и то, тех, кто ходит на праздничные службы. Их всего 500 человек. А для будних дней и того меньше, в разы меньше. На умы людей очень серьёзно влияют названия улиц, да и самого города. Едем по улице 10 лет Октября, сворачиваем на Коммунистическую, живём на Советской. Я живу на ул. Комсомольской, отец Сергий – на ул. им. Розы Люксембург. Ежедневно произносятся слова «Ленин», «Коммунистическая», и сознание народа в этих стереотипах формируется, въедается прошлое, не ориентированное на современность и будущее. Переименуй всё советское и станет забываться. Коммунисты потому и переименовывали города в свои имена и имена своей идеологии. Они оторвали сознание народа от корней.
                Мы сейчас бьёмся, собираем подписи за переименование ул. Советской, на которой стоит наш монастырь, в ул. Покровскую, Ленинска – в Кольчугино. «По имени вашему – будет житие ваше». Приведу пример влияния имени на судьбу. Есть в нашем городе два дворца культуры – ДК угольщиков и ДК им. Ем. Ярославского (по имени главного советского богоборца). Приходишь в ДК угольщиков, тебя встречают приветливые люди, коллектив в нём стабилен. ДК Ярославского как-то сгорел , и многие годы там стояли только колонны. Построили, но обстановка там нездоровая – склоки, подсиживание, текучесть кадров.
                Но, слава Богу, и в нашем городе люди стали духовно созревать, или хотя бы двигаться в этом направлении. Плохое с ними происходящее они уже могут связывать со грехом. Будучи комсомольцем, один парень стоял в оцеплении, когда закрывали Покровскую церковь в 1961 г. С этим-то люди и связывают то обстоятельство, что сын у него наркоман, а дочь слабоумная. Другой лично разбирал тот храм. У него умер сын в молодом возрасте. Дети страдают за грехи своих родителей. И так будет четыре поколения. Какое поколение тех разрушителей сейчас живёт?
                И я очень рад, что созрел вопрос о написании книги о старце Сергии. Благослови вас Бог! Что значит книга! Как она может повлиять на умы людей! Знаю по себе. Новосибирский писатель Сергей Панфилов написал книгу, в которой упоминается о Мочищенской иконе, хранящейся под Новосибирском. Прочитав эту книгу в 2000-м году, мы из монастыря поехали целым автобусом. И там получил явное и полное исцеление один из наших монастырских прихожан. Я это видел собственными глазами.
                Вот что значит систематически подобранный материал в книге, а не где-то рассредоточенные статьи в газетах и журналах, как о старце Сергии, который явно отмечен был Богом. Я обращусь к нашим прихожанам указать на людей, знавших отца Сергия. Лично мне его судьба близка. Как-то получается, что приезжающие на его могилу почему-то обращаются именно ко мне.
Задуманная вами книга об отце Сергии – просто милость Божия. Когда она созреет и выйдет в свет, вы знаете, какую духовную помощь людям окажете! Помоги вам Господи!"