Детство в годы войны. Зарисовка 1

Тамара Агафонова
                Комсомольск-на Амуре



       Война началась 22 июня 1941 года, а 25 июня мне исполнилось 4 года. Я радовалась подаркам и жизни. Мне подарили красную шерстяную трикотажную кофточку с тоненьким поясочком. Особенно нравился мне поясок, и, конечно, игрушки. Игрушек у нас с моей маленькой сестрёнкой было много, целый угол в комнате. Сестрёнка на 2 года младше меня.
     Начало войны помню смутно. Кто-то пришёл к нам, поговорил с мамой , и мама долго сидела на кровати, грусная и задумчивая.  С этого дня в доме поселось слово ВОЙНА. Оно звучало очень часто, но для меня оно не было плохим, тем более дома в буфете появился целый мешок, сооружённый из старого маминого сарафана, пряников. Приники можно было брать без спросу сколько хочешь, мне это очень нравилось. Как потом выяснилось, что их давали по карточкам вместо чего-то.
     Ещё помню одно событие, связанное с войной. Было лето, отличная погода и мы пошли всей семьёй погулять, благо лес был рядом. Был выходной день и мы его провели на природе, собирали землянику. Я не знала, что это, и мама показывала мне, как и где растут красивые и душистые ягодки. Домой возвращались уже к вечеру. Когда стали подходить к нашему дому, деревянному двухэтажному строению, то увидели, что окна нашей квартиры сияют огнями. Мы бросились бегом к дому, т.к. уже было постановление о затемнении в вечернее и ночное время. Когда мы поднялись на второй этаж, то у нашей двери уже стоял комендант и ещё какие-то люди, которые вскрывали замок. Как остался свет включённым, никто не знал. Кстати, на долгие годы мне придётся забыть, что такое электричество. 
     Мы жили в Комсомольске-на Амуре, не в городе, а на какой-то стройке. Отец работал на стройке каким-то начальником. Я этого по малолетству не знала, а потом забыла, хотя мама мне что-то рассказывала. С началом войны стройку закрыли, т.к. её строили воинские части, их отправили на фронт. А всему посёлку надо было уезжать, потому что и посёлок закрывался. У мамы была родная сестра Юлия, с которой они были очень дружны. Юлия с семьёй жила в Ленинграде. С первых дней войны организация(Горстройпроэкт), где она работала, была эвакуирована в Барнаул. Так Юлия с двумя детьми оказалась в Барнауле, а муж её Виктор остался в Ленинграде, он работал в порту и был очень нужен там, его даже не взяли на фронт. Моей маме ехать было некуда и она решила поехать в Барнаул к сестре, вместе выжить было легче.
     Начались сборы. Нам с сестрёнкой  не разрешили брать много игрушек. Это был тяжёлый выбор. Помню только, что я взяла плюшевого мишку, который стал мне другом на долгие годы. Очень жалела, что не разрешили взять маленький игрушечный рояль. Взяли мы с собой и часть ёлочных игрушек.
     Настало время и мы уехали. Как и на чём уезжали не помню.

    Продолжение следует.