Новопровинциал ну, я же обещал

Антон Данилец
Рисунок: Стив Данилец НОВОПРОВИНЦИАЛ

Так радовался, вчера, что НОВОПРОВИНЦИАЛ, каждый день, пишет, что пожелает. И сам себе обломил этот «кайф всеобщности», дав обещание, написать отрывок о механистичности культуре…
Вот, я даже сохранил выдержку с этим обещанием…
«И на Родине и в Европе, она всё та же, сладкоголосая, но бездушная машина, да ещё и «работающая с «напряжением»…
Об этом стоит, поговорить и в связи с современностью…
Тае-тролль, обязательно подумает об этом…
И, если ему ничего не помешает, то завтра…»
Вчера-то я думал:
- Тебе обязательно, что-нибудь помешает…
И даже поприветствовал, расколотый неудачнм движением смартфон…
Подумав:
- Урррра! Вот, она…
- Та, самая…
- Помеха…
Но, проснувшись сегодня утром.
Подумал, что это и не помеха, в общем,
А так,
Досадное недоразумение…
Так, что…
Придется – подумать.
Тем более, что и Теа-тролль, со вчерашнего дня, со мной…
Да…
И не только –
Теа-тролль…
Но и его записки тоже…
А он, такой пройдоха…
Хотя и простодушный…
На самом деле.
Представляете:
Простодушный и добрый…
Но,
Пройдоха…
О таком всегда писались «народные» эпосы…
Такой, как Ходжа Насреддин…
Интрересно… Только сейчас подумал Наср – по арабски, Победа, а Наср-эд-дин, что-то вроде «Сын победы»…
Интересно тогда, а что там у арабов, с тысячью и одной ночью…
В детстве, я любил читать эту потрясающе занятную книжку.
Тогда еще вышло, неплохое «макулатурное» издание, То самое, в 4-х томах, для покупки которого, помимо всего прочего, то есть, денег, надо было ещё и сдать 80 килограммов макулатуры.
Помню…
Я сдавал…
Откуда я ее только не приносил…
Ну не важно.
В общем – тогда ведь я был ещё школьником.
И макулатуры, мог найти много.
У меня были… вообще – все книги из «макулатурной серии»…
В ней, кстати, я столкнулся с Ремарком.
И это было очень важно – для меня…
Но и «1001 ночь», тоже натолкнули на массу полезных размышлений, результатами которых, я пользуюсь до сих пор.
Глупо, после Гнедича, например, доказывать, что «1001 ночь», произведение эротическое, хотя, поспорить, можно.
Это не эротика…
Это – «высокая порнография»…
Арабы, как правоверные мусульмане, не могли изображать живых существ на рисунках, и потому, отыгрывали потребность в возбуждении, через письменную речь…
Интересно, арабская вязь, очень хорошо укладывалась в стилизацию рисунка, имитирующего порнографический сюжет…
Проще говоря, умелый арабский каллиграф, при помощи символов арабской письменности, вполне мог поставить арабскую красотку раком, или заставить её «взять в рот».
Такие образчики каллиграфии, можно найти достаточно легко.
Но, главное, ученые арабы, отыгрывали возбуждавшие их порнографические сюжеты в текстах, которые Аллах не запрещал, но, наоборот, поощрял, всеми силами.
Ну и, естественно, народные сказки, изобиловали эротическими и порнографическими сюжетами и вставками…
В Европе, с рисунками было проще, а потому, эротика и порнография, была большей частью рисованной…
Хороших художников, в принципе мало…
Поэтому, рисунков и картин, показывающих эротику и порнографию в высоком смысле, было очень мало…
Копирование и даже репродуцирование…
Ну, вы же сами понимаете.
Никакого кайфа, в рассматривании репродукции Джоконды – нет.
А посмотреть её в Лувре, не так то легко…
Вот так и скатилась европейская эротика и порнография, в самый низ культурного слоя.
Ниже не куда.
Так что, ранний Бокаччо, поздние Набоков. Булгаков, Миллер, и сами стеснялись их, хотя, в полной мере – возрождали и ставили их на уровень…
Постоянно оговариваясь, при этом…
Мол, непреложное требование сюжета…
Средневековые же арабы, с этим не заморачивались и, писали, так, как считали нужным…
Потомкам, достались переводы, где, неплохие переводчики, могли порезвится, отвергнув претензии, досужих критиков…
- Да, порнография, но, народная, порнография, арабская к тому же…, - в общем, даже в советском издании «1001 ночи», было что почитать, взрослеющему подростку…
Тогда я и понял, что сам по себе эротический или порнографический сюжет или отрывок, имеет в литературном произведении самостоятельную ценность…
Он – доводит читателя, до состояния нужной кондиции, впрыскивает в его мозг, необходимую дозу тестостерона, выводит из состояния обыденности, требует действии…
Я – не женщина…
И поэтому, не знаю, как мои эро и порно отрывки НОВОПРОВИНЦИАЛА, действуют на них…
Хотя мне это очень интересно и я неуклюже пытаюсь узнать об этом, у некоторых представительниц Венеры…
Натыкаюсь все больше, на критику «пошлости», которую, мне необходимо всеми силами изживать…
Но…
Я этого делать не буду.
НОВОПРОВИНЦИАЛ, останется, таким, каков он есть.
Молодым, но уже пубертатным,
Деликатным до стеснительности и, непроходимо наглым, со своими вопросами и обращениями – одновременно…
А теперь…
Обещанные несколько слов Теа-тролля О ВОЛШЕБСТВЕ И ФОКУСАХ ТЕАТРА.
Теа-троль, кстати, согласился порассуждать с нами на мотивы арабских сказок «Тысячи и одной ночи»
Театр всегда удивляет, театр – всегда радует.
Подмостки сцены становятся для зрителей местом, где творится красота, живет энергия созидательного творчества, прямо на глазах творится Чудо…
Ну а там где есть Чудо, обязательно найдется место и фокусу, своеобразная подмена «волшебного представления, представлением волшебства».
Волшебство Театра, обращается при этом из трансцендентного, необъяснимого Чуда в прагматичный и объяснённый маркетологами театральный фокус…
Арабская весна в лампе Аладдина.
Постановка диснеевского «Аладдина» в театре Музкомедии, для меня, выросшего на прекрасном советском фильме, не вызывала во мне большого энтузиазма и трепета.
Я знал, что постановка эта - детская и Санкт-Петербургский театр Музыкальной комедии «гонит» ее как конвейер, по две в день.
Детская постановка, совсем не терпит эротики…
Так жаль…
В этом представлении, здоровая толика эротики и, даже, порнографии, были бы к месту…
Но, на спектакле, стоит гриф «детский» и возрастные ограничении, поэтому, от + 0.
Поэтому «ни грамма», «ни миллиметра» здоровой арабской эротики, конечно же, недопустимы…
Опять же, марка и уровень знаменитой Музкомедии, не закрывшей своих дверей даже в годы Ленинградской блокады, делали свое дело.
Спектакль выглядит достаточно солидно.
Западные авторы, копирайтеры, продюсеры, постановщики трюков и спецэффектов, продающие этот продукт по лицензионному соглашению, работают «не за страх, а на совесть».
Актеры играют, поют, совершают акробатические трюки, «летают» над сценической толпой, а над зрительным залом даже парит ковер-самолет...
Прямо как настоящий...
Но, конечно же - иллюзорный.
Спецэффект, какой бы он не бел правдоподобный, зрелищный, красиво поставленный, не вызовет волшебного восторга и сопереживания.
Думаю, в шекспировском «Глобусе» или мольеровском «Комеди франсе», придумали бы свой «ковер-самолет», который, не летал бы конечно, так «зрелищно», но вызывал бы много более сопереживании, «почтеннейшей публики».
Но, это ведь, не средневековый «Глобус» или «Комеди»…
Это – высокие технологии.
Высокие, в данном случае – только американские…
А раз, технологии американские, то…
И сам Аладдин, «по спектаклю», американизированный люмпен-воришка, не вызывает яркой симпатии, да и легкое сочувствие к его злоключениям пробуждается с трудом.
Почему принцесса Жасмин, влюбляется в него? – очередная тайна неразгаданного женского Сердца и безграничного детского доверия…
Хотя, для не искушенного зрителя, бултыхаются какие-то сомнения, по поводу нетрадиционной сексуальности…
Но – спектакль-то – детский…
И всякие бултыхающиеся сомнения – надо гнать.
За отсутствием сопереживания к главным героям – людям, главным, конечно же, становиться Джинн.
Это не какой-то там добряк и растяпа Дед Мороз.
Это яркий разбитной малый, с синей щеткой ирокеза на голове.
Он весел и себе, на уме.
Очень, знаете ли энергетичный и живой.
Озабоченной идеей всеобщего и личного освобождения.
Вообще то и его одного хватило бы на весь спектакль.
На эту роль специально был приглашен актер из Александринки Дмитрий Лысенков, один из самых талантливых молодых актеров страны.
Лысенков — специалист по всякого рода мелкой и крупной бесовщине и в «Аладдине» его демонизм окрашен в пародийные тона: интонации и вся повадка виджея (и грим такой же: синие хаер, дреды, бороденка), ртутная пластика, калейдоскоп гримас, притом каждая видна как на стоп-кадре — Лысенков идеально печатает крупные планы, стаккато шуток, летящих точно, как дротики, — праздник, одним словом.
Дети, однозначно, могут быть довольны.
И сегодня, Остап Бендер, умело помог им, посредством своего замечательного «Союза меча и орала».
Итак,
Дети, только дети.
Хотя «пропаганда в подсознание» доверчивых малышей дает себя знать...
Уж больно действия «Диснеевского» Аладдина напоминают перипетии «арабской весны».
Базар Агабы (так называется город, где происходит действие, ну это вместо реального Багдада из1001-ой ночи) прямо таки переполнен «протестными настроениями», лозунгами свободы, недоверия к властям, проклятиями узурпаторам, восточными диссидентами и.... журналистами, журналистами, журналистами всех мастей.
У нас давно же на слуху такие восточные «майданы» в Египте, Ливии, Турции, Тунисе, Сирии и т. д.
Вплоть до «восточного партнера» Украины.
В процессе повествование фигурируют темницы и иные места заключений. фальсификации обычаев и законов, обманы, коварство и даже оружие массового поражения «плохих парней».
Но старания «антидемократических сил» легко обращаются в тщету задором и фантазией революционных масс.
Да и в самом конце, злобного Джафара, превращенного по его желанию в неимоверно могущественного демона, хитростью сажают в лампу и бросают в самую глубокую впадину Тихого океана, чтобы никто не нашел (прямо как прах Осамы бен Ладена).
Ну а старина Джинн получает свободу, независимость и... возможность всю жизнь добровольно, с задором и огоньком работать на прихоти и фантазии сомнительного Аладдина.
Теперь уже без лимита «в три желания».
Так что яркое, жизнеутверждающее положение о том, что еще нынешнее поколение людей во всем мире «будет жить в демократическом обществе», которое им непременно организуют...
И никуда то они от этого не денутся.
Когда «тяжело, но надо».
Помните такую чуть перефразированную реплику у героя Юрия Никулина, Семена Семеновича Горбункова, из великолепной комедии «Бриллиантовая рука».
Тогда ему потребовалось поехать в «дежурную» булочную на такси, чтобы рано поутру отправиться на рыбалку, выполнять задание «компетентных органов».
Совместить «приятное с полезным».
На пути «строительства развитого капитализма» немало трудностей и перипетий.
Раздражает инфляция, достает рост цен, производительность труда надо повышать, ну чтобы росли индексы «покупательной способности» и «деловой активности».
Цель все так же далека, дорога не очень-то привлекательна.
Поэтому на пути к «процветающему обществу потребления» нужны привалы и пикники.
Хитроумный Запад и здесь нашел «свой путь» и уверенно поставляет его всем желающим по «лизинговой, лицензионной схеме», вместе с франчайзинговой» «картошкой фри» и «биг маками».
Музыкально-театральная массовая культура в западного мира наполнена многими жанрами, но «его величество Мюзикл», несомненно, выделяется на фоне эстрадной попсы.
Это зрелище с традицией и некоторым смыслом.
В нем есть даже Сверхидея, не просто выражение идеей социальной солидарности геям и лесбиянкам.
Поэтому мне было очень интересно посмотреть, что думают «по поводу» сами деятели Театра.
Тем более, что Музкомедия озаботилась постановкой спектакля-концерта «Хиты Бродвея».
Замечу, для меня эта постановка стала в первую очередь спектаклем, «срезом жизни».
И в этом смысле - он совершенно безупречен.
Действительно, Мюзикл это тяжелая, нудная работа.
Это конвейер.
Это «массовое производство массовой культуры».
Это рутина и безнадега, в которой производители - производственники, горняки «театральных шахт», идут на службу «тянуть лямку делая красиво»…
А зрители, как жертвенные тельцы идут «на зрелище» любым способом «получать оплаченное удовольствие».
Но, рутина есть рутина и от того исполнение музыкальных номеров безупречным в постановке не назовешь.
Хотя бывают и среди них маленькие шедеврики.
Очередной записки Теа-ТРОЛЛЯ приличествует Мораль.
Так вот она: «Ни в коем случае не отрицаю значения и добротности «театрального фокуса», не говорю о его бессмысленности…
Он совершенно оправдан и нужен множеству людей, как зрителям, так и служителям Мельпомены.
Нужен, как проявление «массовой культуры» во всех областях нашей жизни, украшающий повседневность, разрывающих круг привычной обыденности.
Очень хочу попросить всех вас, дорогие коллеги: театралы и зрители.
Не ругайте Театр…!
Понимайте Театр…!
Любите Театр…!
Он – такой же, как мы: отзывчивый, добрый, сопричастный… испорченный «чуть-чуть квартирным вопросом».
И пусть в нём живет Волшебство и остается место для фокуса.