Встречи в монастыре. Глава 2. Часть 4

Нина Богдан
               
Начало: http://www.proza.ru/2015/06/20/1853


                Док. № 8
                27 марта 2011 г., Свято-Серафимо-Покровский женский монастырь, беседа с игуменией монастыря Нектарией (Седовой), 1965 г. рождения. Беседу вели историки Леонид и Наталия Лопатины, присутствовали монахини Александра и Евдокия, послушница Елена, прихожанка Лидия Лопатина.
                Игумения монастыря Нектария: "Я ведь приезжая и, конечно, мало знаю о нём. Вам надо поговорить с матушкой Кирой. Она собирала о нём сведения для написания акафиста. Однажды на глазах матушки Киры на могилке старца Сергия одна из паломниц, прикладываясь к кресту, вдруг зарычала и мужским голосом закричала: «Всё бы тебе по святым ходить». Это была одержимая, бесноватая.
                Вам бы надо батюшку Михаила Казанина поспрашивать. У него лично какие-то чудеса произошли со здоровьем на могиле отца Сергия. Поговорите с батюшкой Сергием Плаксиным. Он много о нём знает. Сестра наша Лена собирала материал об отце Сергии. В городском комитете по имуществу работает его родственница. Но она сама ничего не знает о нём, потому что у нас про него и расспрашивала.
Дай Бог вам успеха в ваших поисках!"

                Док. № 9
                Послушница Елена: "Вам надо встретиться с журналисткой нашего города Светланой Борисовой, которая в «нулевые» годы собирала материал про отца Сергия. Она опубликовала в нескольких номерах газеты большую статью.  Газеты есть и в нашем монастыре, но сейчас в библиотеке ремонт, и найти их пока нельзя. В её публикации есть единственная неточность. Она писала про отца Александра Поспелова. Он был не одним из первых, как у неё написано, а одним из последних клириков кольчугинской церкви.

                Однажды невоцерковленная женщина зашла в нашу монастырскую церковь и сказала мне (я работала в церковном киоске), что её дед был священником кольчугинской церкви. Его коммунисты расстреляли в 1919 г. Об этом в семье скрывали, но сейчас она решила рассказать. Никаких сведений о нём у неё нет, знает только, что расстрелян. Этой кольчугинской церкви 150 лет. На месте, где она стояла, вы видели часовенку. Церковь снесли в 1961 г. Но другие подробности её истории неизвестны. Об этом 150-летии сообщил матушке Нектарии епископ Кемеровский и Новокузнецкий Аристарх. А ему об этом стало известно от архивистов г. Томска.
                Когда жил отец Сергий, в Кузбассе были монахи. Но могли ли они сделать тайный постриг отцу Сергию, не знаю. Мне известны монахиня Макрина и инокиня Вероника. Они захоронены в Ленинске, могилы их надо искать. В церковь нашу как-то пришла внучатая племянница Макрины. Правда, в поминальных записках она назвала её Макритой. Я как раз и принимала ту записку. Была монахиня Раиса, тоже ссыльная. Много иереев погибло в Мариинске. Их собирали туда со всего Союза. Батюшка Сергий Плаксин был знаком с монахиней Паисией. До революции в Кемеровской области была монашеская община под Кузнецком. А в 36 км от Кемерова были ссыльные монахи. Из Чувашии в 1916 г. приехали две монахини (послушницы), а в 1918 г. их расстреляли.
 
                Священник нашей церкви Михаил Казанин – горячий почитатель отца Сергия, водит на могилу прихожан, проводит молебны, сам просит о своём здоровье. И отец Сергий ему помогает. Отец  Михаил пытался выяснить точные даты его рождения и смерти. Но не удалось. Никаких документов о нём не сохранилось. Отец Сергий, выходит, прожил на земле как Ангел, ничего кроме памяти о себе не оставил. Потому вопрос об его канонизации и не мог быть решён положительно. Ни одного письменного свидетельства.
                Он же нигде не работал и никаких письменных свидетельств о своём пребывании на Земле не оставил. Ну, а то, что он когда-то пастухом был, так об этом есть только устные рассказы, нет никаких ведомостей.
Его, видимо, прикрывал брат, который был председателем колхоза. А так бы в те суровые годы его запросто арестовали как «тунеядца» . Вести такой образ жизни, какой был у отца Сергия, в то время было опасно – «тунеядец», да ещё с Евангелием и чётками. Он же на всех фотографиях с ними. Власть легко могла принять это за демонстративное поведение.
                Да одно то, что ты у всех на глазах крест на себя возлагаешь, уже считалось опасным вызовом. Все знали, что он верующий.Возможно, чекисты к нему не придирались, потому что принимали за юродивого. Да и в народе, судя по всему, так же считали. Когда беда нас настигает, нам всё равно – юродивый ты или здоровый, только бы помог духовным советом, оказал духовное влияние. Люди чувствовали в нём духовную силу и свет, потому и шли к нему. Судя по тому, сколько пришло на его погребение, в народе он был очень почитаем, кто-то бы сказал, легендой".

                Док. № 10
                27 марта 2011 г., Свято-Серафимо-Покровский женский монастырь, беседа с монахиней Евдокией (Рыжковой), 1940 г. рождения. Беседу вели историки Леонид и Наталия Лопатины, присутствовали схимонахиня Александра, послушница Елена, прихожанка Лидия Лопатина.
                Монахиня Евдокия:"Лично отца Сергия Евстигнеева я не знала. Родилась я в 1940 г., а сюда приехала в 1967 г. Отца Сергия уже не было, церкви тоже не было. Знала об отце Сергии по рассказам, говорили, что очень всем помогает. Пришла и я на его могилку. Попросила его благословения в устройстве на работу. Меня же никуда не принимали по инвалидности. Я не могу выполнять большую работу, не получается. Попросила его о работе, а тут вскоре и случилось, слава Богу, строительство нашего монастыря. Я в нём – с самой первой службы. Я всегда знала, что в монастырь попала, слава Богу, с благословения отца Сергия и отца Севастьяна Карагандинского.

                Мне об отце Сергии много рассказывал чтец (мы так его называли) Леонид и прихожанка Холодная.  Знаю, что старец скот пас, что мальчик у него в помощниках был. Рассказывали, мальчик попросит есть, а Сергий ему отвечает, что ещё рано, ещё служба идёт. Мальчик удивлялся: «Откуда ты знаешь, ведь часов-то у тебя нет?» А отец Сергий отвечал: «Встань на мои ноги, и ты услышишь церковную службу». Тот вставал и, правда, слышит: идёт служба.
Прозорлив он был и большой молитвенник. Я-то сначала думала, что он священник. Но нет, просто молящийся старец. Старательно молился, не то, что скажем даже мы, монашки, которые столько времени за молитвами проводят. Он был и сам молящийся, и к нему тянулись люди, когда он переходил из деревни в деревню. Церквей-то не было. Я в деревне родилась. У нас, кто только чуть больше знает в духовном, к нему и липли все. Отец Сергий проповедник был. Ходил он в обычных одеждах. Я не слышала, чтобы он носил монашеские одежды".