Это нам не задавали г. 24-2. Сюрпризы продолжаются

Людмила Каштанова
 
        Девятое марта Галина Петровна, придя с работы, стала разогревать ужин. Антон отпросился в гости к другу, живущему в соседнем подъезде, а Марина еще не пришла от Лены. Вдруг в прихожей раздался звонок, и  она пошла открывать, думая, что  пришла дочь. Открыла – и застыла на месте: в дверях стоял Виктор Ильич. В руках он держал цветы – букетик алых роз. Кого-кого, а бывшего мужа  не ожидала увидеть. "С глаз - долой, из сердца - вон" - решила она, когда он ушел. Женщина постаралась, чтобы ни одна вещь в доме не напоминала  о нем.  И вот - на, явился, но ни один мускул не дрогнул  на ее лице.
       - Здравствуй,  Галя! - с виноватой улыбкой поздоровался Виктор.
       - Здравствуй! - как можно равнодушно ответила она на приветствие  бывшего мужа и отвернула голову.
       Он потоптался на месте и нерешительно  спросил: — Впустишь в квартиру?
       - А зачем?  Стоит ли? — она искоса взглянула на него.
       - Поговорить надо. Неудобно  через порог разговаривать.
       - Ладно, заходи, только ненадолго! Проходи на кухню! Скоро дети придут, а я не хочу, чтобы они  тебя видели.
       - Почему? Я ведь какой – никакой отец им, – сказал он, вручая цветы. – Вот поздравляю тебя и дочь с прошедшим Восьмым мартом! — он сел за стол. Она взяла цветы и положила возле раковины.
       - Ну, спасибо! -  сухо поблагодарила. - Зачем  явился? Два года не являлся, а тут явился - не запылился? Отцовские чувства проснулись? Прости, что не встречаю с хлебом-солью, —  с иронией  проговорила Галина. Посмотрев на него, она заметила, как он изменился: похудел, поседел, постарел, потерял прежний лоск и уверенность.  На нем была кожаная, видавшая виды, куртка и кроличья шапка, которую он снял и положил на стол. От него всего исходил неприятный запах прокопченности.
       - Галя, прости ты меня! – он прикрыл глаза рукой и на минуту замолчал, пока прошел комок в горле. – Я очень виноват перед тобой.
       Галина Петровна, видя его состояние, не знала, что говорить. Она решила дать ему выговориться.  Став христианкой, она давно его простила; жить с постоянной обидой в душе было уже не по ней.  Сбросив этот душевный груз, ей стало намного легче. После этого и работать ей стало лучше и просто  жить.
       - Не беспокойся, я давно тебя простила. И не только тебя, но и всех, кто причинял мне неприятности, даже ее. Это – долг каждого христианина.  Раз Господь послал мне такое испытание, я должна его с честью пройти. Но это не значит, что я должна к тебе относиться, как раньше.
       Виктор  удивился изменению в словах и поведении бывшей жены. Неужели Галина совсем его разлюбила? Не хотелось в это верить. Он попытался взять ее за руку, но она пресекла эту попытку. Видно было, что он волновался, и  немало усилий ему требовалось, чтобы  говорить о всем, что было на душе.
       - Дай, пожалуйста чаю, а то в горле пересохло! - попросил он.
       Галина налила гостю чай и поставила на стол конфеты с пряниками.
       - Я знаю, что ты – славная, необыкновенная женщина, да вот бес, что ли, попутал меня, - Виктор стал вести рассказ и неторопливо пить чай с пряниками. -  Спутался с  этой Дарьей. Думал, утешу малость одинокую женщину, и все. Не думал я вас бросать, да не тут-то было. Как околдовала она меня: стало меня к ней тянуть,  как магнитом, воздуху без нее не хватало.  Вот, думаю, любовь какая настоящая бывает. Ушел к ней. Месяц живу с ней, другой, полгода живу – как во сне. Хозяйка она неплохая, да пацан у нее есть  тринадцатилетний.  Шалопай, от рук отбивается. Плохо учится, курит, матерится. Главное, ничего не скажи ему - огрызается, а она его защищает.
       Раз не вытерпел, хотел уйти от них, да она  в ноги кинулась - не пускает. Говорит: «Руки на себя наложу, если уйдешь. Оставишь сына сиротой совсем». Не смог я тогда  уйти, остался. Живем, но прежней тяги к ней у меня уже нет, все о вас думаю.  И вдруг узнаю, что  она больна – обнаружили рак. Врачи говорят: третья стадия; сделали  операцию, но  хорошего прогноза не дают.   Год-два от силы может прожить. Разве можно оставлять ее в таком состоянии? Примешь обратно, когда...не станет её? — он  с надеждой  посмотрел в глаза Галине.
       - Не знаю, не уверена, – чуждо ответила она.
       - Я же говорю: будто околдовала она меня, приворожила.
       - А колдуний нынче развелось. Где гарантия, что и другая тебя не приворожит?
       - Слово даю: никогда такого не повторится. Что же мне, на колени встать? И встану! Я не гордый!
       - На колени только перед Богом надо вставать, а не перед людьми.  Да, я забыла тебе сказать, что  уверовала в Бога. Теперь  хожу в церковь, молюсь, читаю Библию. Я теперь не такая, как раньше.
       - Это я заметил... Да, я и не против... Я тоже теперь другой. — Он все же ухватил ее руку и сжал в своих ладонях. - Думаешь, не пожалел ни разу, что от вас ушел? Ушел – как половину себя потерял. После всего, что со мной произошло, я  понял, что люблю только тебя. Ты часто снишься мне  во сне, и дети наши тоже, а к Дарье у меня  только жалость и сострадание... Но не могу я  сейчас ее бросить, понимаешь?.. Умирает она... И сама она  это знает, – он отпустил ее руку и отвернулся, чтобы утереть  выступившие слезы.
       - Слезы твои, чай, от любви по ней? -  усмехнулась Галина.
       - Да, не любовь это, а жалость! Ведь умирает же! - шмыгнул он носом.      
       - А с сыном ее что собираешься делать, усыновлять?
       - Не хочу его усыновлять. Если бы  слушался меня, понимал бы, что хорошо, что  плохо, тогда  бы подумал оформить опеку. Скорее всего, в детдом сдам. Я с ним цацкаться не собираюсь.
       - Да, не позавидуешь тебе, – со скрытой  иронией проговорила она.
       - Завидовать здесь не чему! Ну, что ж, спасибо за чай, за то, что выслушала! Ехать  надо. – Виктор поднялся. – Не поминай лихом, как говорится!
       - Ну, счастливого пути! – пожелала Галина, провожая его до двери. – Целоваться не будем, а за цветы – спасибо. У нас все хорошо, чтобы ты знал, справляемся неплохо.
       - Да, я вижу, - уже в дверях проговорил  Виктор, - До свидания!
       - Прощай! – и Галина закрыла дверь.
 
       Галина  не стала забивать себе голову его желанием вернуться, да и не понравился его разговор. Любви к ней не чувствовалось! Всё о себе, да о своей Дарье!  Нет, рано еще принимать его. Кто знает, как все обернется? Человек предполагает, а Бог располагает. Визит Виктора  всколыхнули в ней воспоминания их совместной жизни.  Конечно, много в ней было хорошего, а может, плохое она старалась не замечать?  Женщина взяла цветы и  поставила  в вазу - не пропадать же им.   Разговор Виктора о больной жене и ее сыне-подростке навел мысли Галины на то, что в жизни часто действует закон бумеранга.  Кто знал, что судьба так посмеется над ним? Тут Галина Петровна услышала, как в дверной скважине поворачивается ключ. Это вернулась Марина.
        - Мам, привет! - бросила она с порога и сразу спросила, потянув носом. – А чем тут пахнет? Не пойму никак.
        - И ты почувствовала этот запах? Раньше от него по-другому пахло, - откликнулась Галина Петровна. – Отец твой приезжал. От одежды его такой запах.
        - А чего он у нас забыл? – неприветливым тоном спросила Марина.
        - С праздником поздравлял нас, розы принес, не пожалел денег для нас! – ответила мать не без иронии.
        - Нужны нам его поганые цветы! - зло  проговорила девушка.
        -  Пожалеть его надо, дочка.
        -  Пожалеть?! – возмущенно воскликнула Марина. – Кто бы нас пожалел, а его есть, кому жалеть!
        - Плохо ему. Врагу такого не пожелаешь. Та женщина, с которой он живет, болеет раком. От силы года два ей жить осталось. И сын  у нее не из лучших.  Помолиться надо за них.
        - Ради этого он приезжал к нам?
        - Он вернуться к нам хочет, только сейчас он не может их оставить.
        - И ты, мама, ему веришь? – округлила глаза Марина. – Купилась на его цветы?
       - Не купилась!  Это же твой отец! Нам ведь тоже нелегко без мужского плеча живется. Не знаю, но мне его жалко! – на глаза  Галины Петровны навернулись слезы. – Наверное,  все еще люблю его.
      - Вот он и пользуется этим. Нет в тебе гордости, мама! Я бы ему ни за что бы не простила, а наоборот, отомстила бы.
       - Надо прощать, детка, иначе и нам Бог не простит. А мстить нельзя! Да и как мстить? Тоже в блуд пуститься?  Это еще хуже! 
      Марина, иногда посещая церковь и слушая проповеди, уже знала о Божьих заповедях, но многое ей еще было непонятно и непостижимо. И порой то, что осуждала в других, не  видела в  себе.

      - А как же «око за око», «зуб за зуб»? Это ли не от Бога?
      - Да, было такое в Ветхом завете, но это не было призывом мстить, а ограничением.
      - Как это понимать? – не поняла Марина.
      - Если, к примеру,  обидчик выбил тебе глаз, скажем, случайно или нарочно,  то если ты не можешь ему простить, то имеешь право  тоже лишить его глаза. Но только одного, и больше ничего! До принятия этого закона, охваченные жаждой мести, люди   жестоко расправлялись с обидчиком.

       В Библии описывается такой случай.   Один юноша влюбился в девушку из чужого племени. Он соблазнил ее и силою овладел ею. На утро он  объявил отцу, что хочет взять ее в жены. Девушке тоже по сердцу пришелся этот юноша, несмотря на то, что он с ней сделал. Но ее братья, узнав о позоре сестры, убили не только этого юношу, но и всех мужчин того племени.  Вот так-то. Тогда  законов не было от Бога, и люди занимались  самосудом.

       - Ну, это дикость какая-то! — покачала головой Марина. – Это уже слишком!
       -  Да, дикость! И в наше время в порыве ярости люди слепо ненавидят обидчиков, не взирая на обстоятельства и причины, и творят разные бесчинства.
       - Так почему же  неправильно объясняют некоторые места из Библии?
       - Может, это делают атеисты, чтобы дискредитировать Бога  в глазах людей, может, мы плохо слушаем проповеди, может, сами не хотим  размышлять.
         Марина подошла и нежно погладила мать по руке.
       - Я хочу похвалиться, что смогла простить одноклассницу, которая очень обидела меня, и теперь у нас нормальные отношения.
       - Вот молодец!
       - А еще прости меня, глупую!  Я ведь в душе понимаю, что говорю неправильные вещи. Не понимаю, откуда  у меня столько злости на папу? Пусть будет, как ты хочешь, мама. Я не буду против, если папа захочет вернуться.  Только не торопись с этим, обдумай и взвесь: я не хочу, чтобы он снова обманул тебя.
        Галина Петровна с признательностью прижала к себе дочь: какая же она
умница, рассуждает совсем, как взрослая.
       - Доченька моя, конечно обдумаю и взвешу! Нет, мы вместе это сделаем!

                продолжение  http://proza.ru/2015/06/25/1044