О красивой и талантливой Ангелике Кауфман

Алина Алексеева-Маркезин
 Автопортрет.1770г. Эрмитаж .Санкт-Петербург

      Среди сравнительно небольшого числа женщин-живописцев, имеющих мировую известность, Ангелике Кауфман (Angelika Kauffmann) принадлежит одно из первых мест. И даже если вам никогда ранее не приходилось слышать этого имени, с её произведениями вы наверняка визуально знакомы.

        Ангелика Кауфман — знаменитая немецкая художница и график, представитель классицизма, член Академии Св. Луки в Риме (1765 г.), Французской Королевской академии (1768 г.), Английской академии художеств (1768 г.), Венецианской академии.

    Это о ней, об Ангелике Кауфман, великий немецкий поэт И.-В.Гете сказал: «Ее глаза так умны, ее знание механизма искусства так велико, ее чувство прекрасного столь глубоко, а она остается так непостижимо скромна...»

              Умна, скромна и обаятельна... С автопортрета на зрителя смотрит милое, спокойное лицо женщины, оживленное чуть заметной улыбкой.
           Ангелика  родилась 30 октября 1741 года в городе Кур кантона Граубюнден в Швейцарии в семье художника. Уже в одиннадцать лет начала писать портреты итальянских знаменитостей. Училась у отца, австрийского живописца Йозефа Иоганна Кауфмана.

                Спустя год ее отец, небогатый немецкий художник Иоганн Иосиф Кауфман с женой и крошечной дочкой перебрался в Италию, где, переезжая из города в гoрод, расписывал небольшие церкви и делал заказные портреты.
Ангелику Бог одарил красотой, умом, прекрасным голосом, добрым нравом и огромным живописным талантом. Многие годы она сомневалась какому из талантов отдать предпочтение.Уже став известной художницей, Ангелика в своих картинах показывает, как притягивает её пение и музыка.
    
                С шести лет Ангелика училась и работала с нагрузкой и упорством взрослого мужчины, в девять — пробовала писать маслом, а в одиннадцать — исполнила в технике пастели первый заказной портрет епископа Наврони. И часто у ворот богатых особняков можно было увидеть хорошенькую девочку с папкой рисунков, которые она продавала, чтобы помочь деньгами семье.

           В 1754г. Кауфманы переехали в Милан, и вскоре дворцовая знать выстроилась в очередь, чтобы заказать у юной художницы свои портреты. Ангелика, тонко чувствовавшая веяния галантного века, изображала на своих картинах кукольных красавиц в виде пастушек на лоне природы или в уютных золотых будуарах.

     В 1762 Ангелика Кауфман избрана членом флорентийской Академии художеств, в 1765 году членом Академии святого Луки в Риме. Заняв видное место среди немецких художников-классицистов, работавших в Риме, Кауфман писала сцены на исторические и литературные сюжеты.

           Затем она работала при дворе графа Монфорта, а в 1763г. вместе с отцом переехала в Рим, где попала в художественную среду, увлеченную античностью. Огромное влияние на формирование дарования Ангелики оказал известный немецкий ученый-археолог и историк искусства И. И. Винкельман.
               
            В 1766г. Ангелика Кауфман, заручившись многочисленными приглашениями, переезжает в Лондон. Пятнадцать лет, проведенные в Англии, были самыми плодотворными в ее жизни.

          Успех и слава Кауфман бы ли ничуть не меньше, чем у таких прославленных английских живописцев, как Гейнсборо и Рейнолдс. К тому же хорошенькая девушка, прекрасная певица, музыкантша и художница была богата, независима, принята в высшем свете и не знала отбоя от женихов.

          Имя Ангелики Кауфман стояло среди подписавших ходатайство для учреждения в Англии Королевской Академии художеств, и в первом академическом каталоге 1769 года Кауфман представлена в качестве члена Академии. В 1780-е годы она стала очень известна в Европе благодаря многочисленным портретам знатных особ (в том числе и европейских королевских семей), а также своим историческим и мифологическим композициям.

           Идиллические сцены, написанные Ангеликой Кауфман по мотивам историй классической мифологии, переводились в гравюры, использовались в художественной промышленности - благодаря этому искусство художницы было очень популярно.
 

           В начале 1780-х Ангелика Кауфман вместе со своим вторым мужем, венецианским живописцем Антонио Зукки, отправилась в Рим. Пасторальные и мифологические композиции работ художницы представляют богов и богинь, изображенных в тонкой и изящной манере стиля рококо.

      В 1810 году её биографию написал известный итальянский историк Джованни Баттиста де Росси, с тех пор её жизнь не раз становилась сюжетом романов. Художница была знаменита и в современной ей России, ода «К Анжелике Кауфман» 1798г принадлежит Державину.

Живописица преславна,
Кауфман, подруга муз!
Если в кисть твою влиянна
Свыше живость, чувство, вкус,
И, списав данаев, древних
Нам богинь и красных жен,
Пережить в своих бесценных
Ты могла картинах тлен,—
Напиши мою Милену,
Белокурую лицом,
Стройну станом, возвышенну,
С гордым несколько челом;
Чтоб похожа на Минерву
С голубых была очей,
И любовну искру перву
Ты зажги в душе у ней;
Чтоб, на всех взирая хладно,
Полюбила лишь меня;
Чтобы сердце безотрадно
В гроб с Пленирой схороня,
Я нашел бы в ней обратно
И, пленясь ее красой,
Оживился бы стократно
Молодой моей душой.

     Собственно, Ангелику Кауфман считают больше мастером живописи рококо, хотя персонажам ее картин присущи неоклассические позы, а драпировкам и антуражу в ее работах также более свойственен стиль неоклассицизма. Женские портреты кисти Ангелики  считаются лучшими среди ее портретных работ. Скончалась художница 5 ноября 1807 в Риме.

ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ.

          В конце 1760-х придворный Лондон передавал слух о том, что Ангелика покорила сердце самого Джошуа Рейнолдса – создателя и бессменного президента Королевской академии художеств, самого прославленного (и, кстати, самого дорогого на тот момент) британского живописца. Сэр Джошуа писал портрет Кауфман, она в знак ответной признательности писала сэра Джошуа; закоренелый холостяк увлёкся Ангеликой, сделал предложение, но неожиданно получил отказ.

         Видимо, Рейнолдс был неплохим психологом, потому что именно на понимании умонастроений Кауфман будет построена его месть. Однажды он познакомит Ангелику с красивым и чрезвычайно красноречивым молодым человеком, от которого были без ума обитательницы лондонских литературных и художественных салонов.

      Тот представлялся графом Горном, меценатом и покровителем искусства, хотя на самом деле не был ни тем, ни другим – его имя было Фредерик Брандт, он был прожженный авантюрист и жиголо. И вот тут-то Ангелика, как велит сентиментализм, поверила не рассудку, а чувству, вспыхнувшему в ней к псевдо-графу. Правда, она долго не решалась дать согласие на брак, не зная, как его воспримет живущий в другой стране любимый отец.

      Но тут Горн заявил, что его обвиняют в политическом преступлении, а брак с Кауфман, любимицей Королевы, может стать его спасением… Вся светская Европа тогда следила за этим романом, но когда Кауфман стала женой Горна, Рейнолдс поведал о том, что поддельный граф просто использовал её доверчивость. Не в силах пережить чудовищный обман, Кауфман подала на развод.
    
    Она заплатила мужу отступные, вернулась в Италию и потом долгое время жила в уединении, залечивая душевные раны. По мотивам этой истории уже в XIX веке Виктор Гюго создаст драму «Рюи Блаз». А сама Кауфман напишет проникновенную картину «Прощание Гектора и Андромахи» – иносказание о своём разбитом сердце.
            
       Но из Лондона Кауфман все же не уехала. Она активно работала там еще тринадцать лет, со всех сторон получая многочисленные заказы и знаки внимания. Высшим признанием ее таланта стал факт избрания художницы в 1768 г. членом Английской академии художеств.

           Ее престарелого отца очень волновало, что дочь после его кончины остается совершенно одинокой и беззащитной. B 1781г. он настоял на ее браке с Антонио Дзукки(Лукки), гравером и посредственным венецианским художником. С ним Ангелика вернулась в Италию.

               Вначале они жили в Неаполе, где Кауфман работала при дворе Марии-Каролины. Но очень скоро ей надоело создавать красивенькие, похожие один на другой, заказные портреты придворных, и в 1782г. художница переехала в Рим.

           Живописное наследие Кауфман велико и по-настоящему не изучено. Она была разносторонней художницей, писала на мифологические и библейские, аллегорические и исторические сюжеты.

         В Риме она встречается с Иоанном-Иоахимом Винкельманом.Он учил, что красота едина и только искусство нашло ее. Анжелика радостно поверила его учению.
 
   Винкельман  пишет  о  ней:«Мой портрет для одного друга сделан исключительной личностью, одной немецкой художницей. Она очень сильна в портретах. Девушку привез ее отец, тоже художник, еще очень юной в Италию, отчего она говорит по-итальянски так же хорошо, как по-немецки, хотя на последнем языке она говорит так, как если бы родилась в Саксонии. Она говорит также хорошо по-французски и по-английски, благодаря чему пишет всех англичан, приезжающих в Рим. Ее можно назвать красивой, и она поет, как наши лучшие виртуозы.   Ее  имя — Ангелика  Кауфман».

  Среди заказчиков Ангелики Кауфман были и будущий император Павел I с супругой, и племянница Потемкина знаменитая красавица графиня Скавронская, и даже Екатерина II. Свободное владение французским, немецким, английским и итальянским языками значительно облегчало общение художницы с именитыми заказчиками. Ангелика Кауфман вообще слыла одной из самых образованных женщин Европы.
    
          В России  ее работы стали известны благодаря князю Н.Б.Юсупову, любителю и знатоку искусства, осыпавшему художницу щедрыми заказами.
 
            Доказательством того, что и сегодня к творчеству Анжелики Кауфман не утрачен интерес, может служить большая выставка ее произведений из крупнейших музеев мира и частных собраний, состоявшаяся на ее исторической родине, в Германии, в самом престижном месте — мюнхенском «Доме искусств".

Галерею работ художницы можно посмотреть здесь.http://maxpark.com/community/6782/content/1740676