Бродяги Дикого Запада. Караван смертников

Игнат Костян
В начале 20-х – 30-х годов ХIХ века, тысячи американцев покидали густонаселенные восточные территории США и мигрировали на запад от Миссисипи в абсолютно не освоенные земли на Великих равнинах,  в Скалистых горах, и за их пределами. Выходцы из Новой Англии устремлялись в богатый пушниной и лесом Орегон, жители южных восточных штатов заселяли просторы Техаса, Новой Мексики и Калифорнии.
Их караваны от десятка и более фургонов, запряженные волами и мулами начинали движение из долины Миссисипи. Для того чтобы добраться до вышеуказанных районов Дикого Запада, требовалось в среднем около полугода.
К этому времени уже были открыты постоянные маршруты или так называемые «тропы», по которым шли караваны переселенцев. Как мы уже знаем «Калифорнийская тропа» проложенная Джо Уолкером, связывала территорию Миссури с золотыми приисками в Калифорнии и по ней в период 1840 – 1860 годы, проследовало более четверти миллиона фермеров и золотоискателей. «Тропа Орегон» считалась составляющей «Калифорнийской тропы» и пропустила первый караван в 1836 году, послужив переселенцам долгие 33 года. Последний фургон по этой тропе прошел в 1869 году.
«Мормонская тропа» открытая горцем Джимом Бриджером соединила Иллинойс на востоке и Юту на западе и стала той дорогой, которой впервые воспользовались в 1847 году, подвергшиеся гонениям за веру сотни мормонов, мигрировавших с Востока  к берегам Большого Соленого озера.
Но особое значение для проходящего становление американского государства имела так называемая «Тропа Санта-Фе», которая использовалась переселенцами и торговцами с 1821 по 1880 годы и соединяла Миссури с Новой Мексикой – важным в экономическом отношении районом Северной Америки.
Эта тропа считалась самой изнуряющей и выматывающей дорогой на Юго-запад. На протяжении двух и более месяцев движения по ней, путники сражались за свое выживание. Барьерами на пути переселенцев были индейцы,  природные условия, голод и жажда, но они все равно двигались вперед. Юго-запад манил их своими перспективами.
Тропа Санта-Фе шла по верховьям рек, стекающих в Миссисипи и по долине реки Арканзас до города Санта-Фе в Нью-Мексико. После Санта-Фе тропа про стиралась дальше на запад, заканчиваясь в Сан-Диего или в Лос-Анджелесе.
Примерно через семь недель после того, как караваны покидали Сент-Луис, торговцы достигли юго-западной границы современного штата Канзас. Здесь «Тропа Санта-Фе» раздваивалась: часть караванов продолжала движение на запад вдоль реки Арканзас, часть поворачивала на юг и, пересекая плато Симаррон (или так называемую Симарронскую пустыню), выходила к горному хребту Сангре-де-Кристо, обогнув который, оказывалась в Санта-Фе. Первый маршрут был длиннее и сложнее: он проходил по отрогам Скалистых гор, тяжелогруженые фургоны с большим трудом преодолевали горные тропы. Второй путь был короче первого на 160 километров. Он проходил по ровному, каменистому плато, по которому фургоны передвигались и легче, и быстрее. Но даже при очевидной трудности первый маршрут был значительно безопаснее. Те, кто двигались через горы, во-первых, могли почти не опасаться нападения индейцев, а во-вторых, не страдали от недостатка воды. При движении по второму маршруту через пустыню, риск нападения команчей, кайовов, апачей, многократно возрастал, неизбежно возникали проблемы с питьевой водой и кормом для животных. На всем более чем трехсоткилометровом пути через пустынное нагорье единственным источником воды была река Симаррон, рассекавшая его примерно надвое. Симарронский маршрут сокращал путь на целых десять дней, поэтому больше половины  фургонных караванов сознательно шли на риск, но избирали именно его.
Еще  до прихода на континент европейцев на участке Тропы Санта-Фе велась оживленная торговля между индейскими племенами Юго-запада.
К 1598 году, сюда добрались испанские конкистадоры под предводительством Хуана де Оньяте и внесли свой вклад,  придав этой торговле европейский оттенок на последующие несколько сотен лет. Как указывалось выше Оньяте  образовал провинцию Санта-Фе-де-Нуэво-Мексико в составе Новой Испании. Столицей провинции стал небольшой городок Сан-Хуан-де-лос-Кабальерос к северу от нынешнего Санта-Фе близ современной резервации Оке-Овинге.
Второй испанский губернатор, дон Педро де Перальта, основал в 1610 году новый город у подножия гор Сангре-де-Кристо, который он назвал  «Королевский город Святой Веры Святого Франциска Ассизского», ставший столицей Новой Мексики под названием Санта-Фе.
Вплоть до Мексиканской войны за независимость Санта-Фе оставался тихим провинциальным городом, за исключением периода 1680 –1692 годов, когда в восставшие пуэбло вырезали множество испанских поселенцев, включая женщин и детей, вынудив немногих уцелевших горожан бежать на юг. Позже, в 1692 году город был возвращен под испанский контроль .
Хлынувшие из Новой Испании в этот район переселенцы селились вблизи индейских поселений, постепенно вытесняя индейцев в отдаленные пустынные и горные районы.  Поселенцы в этом удаленном краю новой Испании, устанавливали свои правила в торговых взаимоотношениях с индейцами. Набиравшая оборот торговля, и как следствие ее укрепление  экономической самостоятельности региона, вызывали недовольство правящих кругов в Мехико, в связи с чем, торговля поселенцев с индейцами испанскими властями была признана незаконной.
Власти Новой Мексики понимали всю важность торговли с индейскими племенами южных территорий Америки и в 1762 году поставили перед собой цель открыть торговый путь, связав Сан-Антонио (Техас) и Санта-Фе. Эту задачу власти поручили решить экспедиции странствующего торговца оружием Педро де Фалькона, проживавшего долгое время среди индейцев команчей. Фалькон попытался проложить маршрут   между Санта-Фе и Натчиточесом (Луизиана), Сент-Луисом (Миссури) и Сан-Антонио (Техас). Однако из-за политических и экономических пертурбаций в империи эти маршруты  на практике не прижились, и на долгое время вопрос об осуществление торговли между востоком США и Юго-западом Новой Мексики повис в воздухе.
Очередная попытка проложить данный торговый маршрут была предпринята, как указывалось выше в ходе экспедиции Зебулона Пайка в 1806 году. Однако испанские власти рассматривали устремления американцев на Юго-запад исключительно как экспансию и сознательно препятствовали налаживанию торговых контактов с Новой Мексикой, закрыв туда проход американцам на целое десятилетие. Американцы, которые попадались испанским патрулям в пограничной с Новой Мексикой или Техасом зоне, немедленно подлежали задержанию и аресту с конфискацией, имевшегося при них имущества.
Лишь только после обретения в 1821 году Мексикой независимости от Испании  торговые связи  между Мексикой и США  возобновились и  сухопутный маршрут Сент-Луис – Санта-Фе  начал функционировать.
Торговец и охотник, бывший солдат рейнджер и вообще практичный человек Уильям Александр Беккнелл, которому приписывают открытие  «Тропы Санта-Фе» родился  в 1787 или 1788 годах в Вирджинии в семье Михайя и Феби (Ландрум) Беккнелл.  О его ранних годах известно, что в 1807 году он зарегистрировал брак с некой Джейн Траслер, а в 1810 году с семьей перебрался в Миссури, обзаведясь небольшой фермой западнее Сент-Чарльза.
В период войны с Англией 1812 года Беккнелл проходил службу в «колониальном спецназе» – подразделении рейнджеров под командованием Дэниэла Моргана Буна, сына знаменитого на востоке США фротирсмена и первопроходца. Занимаясь диверсионной работой, Беккнелл проявил себя в качестве лазутчика и организатора обороны форта Клемсон возле Сент-Луиса, после чего был произведен в чин капитана.
После окончания войны в 1815 году Беккнелл отправился на запад  в центральный Миссури, где занимался перевозкой соли с соляных копей, принадлежавших семье Буна в местечке «Ароу Рок».
В 1817 году Беккнелл женился вторично на Мэри Крибс, поскольку после смерти первой жены Джейн скончавшейся при родах, более года вдовствовал. Беккнелл от двух браков имел пятерых детей и для того, чтобы содержать семью вплоть до 1820 года работал паромщиком на переправе Миссури.
В 1818 году Беккнелл выкупил акции соляных рудников у Буна, и с целью развития предприятия взял кредит в банке в размере 1200 долларов.
В 1820 году он приобрел 180 акров дополнительной земли в округе Ховард Каунти (Миссури), где построил дом и перевез туда семьею.
На почве финансовых проблем из-за образовавшегося долга, и невозможность погасить кредит, Беккнелла заключили в тюрьму, откуда он был выпущен под залог, которой внес за него Бун. Суд обязал Беккнелла выплатить долг до начала 1822 года, в противном случае ему вновь грозило тюремное заключение.
Сложившиеся обстоятельства вынудили Беккнелла организовать  рискованную экспедицию в Санта-Фе. Он одолжил у Буна 300 долларов, на которые закупил товар имеющий спрос в Новой Мексике, и на вырученные деньги собирался закупить у мексиканцев лошадей и мулов, чтобы продать их в Миссури.
На то время, когда Беккнелл и его четверо спутников в конце августа 1821 года  выступили из Франклина, взяв курс на Санта-Фе, данный сухопутный маршрут туда уже существовал. Но по этому маршруту могли продвигаться только караваны, снаряженные вьючными животными. Заслуга же Беккнелла заключалась в том, что он, пройдя путь до Санта-Фе и обратно в 1821 году, усовершенствовал маршрут, проложив тропу для движения фургонных караванов, ставшей почти на шестьдесят лет одной из основных транспортных артерией  Запада.
Стоит отметить, что монополией торговли с Санта-Фе на то время среди американских компаний пользовалась компания братьев Шуто в Сент-Луисе, и поэтому Беккнелл спешил как можно раньше прибыть в Санта-Фе, до того как туда прибудет караван Шуто.
После тяжелейшего продвижения вдоль реки Арканзас в юго-восточном Колорадо, вьючной обоз Беккнелла перебрался через перевал Ратон, простирающийся  на восток от гор Сангре-де Кристо.
Вскоре путники повстречали отряд мексиканских солдат, которые сообщили, что Санта-Фе, ранее изолированный от внешнего мира, сегодня открыт для торговли с американцами, поскольку власть испанцев в Новой Мексике низложена.
Воодушевленные доброй вестью путешественники, прибавили хода, и в ноябре 1821 года прибыли в Санта-Фе, за две недели до того как туда  добрался торговый караван братьев Шуто под руководством Роберта Макнайта, выступивший из Сент-Луиса. Таким образом, Уильям Беккнелл стал одним из первых американских трейдеров, установившим торговлю США с Мексикой  по будущей «Тропе Санта-Фе».
Население Санта-Фе  «изголодалось» по американским товарам, и как только караван мулов Беккнелла прибыл в город, моментально началась бойкая торговля. Мексиканцы были готовы платить высокую цену (3 доллара за ярд) за ткани из хлопка доставленные Беккнеллом.
По окончании месяца торговли, Беккнелл и его товарищи, набив мешки серебром, 13 ноября покинули Санта-Фе. Вложив в предприятие 300 долларов, Беккнелл за месяц торговли выручил целых 6 000. Он рассчитался с кредиторами и преступил к подготовке следующей экспедиции в Новую Мексику.
Для второго путешествия в Санта-Фе Беккнелл вместо вьючного каравана мулов, избрал колесные повозки, покрытые парусиновым тентом и запряженные волами. Под тентом можно было прятаться от палящего солнца, ну а волы отличались своей выносливостью, и в условиях бездорожья были менее капризны, чем лошади и мулы.
К концу мая 1822 года Беккнелл сформировал обоз из трех фургонов. На его призыв принять участие в этом путешествии откликнулось 70 человек, но в итоге из них непосредственной участие в экспедиции приняли всего шестнадцать.  Люди не доверяли Беккнелу и откровенно посмеивались над ним, когда узнавали, что он не собирается вести обоз испытанным маршрутом.
Для того чтобы двигаться на фургонных повозках Беккнеллу, пришлось изменить привычный апробированный маршрут на Санта-Фе, который использовался для движения исключительно вьючных караванов.
Беккнелл,  обойдя реку Арканзас, примерно в пяти милях к западу от современного Додж Сити (штат Канзас), предпринял весьма опасный переход вниз к реке Симаррон (река берет начало на северо-западе штата Оклахома у подножья горы Черная Меса, затем течет по территории штата Колорадо и в  штате Канзас впадает в реку Арканзас. Название реки происходит от старого испанского R;o de los Carneros Cimarr;n, что переводится как «Река диких овец» или «Река диких баранов» – И.К.) и далее, пересекая ее, 50 миль на юг.
 Этот маршрут Беккнелл присмотрел еще в ходе первой своей экспедиции в Санта-Фе, когда возвращался обратно в Миссури. Опасность «Отрезка Симаррон», или «Пылающей дороги», то есть того участка «Тропы Санта-Фе» проложенного экспедицией Беккнелла для колесных фургонов, заключалось в том, что он был безводным и движением по нему являло определенную долю риска.  Хотя для перемещения на фургонах эта дорога была почти идеальной и в последствие использовалась путешественниками постоянно, до 1880 года, пока «Тропа Санта-Фе» не была заменена железнодорожной веткой соединяющей США и Мексику.
И так,  покинув Франклин в мае 1822 года, обоз Беккнелла который молва прозвала «Караваном смертников» двинулся на Санта-Фе.
 Беккнелл не был идеалистом и тем более максималистом, он отдавал себе отчет в том, что абсурдность его плана двигаться через пустынные районы может обернуться для всех катастрофой.
От Ароу Рок обоз Беккнелла двинулся прямо на запад мимо города Индепенденс. Пройдя сорок одну милю,  команда Беккнелла миновала современный город Гарднер, через который позже проходила Орегонская тропа и на 75-й миле пути вошла на территорию Канзаса, где сегодня располагается современный город Болдуин.
Весна оказалась дождливой и груженные товаром фургоны вязли в грязи по самые ступицы. Беккнелл как мог, подбадривал своих людей и в обозе лично сам работал за троих, подавая пример мужества и выносливости.
После кратковременного отдыха экспедиция двинулась дальше и оказалась на территории современного графства Осейдж, где возле одного из ручьев вынуждена была разбить лагерь на ночлег. Беккнелл знал, что его команда находиться на индейской территории, поэтому распорядился выставить охранение. Отсутствие индейцев в этой местности настораживало Беккнелла, но утром он понял причину. Индейцы осейджи давно заметили путников и наблюдали за ними, но  нападать вечером или ночью было не в их правилах. Равнинные индейцы, как правило, нападали всегда на рассвете, но осейджи в этот раз просто любопытствовали, их внимание привлекали повозки запряженные волами.
Тысяча воинов осейджей окружила лагерь путешественников. Беккнелл знал, что осейджи не были столь кровожадны как пауни или команчи, но все же здорово волновался. Беккнелл также понимал, что расположение индейцев можно завоевать, предложив им кое-какие безделушки.
Он подошел к вождю и предложил ему в качестве подарка пару пистолетов. Вождь принял подарок, после чего, индейцы, заполучив в качестве компенсации с десяток одеял,  карманных зеркал, а  также связки бус и табака, оставили путников в покое.
Далее обоз медленно продвигался по территории современного Канзаса. Когда они перешли вброд реку в 175 милях от современного округа Морис Каунти, тропа ушла вверх на возвышенность, и, двигаясь по гребню холма, внизу они наблюдали огромную долину, красота которой захватывала дух. В долине произрастали дуб, ясень, дикий орешник  и кроме деревьев вся она была наполнена разноцветьем.
 В 1831 году под зелеными дубравами в этой долине на «Тропе Санта-Фе образовалось крупное американское поселение Канзас-Сити, первоначальная численность населения которого составляла 3 тыс. человек.
Из этой долины обоз Беккнелла двинулся в направлений современного города Уилси, а оттуда пошел на юг. У небольшой реки обоз остановился для починки колес фургонов. Но у деревьев  растущих по берегам реки древесина оказалась сравнительно мягкой и, стало быть, не пригодной для укрепления ободков колес. Более того она насквозь была пропитана влагой и не годилась для разведения огня. Однако кору этих деревьев можно было употреблять в пищу, как людям, так и животным. Кое-как, починив колеса, путники пересекли реку вброд и медленно двинулись дальше, оставив позади земли осейджей, и, вступив на территорию индейцев канза, немногочисленные партии которых абсолютно не беспокоили их.
Время тянулось медленно, люди были отягощены недосыпанием и постоянным напряжением от возможной встречи с индейцами.
Вскоре экспедиция оказалась в пустынной, безводной местности, где температура в дневное время достигала 50 градусов по Цельсию. Люди и животные изнемогали от жажды, у многих  от обезвоживания начались галлюцинации. Миражи озер и рек на горизонте с «золотыми городами» предстали взору путешественников.  Многие стали безумствовать и кричать и звать на помощь. Обозленная на своего капитана команда начала неистовствовать, угрожая убить Беккнелла.
Беккнелл, понимал, всю опасность ситуации, и поэтому принял решение надрезать уши волов и выдавливать из них кровь, чтобы хоть как-то людям утолить  жажду. Потом он вскочил на коня  и ускакал в пустыню в поисках некоторых обезумивших людей, гонявшихся за миражами.
Он отыскал всего несколько человек, остальных «сожрала пустыня», и они исчезли бесследно.
Наступил полдень, воды по-прежнему не было. В глазах у Беккнелла появились мерцающие черные точки, он стал осознавать, что это конец, еще полчаса или час и все – предел человеческой выносливости. Отчаяние одолело Беккнелла, когда он увидел, что тянувшие первый фургон волы пали. Животные вывалили распухшие языки наружу, а их тела вздрагивали в предсмертных судорогах. Палящее солнце, казалось, усилило свое беспощадное воздействие, празднуя победу над неудачниками. Люди на карачках, едва подползали к павшим животным, вспарывали их артерии и с жадностью пили кровь
Беккнелл, мучаясь от галлюцинаций, на некоторое время получил «озарение», и недалеко от себя заметил стадо пасущихся бизонов. Он подумал, что и это очередной мираж, но все же вскинул ружье и прицелился. Беккнелл знал, что бизоны никогда не заходят в пустыню, если их желудки  не наполнены водой.
Беккнелл выстрелил и заметил, как один из бизонов упал и начал барахтаться в пыли.
Вспоров плоть бизона люди, словно в ожидании манны небесной добрались до его желудка, в котором была грязная мутная вода. «Тогда для нас ничего не было вкуснее нескольких литров этой грязной воды», – вспоминал позже Беккнелл. Наличие воды в желудке бизона указывало, что  где-то рядом находиться источник.
Получив отсрочку от смерти, Беккнелл на несколько часов оставил, валявшихся в изнеможении своих людей, и отправился на разведку, выйдя к реке Симаррон. Там он наполнил фляги, которые были при нем, и вернулся к людям.
Двигаясь в направлении Новой Мексики, после пересечения реки Симаррон, команда Беккнелла вышла на участок маршрута протяженностью 50-60 миль, контролируемого индейцами команчами и кайова. Эти индейцы весьма ревностно относились к фактам появления непрошенных гостей в сердце их территории, но 1822 году они соблюдали мир и не трогали путников, продвигающихся между реками Арканзас и Симаррон.
В один из дней передовая группа экспедиции заметила несколько индейских всадников, наблюдавших за обозом с вершины холма. «Команчи появились как всегда из-за холма, – вспоминал Беккнелл, – это был военный отряд, который наблюдал за нами, но не решался напасть. По-видимому, их смущали наши повозки, а может и мирный договор, который подписали некоторые их племена с нашим правительством. Если бы мы шли вьючным караваном, то наверняка стали бы их добычей, потому что этих индейцев  больше всего привлекали мулы и лошади, а у нас преимущество были тощие волы, наверняка вызывавшие, как и у осейджей некое недоумение команчей».
С большим трудом и лишениями, «преодолев восемьсот миль ада», команда Беккнелла все же достигла Санта-Фе за 48 дней, следуя новым маршрутом. Ранее, караваны, шествующие прежней дорогой, добирались до Санта-Фе два и более месяца.
Вторя экспедиция, оказалась еще более успешной, чем первая. Вложив в товар 5000 долларов капитала, Беккнелл за время торговли в Санта-Фе выручил более 91 000. Из этой суммы, конечно же, ему пришлось заплатить дивиденды акционерам, которые помогли финансировать экспедицию, но в целом все же ему в один миг, как говориться, удалось разбогатеть.
В 1824 году Беккнелл осуществил третью экспедицию в Санта-Фе, в ходе которой усовершенствовал проложенный им маршрут, позволявший использовать  «Тропу Санта-Фе» в военных целях. По поручению Конгресса Военный департамент США в 1825 году обратился к Беккнеллу за помощью в разработке геодезической карты открытого им маршрута. Результаты проделанной Беккнеллом совместно с военными работы получили высокую оценку в правительстве США и за это за Беккнеллом, закрепилось прозвище «Отца Тропы Санта-Фе».
В период с 1822 по 1840-е годы по проложенному Беккнеллом маршруту «Тропы Санта-Фе» ежегодно двигалось около тысячи путешественников. Однако к 1843 году вследствие ухудшения американо-мексиканских отношений движение торговых караванов в Санта-Фе временно приостановилось. Но сразу же после окончания войны с Мексикой, в 1848 году, тропа снова заработала, поскольку город Санта-Фе стал американским, а после Гражданской войны в 1865 году, пропускная способность указанной маршрута увеличилась почти в десять раз.
В 1826 году Беккнелл завязал с трейдерсокой деятельностью и занялся общественно-политическими делами своего округа. В 1827 году  по настоянию общественности он принял участие в выборах мирового судьи  округа Сейлин (штат Миссури), в период с 1828 по 1830 годы два раза  избирался депутатом Палаты представителей штата Миссури в качестве демократической партии.
В период так называемой войны Черного Ястреба, которую вели США с индейцами сауками и фоксами с 1832 по 1835 годы он возглавлял роту народной милиции.
После окончания военных действий в 1835 году Беккнелл продал свой бизнес в Миссури, распродал все свое имущество и переселился в Техас в Ред-Ривер Каунти.
Во время войны за независимость Техаса 1835–1836 годов от Мексики Беккнелл организовал отряд конных стрелков под названием «Блюз Красной реки», ставший в освобожденной Техасской республике отрядом рейнджеров.
Вплоть до своей смерти  25 апреля 1865 году Беккнелл имел статус  техасского рейнджером и являлся членом законодательно собрания Республики Техас. Похоронен «Отец Тропы Санта-Фе» на частном фамильном кладбище в местечке Кларксвилл в нескольких милях от Ред-Ривер Каунти.

Библиография

Beachum, Larry Mahon. William Becknell, «Father of the Santa Fe Trade» –Texas Western Press, 1982 –– 265 р.
Duffus, Robert Luther. The Santa Fe Trail – University of New Mexico Press, 1989 – 316 р.
 Wheeler, Allan. The Life of William Becknell – University of New Mexico Press, 2012 – 189 р.