Уважаемый Никто

Мариночка Пономарева
— Уважаемые студенты! Зачет по зарубежной литературе будет двадцать восьмого декабря в девять, — объявила  Татьяна Николаевна на последней паре. — Вопросы к зачету я вам вышлю. А сейчас давайте повторим основные моменты.  Итак, начнем с модернизма. Кто назовет основные черты?
— Можно? — спросила я, поднимая руку.
—Да, пожалуйста, — ответила Татьяна Николаевна с некоторым недовольством.
—  Модернизм в литературе зарождается накануне Первой мировой войны. Модернизм пришел на смену классическому роману. Появился новый стиль — поток сознания, для которого характерно погружение во внутренний мир героев. Особую роль играет тема войны, потерянного поколения… — рассказывала я.
— Хватит! Все не так!— не вытерпела Татьяна Николаевна и принялась рассказывать сама:
— Модернизм в литературе зарождается накануне Первой мировой войны. Модернизм пришел на смену классическому роману. Появился новый стиль — поток сознания, для которого характерно погружение во внутренний мир героев. Особую роль играет тема войны, потерянного поколения…
— Кто знает три крупнейших писателя модернизма?
—  Джеймс Джойс, Марсель Пруст, Франц Кафка, — выпалила автоматически я.
Татьяна Николаевна сделала вид, что не слышала, глубоко вздохнула и произнесла:
— Никто не знает.  Напоминаю. Джеймс Джойс, Марсель Пруст, Франц Кафка. Запомните уже! И как зачет будите сдавать!

— Ага. Зачет! — с усмешкой шепнула мне Аня. — Знаем мы ее зачет! Сама спрашивает — сама отвечает…
— Больше  не буду отвечать на ее вопросы! — сказала я Ане, выйдя из себя.

Я достала книжку, положила ее на стол, нисколько не стараясь ее прятать, и начала читать.
В общем-то, каждый  был занят своим делом.
— «Гэ» три,— шептал Сашка Витьке.
— Ранен, — отвечал ему Витька.
— «Гэ» четыре,— продолжал Сашка.
—  Убит, — вздыхал Витька.
Пока парни играли в морской бой, Даша, Катя и Алина разглядывали какой-то каталог с косметикой.  Надя и Оля готовились к следующему семинару. Некоторые, заткнув уши наушниками, слушали музыку и что-то рисовали в своих тетрадях. Остальные ребята просто спали.
А Татьяна Николаевна ничего не замечала или не хотела замечать. Она была слишком поглощена своими ответами на собственные вопросы.


Мы сидели на английском. Елена Сергеевна дала нам задание и вышла из аудитории. Мы остались в компании со словарями и какими-то абсолютно неинтересными текстами.
– Что за чушь! – не выдержав, произнесла вслух Света. – Неужели нет ничего увлекательного и полезного? Один текст тупее другого.
– Ага, – согласилась Ксюша. – И почти каждое слово в словаре смотреть приходиться, а часть слов я вообще найти не могу...
– Да ладно, ребята, расслабьтесь,– отозвалась Ира.– Все равно нам это до конца пары не перевести. А Елена Сергеевна  по-любому скажет это дома доделывать.
В этот момент в аудиторию заглянула Татьяна Николаевна.
– Уважаемые студенты! – начала она. – Зашла вам напомнить, что жду всех на зачете двадцать восьмого  декабря в девять часов. Не опаздывать!!!
– Хорошо, Татьяна Николаевна,– ответил кто-то из ребят за всех.


Наступил день зачета. Я не вовремя умудрилась заболеть. Несколько дней я готовилась к зачету с температурой. Сейчас мне было лучше, но голова моя не работала. Мне казалось, что я не помню ничего из того, что учила.
Татьяна Николаевна пришла только ближе к десяти. «Наконец-то»,  — обрадовались мы.
— Здравствуйте! — обратились мы к ней.
Татьяна Николаева прошла мимо, не обратив на нас никого внимания. Она смотрела сквозь нас, как будто никого не было. Она прошла на кафедру, а мы ошарашенные остались стоять на месте.
Через несколько минут она вышла, но прошла мимо, все также нас не замечая.
— Татьяна Николаевна! — окликнула ее Ксюша. — У нас же сейчас зачет.
— Вы все меня ждете? — удивилась Татьяна Николаевна. — Аа… ну идите в двести седьмую, я сейчас подойду.

Мы ушли в аудиторию. Кто-то принялся повторять материал, пока еще было время.
Даша достала из сумки все тот же каталог с косметикой.  Катя и Алина тут же подсели к ней.
Сережа сразу же устроился поудобнее, чтобы поспать.
— «А» десять, — на всю аудиторию орал Витька.
— Мимо, — радостно кричал ему Сашка.

— Похоже, Татьяна Николаевна про нас забыла, — через некоторое время сказала мне Аня. — Схожу-ка я узнаю.   С этими словами Аня вышла из аудитории.
— Татьяна Николаевна обещала сейчас подойти,— объявила всем Аня, вернувшись.

Но Татьяна Николаевна все не приходила.  Многие начинали нервничать, потому что спешили по своим важным делам.  Ира опаздывала к врачу, первоклассному  специалисту, как она говорила, к которому на прием не так просто попасть.   Свете срочно нужно было домой, она рассчитывала сдать зачет к этому времени. Ее муж вот-вот уйдет на работу, кто будет сидеть с их  малышом. Я тоже хотела скорее уйти, потому что  мне становилось хуже. Наверное, температура снова поднималась.

Прошло два часа.  Вернулась Татьяна Николаевна.
— Просыпаемся, уважаемые студенты! — сказала она, потому что многие, в том числе и я, уже засыпали. — Надо же чай с деканом попить,— добавила она, улыбаясь.
Она молча оглядела аудиторию, немного подумала и произнесла:
— Ладно, давайте зачетки.