Записки на проездных. Программер, Наиль, Гура и др

Саша Валера Кузнецов
ЗАПИСКИ НА ПРОЕЗДНЫХ

Ну, опять я на электричках езжу – теперь вот приехал вчера от киноведа... помню, в ответ на его вопрос: "Как тебе удаётся не пить?", тут же и рассказал товарищу притчу о Наиле, как тот подсел на дискотеке, имея, конечно, и наследственность дурную – на коньяк...

Теперь, говорю я киноведу (а он уже одной ногой едет на велосипеде "на презентацию книжки друга в Сокольники"), Наиль Абдулович живёт в дурдоме в Нурате. Если помнишь, говорю, у меня в фильме "Мираж", где бассейн со святыми рыбами и муэдзин поет, и рябь по воде так удачно пошла от ветра с гор, вот там, рядом с одной из шести могил св. Али... - одной!- из шести!, представь - на пустыре, чуть не в степи предгорий, где по весне всё усыпано тюльпанами, а на склонах маковые поля просто и белые верблюды - стоит за высоким забором Инвалидный дом, там и живёт мой ассистент по картине "Мираж", назвавшийся мной за глаза просто татарином, простигосподи кто  бы он ни был)


 Как выяснилось уже после монтажа фильма "Мираж" и показа на кинофестивале Е-бурга, куда я попал на поезде в одном купе Артуром Ашотовичем Пелешьяном, которого Симонов у вагона назвал тихо вдогонку классиком, а я обратил внимание на его босые ноги в сандалиях, видать летел из Еревана, а там жарко - был ноябрь что ли, по крайней мере шёл дождь, а в Екатеринбурге нас встретила метель и через площадь, заметаемый снегом памятник с лошадью, помню, мы напротив в гостиницу дошли, укрывшись за дверьми, но при распределении номеров Пелешьяну достался без горячей воды и я предложил поменяться, но уже наутро в буфете после получнеия командировочных, когда мне Тенгиз Семёнов налил стопку, а я угощал шапманским администрацию ебуржанскую, которая меня перед премьерой спасла из рук охраны, задержавшей меня за похождения с кинжалом-реквизитом из того кадра Миража, гже я полулежа на топчане базара попиваю пиво из кружки, что вызвало раздражение критикессы, обхаявшей ни хрена не поняв в статье "Пелешян (так) и другие" в журнале "Искусство кино № 6 что ли, за 1986 год.
Да и не мудрено - на пресс-конференцию со мной = я не пришел, просидев в баре дома кино с Артуром Пелешьяном и мне было интеренее продолжить нашу беседу, начавшуюся ещё в тамбуре вагона, куда мы ходили курить. "Время не будет продолжаться...", - помню его фразу к теме о дистанционном монтаже, работе с Годаром.
 А критикессы, той женщины, чьи не распроданные книжки я встретил на прилавке вахтера дома кино на входе со стороны союза кинематографистов спустя много лет... за дёшево не купил и того не было))

ПРОГРАММЕР (с велика). Так это же фильм ты мне рассказал! Ты не видел, наверное, последние фильмы документальные. В современном документальном кино можно снимать на телефон, поставить айфон на штатив, снимать самого себя, можно остановить прохожего, любому задать вопрос! Реконструкции делать… Ты можешь, - смущенно улыбаясь, - отрывки из своих фильмов вставить...

Проехав пару остановок, иду и обдумываю… Почему не попробовать, ведь там можно рассказать не только о себе, но и о времени...

1
Мосфильм, 1988 год, картина по рассказам Лены Кузьминок из Белоруссии, про хиппи. В объединении, только переименованном в студию Ролана Быкова.
Помощник режиссера Улька приводит Гуру – чёрный хаер\волосы длинные по спине до самой жопы – чёрные. Битые джинсы, поновее куртка, и на руке татуировка.

«У меня есть татуировка на бедре», - скажет он через пару лет в моём фильме, уже в 90-ом - «Лучше быть мертвым, чем красным», - по-английски.
==========================================================
Film SITUATION TAV\Фильм – «СИТУАЦИЯ ТАВ», переименованном после внесения разлюляевых, в хиповском стиле, по замыслу автора титров Милы Угольковой, переименованном из «Всё ништяк, мама!» и снятом на Betacam в городе Люберцы, Комсомольский проспект) – смотреть здесь:

https://www.youtube.com/watch?v=_wuBI7Bf6_4   - Ну а на Мосфильме, когда я увидел его, приведенного Ульяной,с ним Джуди была, такая мелкая, помню - оба удолбанные.

«Это, конечно, не для публичного показа», - как сказал мне про мой фильм через много лет Андрей  Полонский, когда я всё же застукал их с Настей на Динамо - как раз был у Милы Угольковой, помогая ей снять, как она развозит молоко детям на велосипеде в районе Аэропорта - там недалеко я и застал их с Романовой, в квартире умершего днями, папы Полонского… Иду и вспоминаю, как мне однажды Гура выдал: «да какой он Полонский, он Полонскер!" - шутил так, видать… про старых большевиков из Челюхи - там у них главная дачная улица так и называется – проспект старых большевиков. До сих пор.
https://www.youtube.com/watch?v=_wuBI7Bf6_4  - а вот фильм Прохожий, где Гуру в кадре у ночного костра.
Вспомнилось попутно, как в тот день, когда мы встретились случайно, прогуливаясь с Гуру по Чистякам, где как раз за центром Ролана Быкова жил Андрей, будучи иногда высокомерным, не запирал дверей, ну типа мы всегда открыты, заявлял: Да мне тут надо книгу дочитать… - и запирал за собой, забывая давешнюю декларацию.
Встретились у бывшего «Джалтаранга» и через пару минут, вдруг, как оказалось по рассказам жены Полонского Джулии, после слов Гуру – «Ну мы с Сашей пойдём…» - Андрюша потом расстроен был месяц – почему Гуру так ушёл…

А мне Гура так сказал, когда мы зашли в кафе на углу Милютинского ( «У меня деньги есть…» -  теперь он писал песни для известных уже исполнителей /что-то там "белым лучом по белой стене"/) - в ответ на мой вопрос – А чего  ты так с Полонским-то? как-то резко так распрощался… - Если серьёзно – он не выполнил свою миссию… журнал выходит и ни одного отклика, не то, что по телевизору рассказал бы кто, а даже ни строчки – нигде – ни одного упоминания…

Ну показал я им фильм, причем с проекцией на "стену с обоями", помню)) Ташевский им видеопроектор оставил.
 
А ведь я ещё и переназвал фильм, сделав его одноимённым с эссе Гуры «Ситуация ТАВ», после добавления хиповских субтитров Милой Угольковой - ну тут, после просмотра на стене с обоями с помощью видеопроектора - Аполонскер и говорит: "Это мы вместе же с Аркадием писали…"

- Ситуацию ТАВ?!
= = = = = = = = =  .  .  .
Сплетни какие-то получаются - в стиле doc ) ) )
===============================================

Как-то раз Гура мне и говорит, что у Дуньки Смирновой его экземпляр машинописный - романа «Рок-н-ролл» - можешь забрать? Это он через Шутова отдал, ведь втроём с Умкой они составили арт-группу "Дети подземелья", которй и подвписана эссе + год 1965й...

А Дунька та как раз редактором работала у Сергея Соловьёва, тоже, получается на Мосфильме. Ну, зашел, постучал, спросил - и - вот она (+!) - Дунька – в длинной оборочной (сборчатой?) юбке цветастыми ярусами, чуть открытые коленки – протягивает через дверь пачку машинописных, ветхих уже страниц – толстую! – «Ты осторожней, говорит, с этими хиппи, власть их не любит…». Вот теперь и смотри на эти сближения, что судьба устраивает - всем нам.

Вернувшись первый раз из Парижа, поехал я из своего Подмосковья час на электричке, потом минут сорок на метро до Казанского вокзала и + ещё до Люберец, где Гура тогда проживал с отцом, редактором какого-то технического журнала, на Комсомольском проспекте, на краю капустного поля у очистных сооружений…

Именно там Гура мне и поменял свою протестантскую библию, первую, которой я стал владеть – на Пентхауз, выкраденный мной с лотка в Берлине - с голыми бабами -Папа мой прикалывается после обеда порнушку полистать, говорит...
 
А квартира мелкая, в панельке - окнами на капустное поле очистных сооружений – пустыри дальше…

Это  есть в финале, теперь сокращённого до 13 минут, фильме, где и сам Гура с Лизкой, опять – но уже лишь слегка – под кайфом - ведь я их нашёл в Москве. Когда мы приехали, ключа у них не оказалось, так что Аркаша, довольно тогда крепкий бес, просто высадил замок и все дела – да он и хлипкий был, дверь так болталась, помню и постоянно шумел сливной бачок...

Дв всё это есть в фильме, зафиксированное киноглазом Макса Осадчего (это же не с КИНОФЁДОРОМ снимать,Ё!)). Иди и смотри


2
ТАЙНИНСКАЯ. ДЕНЬ
У станции электропоездов, вскрылось в ответ на вопрос Программера - Как тебе удаётся не пить?

Что я мог, грешный, ответить, только историю рассказать...

Я же в Азии, в Урановом городе - дискотекой по вечерам руководил, вёл, что называлось - программы, как диск-жокей, но пили мы только белое сухое, что буфетчица под видом «напитка» продавала в больших граненых графинах дворца культуры Фархад, в городе имени поэта Навои.

А Наиль-то был постарше и до дискотеки лабухом играл на гитаре в кабаках, да на свадьбах.
И он подсел на коньяк – перед программой, чтобы посмелее говорить в микрофон, выпивал грамм сто…

Потом он стал моим ассистентом на картине «Мираж», попросив снять камерой Алишера Хамидходжаева, на нашу же киноплёнку.
Я, говорит - сниму здесь! - на склоне песчаного бархана в пустыне Кызылкум, по дороге в Учкудук.

Так вот - именно он передо мной и руководил дискотекой, в городе моего детства, а теперь и юности - дискотекой «Катарсис» - в огромном, мраморном и сплошь кондиционированном дворце культуры, с фонтанирующим, многометровой струёй на мраморных ступенях перед входом в прохладные, мраморные, кондиционированные залы дворца культуры Фархад.

Там, для тыщи народу, не меньше, устраивали мы потом сейшены во внутреннем дворике.
Есть кадр с фонтаном в FILMIRAGE, где не даром кончается вода, в памятном мне, купанием голой девушки, фонтане. Это когда сторож-ночной бабай нас застукал Наутро меня Лариса Петровна и попросила, мол, в обкоме уже знают, ничего не могу сделать, саша... - Водичку там перекрывает ассистент режиссёра по к\к "Мираж", Наиль Сунюков.

А тогда, приехав восемнадцатилетним в город имени поэта, в первые же дни, живя в общаге, в одной комнате на  первом этаже восьмиэтажной общаги с разбитым стеклом, да с соседом корейцем, что по вечерам пил тёплую водку из пиалушки, заедая недоваренным рисом,Ё!

В первые же дни, во Фархаде я познакомился с его, Наиля, женой Леной, прямо у кассы, где уже не было билетов на дискотеку, а она меня провела и подружила дальше со всеми. Не поверите! - в 1976-ом году (!!)...

И стал я диск-жокей, рот хоть завязочки пришей))
Сначала придуривался членом клуба филофонистов «Граммофон», Паламарь не даст соврать, он из молодых специалистов выбился… - ну и теперь поживает в доме с бассейном внутри, всё никак выехать не может из солнечного города, где по-прежнему роют-нарывают «уранзолото»-одним-словом…

После Наиля, на которого написал один деятель (Семёнов), что он возит аппаратуру дискотеки по свадьбам.
Ии бедного Татарина, как я звал его за глаза, даже судили, а меня, помню, удалили из зала суда за слишком активное и громкое протестное поведение - выступал много с места))

Наиля реабилитировали тут же - в честь надвигающейся Олимпиады -80, а меня попёрли вскоре после него с моей вечерней работы на пол-ставки, что называлось и занесло меня с легкой руки Сергея Шахова (говорят, он стал разведчиком,Ё!)))

Сразу же на следующий день, а был как раз понедельник - после лихорадки субботним вечером под одноименный альбом Би Джиз - того ночного происшествия с голой девицей в фонтане с четырьмя драконами. Меня там застукал старый узбек, бабай с добрым лицом, когда девятнадцатилетняя (перезрела))) - полезла купаться в закрытом со всех сторон, стеклянными стенами внутреннем дворике дворца культуры, под низкими звездами Азии - в фонтанирующий бассейнчик два на три метра - без трусов - и когда тот бабай вошёл с ружьем, делая обход, а музыка гремела из дискотечной комнаты сверху - в третьем этаже сверкала фонарями цветомузыка, сквозь толстые витринные стёкла, выходившие во дворик, осветив ему кружевные трусики девочки рядом со мной… нет, вру, они были синтетические, видать, из той серии «неделька», то есть меняла, видать, семь раз в неделю, как я понимаю... ну, такие, в полосочку,Ё! сиреневые, что ли, были)))))))))

Вечером понедельника, вызывает директор. Д\А днём-то я работал, в то время уже мастером участка новой техники, перейдя на 3й курс вечернего отделения Навоинского филиала Ташкентского политехнического института…

- Саша, говорит Лариса Петровна, меня уже  в горком вызывали… надо расставаться…

- Так, Лариса Петровна, ничего же не было, ну, купается человек… жарко же…
======== 
. . .

Теперь переносимся в десятые годы 21-го века.

ТАЙНИНСКАЯ, платформа электрички, двое, трое мужиков похмеляются шипучкой, - рассказываю дальше товарищу критику у той станции сразу за МКАДом, уже верхом сидящему на своем велике - правой ногой норовит оттолкнуться уже в сторону презентации книжки своего друга в Сокольниках.

- Как тебе удаётся не пить, - спрашивает Программер, провожая до станции.

Отвечаю: В том азиатском городе, соцгороде, где всегда безветренно и жарко,  в с о ц и а л и с т и ч е с к о м, значит, городе - буфетчица, говорю (Программеру), Лёша! - прикинь!! - дворца культуры,Ё! - выдавала нам на дискотеке такие графины, закрытые лишь стеклянной, но тоже гранёной пробкой – графины, говорю, граненые, там еще пробка стеклянная, такая была… ну помнишь – стаканы правда уже были тонкостенные, но попадались под руку и граненые… - Напиток», говорит, ребята, пейте вот, гостёчки дорогие…

А там белое сухое вино!

Литрами.

Ну, а Наиль подсел на коньяк и теперь живёт в дурдоме\сумасшедшем, жОлтом доме… в Нурате. Инвалидный дом, пишет его сестра НаилЯ... Два имени одинакоые - брат и сестра.

- Где это?

- Так в моём фильме «Мираж», ты видел же! - там как раз святые рыбы на месте захоронения одного из шести святых Али-пророков и муэдзин ещё там поёт, переводя зрителя в другое, уже суфистское и тоже святое место, где я – ну помнишь – обхожу тот камень, обломок мухаммедовского, заброшенного в Мекку, говорят; это там, под Бухарой… А в Нурате, там ещё эмир бухарский уходил последний раз через горы, местным усы покажешь, ну типа Будённый\Фрунзе – ярятся сразу! Могилы басмачей там с одной стороны дороги, а красных – с другой. Вот такая Нур-ата...
 
Так вот, Наиль теперь там в Инвалидном доме живёт, сестра его писала - в сумасшедшем доме короче.
Живёт он среди пустыни, рядом никаких домов нет, убегал два раза, но вернулся - привык, да и негде ему жить-то больше...

ПРОГРАММЕР.  Так вот же, ты мне рассказал историю, можно сделать документальное кино. Эссе документальное… ты, наверное, не видел последних документальных фильмов. Теперь ведь можно поставить мобильник на штатив и снимать, хоть самого себя, хоть подойти на улице к человеку и задать вопрос! из своих фильмов можешь кадры показать. Реконструкцию даже можно сделать…

И уже сквозь электрический голос подкравшейся электрички - «Осторожно, двери закрываются…» - доносится из-за кадра голос нашего персонажа - уже Автора-Персонажа (!!) - Сашакузнецов-одним-словом.

САШАКУЗНЕЦОВ(дико кричит, превращаясь окончательно в Персонаж))). Заграничный паспорт продлить надо, виза нада-а! билет 30 тысяч теперь туда! Где брать!? – а в ответ лишь стук-перестук железных колёс…

Следующая станция - "Красное сухое бордо"
========= 

. . .

какое-то ноября...за окном не лает собака...а вон и я - пошёл мусор выносить к трубе котельной, так похожей на минарет налётчика Бабки))) песня, тиры, КОНЕЦ?!

Пачка запечатанная болгарских сигарет "Pagopi"\Радопи упала у моих ног, я оглянулся и в бараке на втором этаже захлопнулась форточка, а я всего навсего спросил встречного коряка в полумгле камчатского утра: "Где тут у вас ночной магазин - купить сигарет?"...

Так это мы прилетели в Корф из Петропавловска-Камчатского, где Политковского сразу увезли на горячие источники Паратунька, а нас он не пригласил и мы легли спать в пятиэтажке панельной на первом этаже, в квартире для командировочных от рудников будущего губернатора.

В этот Корф мы и полетели назавтра вертолетом в грузовом отсеке.
Сели на севере полуострова, в Корфе и наутро я радостный бужу оператора: "Пошли натуру смотреть, океан где-то рядом!"

- Нее... я буду спать,- сказал молодой, потом, как мне поведали на студии, родственником оказавшийся Политковского. Директриса сказала, ведь мы с ней работали на двух моих сериях "Если завтра на Марс" с Юрием Сенкевичем - Ты с ним осторожней, он родственник Сашин...

Ну и пошел я море искать, где-то тут, думаю океан должен быть,Ё!

А вода соленая в номере, пить, сказала женщина коридорная - нельзя. Так я и думаю, надо идти... океана искать))

А вдоль улицы двухэтажные из почерневших досок бараки, проселок между ними, утрамбованная машинами присыпка каким-то черным шлаком, может с золотом, думаю, х. з...)))

Ну и на мой громкий, наверное в тишине сонного северного камчатского городка с управлением рудниками, прозвучал так, что тут же ко мне вдруг и прилетела та самая пачка Радопи - новенькая, нераспечатанная пачка и на мой взгляд никто не сказал привет, или там, пожалуйста - ни к чему на севере лишние слова.

А на следующий день вертолет поднялся над взлетной бетонной площадкой, повисел мгновение в полуметре и взмыл наискосок и вверх так лихо, что распахнулась железная дверка кабины лётчика и я увидел крутого лысого в черных очках рулилу, что понёс нас между холмами над речкой словно в компьютерной игре, когда я приподнялся и глянул в лобовое стекло через болтающуюся дверку - передо мной навстречу неслись зеленые камчатские горки, пока мы не сели на берегу озера вместе с человеком с винтовкой.

Во время полета последовала команда - накрывай! и перед нами замы и охотник с ружьём поставили ящик с водкой и красной икрой с горкой, выпирающую из бывших пластиковых коробок сливочного масла, ну знаете, такие, гшрамм на триста икры,Ё!))

Выпили, кричат из кабины - Смотрите, медведица с медвежатами!
Раскрывает охотник дверку кабины нашей и вниз целит из винтаря с оптическим прицелом...

- Смотри! - кричит мне Политковский - Выглядываю, чуть вытянув голову и привстав, держась за икру с водкой - внизу бежит огромный медведь - галопом скачет по зелени среди кустов - за ним семенят два медвежонка!

- Он что, стрелять будет?
- Да не е е т... - неуверенно помахал головой своей седой тезка мой...

Летим вдоль кромки океана - внизу брошенное огромное ржавое судно на берегу лежит, валяется просто. А просторы вокруг океанские... не описуемо...

Так он, Политковский этот (ну помните во "Взгляде" стирал в ванне своей квартиры) потом на руднике когда снимали, лежал спал в общаге, а тут крик - Медведь пришел!

На помойку медвежонок повадился, так этот зовет своего родного оператора: Снимай, снимай! И так, боком-боком - видно-нет? видно меня? - втискивается в кадр, чтобы и его и медведя того голодного видно было...

Садимся мы у озера, а вертак почему-то улетает.
Ну, думаю оставил нас на пикник пока.

Заместитель будущего губернатора развел костер, а губернатор будущий с Политкой, типа рыбу ловят - на тройники цепляют прямо за плавники большущих рыбин, которыми просто кишит вода горного озера, да не мясом красной, а уже теперь всеми боками и даже чешуёй))

Гордо Сашок отловил пару краснющих рыбин и я с ними сфотографировался с-под коньяка, что разливал у палатки заместитель, пока не заявилась та медведица с детёнышами...

А с ружьём не сохранился снимок, слава богу ктобыоннибыл...

А про горного козла писать не буду... он же в красной книге, говорят, но вку у усный)))))))