Юкио Мисима. Исповедь маски

Антон Шишкодремов
То, как перечитывается Мисима, хорошо отражает его сущность. Это второе произведение, перечитанное вслед за "Шум прибоя" и вновь, несмотря на жуткое разочарование, находится куча отговорок, чтобы оправдать любимого автора в собственных глазах. Имидж наше все и бежит он впереди Мисимы семимильными шагами. Уж он-то об этом знал.

Всепоглощающая тема смерти, основная у Юкио Мисимы (по крайней мере для меня) прошла краем, улыбнулась-пококетничала и скрылась за темой индивидуальности. Все это, конечно, еще и чрезвычайно гомосексуально, но "Исповедь маски" совсем не о гомосексуализме. В части ненормальности, преподносимой Мисимой, не видится ничего сколько-нибудь ненормального. Ну, приходят автору видения, пусть даже основополагающие в момент сексуального возбуждения, в виде мужиков утыканных стрелами, и что? Да ради Бога, или как там у них, у японцев, Будде все равно. Мне тем более, лишь бы не быть самому одним из этих мужиков. Все мы для того и читаем, для того и строчим рецензульки, ибо нас согревает мысль о том, что в мире, если не так и много таких же больных, но они, по крайней мере, есть. Мысль о том, что ты особенный и отличаешься от повседневной массы преследует тебя с самого рождения и ничто уже не может поколебать твою уверенность в собственной гениальности.

Пара, как обычно, практических наблюдений о биографии Юкио Мисимы, ибо "Исповедь маски" написана в форме автобиографии, но, повторюсь, это лишь форма и не больше. Если кто-то вам скажет, что какой-то задохлик вдруг решил стать Арнольдом Шварцнеггером, всех победить силой своего духа, силой воли и заполучить тело Мистера Вселенная, то не верьте этому человеку. Кроме единственного исключительного случая - если этот задохлик вы сами. Но что-то мне подсказывает, что все эти извечные темы по поводу "болезненный мальчик щелкнул пальцем, стал закаляться, соблюдать режим и стал суперменом" служат совсем не для одной лишь пропаганды здорового образа жизни. Но в итоге Мисима, встав на путь самурайского духа, так и остался задохликом. Он просто стал задохликом с мышцами. А сие вдвойне комично. Все же эти Суворовы-Наполеоны уже имели и силу воли, и предрасположенность к тому, чтобы стать суперменами. Только в детстве не имели возможности тряхнуть природными данными. И еще одно странное совпадение - стоило Мисиме откосить от армии по здоровью (а шла война, та самая, Вторая Мировая), как к нему тут же пришло озарение и он решил поправить свое здоровье. По меньшей мере странное стечение обстоятельств.

Написано довольно топорно. Язык местами откровенно ужасный, перевод местами откровенно бессвязный. Разумеется, находишь сразу для себя кучу оправданий по поводу того, что произведение раннее, написано в сложное послевоенное время 24-летним Кимитакэ Хираокой. Вернее, уже Юкио Мисимой. Но кому и когда было легко.

Резюмирую - всех красот творчества автора не обнаружил. Тех самых, что в изобилии присутствовали при первом знакомстве с его творчеством. Может произведение выбрал неудачно, может несвоевременно, может тема поиска самого себя утратила актуальность. Юкио Мисима для меня в настоящий момент - это такая торговая марка, чей авторитет не ставится под сомнение, а жуткое качество продукции заставляет не верить собственному вкусу, ибо на обложке стоит знак качества и фамилия автора.