Честь имею. Часть 34. г. Дзауджикау

Александр Ковалёв 7
Город Дзауджикау.
     Кавказское Краснознаменное
  суворовское офицерское училище

В сентябре 1948 г. Северо-Кавказское Краснознаменное пехотное училище было объединено с Северо-Кавказским суворовским военным училищем и реорганизовано в Кавказское Краснознаменное суворовское офицерское училище, которое готовило офицеров до 1958 г. Начальником училища был назначен генерал-лейтенант И.Ф. Баринов, начальником политотдела — полковник П.Д. Осипов.
В стенах кадетского корпуса суворовское училище, ставшее теперь Северо-Кавказским, получило для жизни и быта самые благоприятные условия. Планировка и постройки военного городка отличались продуманностью. Отопление помещений калориферное, то есть теплый воздух подавался в помещения по специальной системе воздуховодов. Полы были паркетные. В училище был свой стадион. Все службы имели свои помещения, было и свое подсобное хозяйство, где суворовцы проходили практику. Училище находилось на окраине города в окружении садов. Вокруг была прекрасная природа.
К услугам воспитанников на территории городка имелись медпункт, почта, магазины, строевой плац, стадион и прилегающие к нему прекрасные спортивные сооружения, стрелковый тир. На берегу р. Гизельдон, в живописной горной местности, был построен и оборудован лагерь, где в летнее время в течение месяца суворовцы жили и занимались боевой и физической подготовкой.
В 1948 г. училище первым в стране стало суворовско-офицерским, с пятью суворовскими и двумя офицерскими ротами, одна из которых была ротой выпускников. Училище состояло как бы из двух подразделений. В одном из них по программе полной средней школы и курсу подготовки солдата учились суворовцы, в другом по программе военного училища обучались курсанты. После сдачи выпускных экзаменов на аттестат зрелости суворовцы переходили учиться в курсантское подразделение, где в течение двух лет (впоследствии трех лет) готовились по программе командира взвода Сухопутных войск. Курсанты прежних наборов (не суворовцы) обучались в училище по трехгодичной программе.
Такое же училище было в г. Свердловске. Суворовцы, окончив свое училище, автоматически зачислялись на первый курс пехотного офицерского училища. Поступать в другие училища, как выпускники остальных «кадеток», они не имели права. По сути, получалось, что суворовцы жили одной дружной семьей в течение десяти-тринадцати лет.
В 1948 г. состоялся первый выпуск воспитанников суворовского училища. Среди 42 суворовцев, закончивших обучение, особо хотелось отметить тех, кто был награжден дипломом с отличием и золотой медалью: А.И. Гавриленко, Р.Ф. Сидорова, С.М. Турова.
С 1948 г. курсантский батальон комплектовался только суворовцами, в основном своего училища, хотя были и из других. В 1949 г. состоялся первый набор курсантов из числа местных суворовцев.
В суворовско-офицерском училище суворовцы и курсанты тесно общались, младшие тянулись к старшим, усваивали их традиции, впитывали все, что было связано с обучением и воспитанием будущих офицеров. Это впоследствии положительно сказывалось на формировании психологической установки, направленной на овладение глубинами «науки побеждать» и адаптации к новым условиям жизни и службы.
В 1950 г. в связи со 150-летием со дня смерти генералиссимуса А.В. Суворова Совет Министров СССР учредил для поощрения лучшего суворовского военного училища переходящий почетный приз — Красное знамя и бюст А.В. Суворова.
В этот период в подготовке будущих молодых командиров особое внимание уделялось полевой выучке. Преподаватели тактики учили курсантов умению организовывать и вести бой подразделений с сильным, активным и технически оснащенным противником в условиях применения атомного и ракетного оружия. Занятия по тактике, как правило, проводились в поле, из них 40—50% ночью. Часто практиковались двух-трехдневные занятия на большой высоте в районе горы Казбек. К этим занятиям преподаватели тактики готовились особенно тщательно, при этом активно использовался опыт боевых действий советских войск против немецких захватчиков в горах Кавказа в годы Великой Отечественной войны. Иногда к проведению занятий привлекался инструктор по альпинизму училища майор Г.М. Кандинашвили. Ежегодно проводились выходы на одну-две недели в зимний лагерь.
В 1949—1954 г. курсанты первого курса проходили стажировку в войсках. С переходом на трехгодичное обучение курсантам за период учебы стажироваться уже необходимо было дважды: на втором курсе в должности младшего командира, а на третьем курсе в должности командира взвода.
Курсанты вместе со своими командирами и преподавателями участвовали в войсковых учениях и нередко получали высокие оценки от их руководителей. Много внимания уделялось овладению новой боевой техникой. Выпускники в совершенстве знали новые образцы стрелкового оружия, батальонные средства связи, умели водить автомобиль, танк, готовить данные и организовывать стрельбу артиллерийских подразделений, приданных для усиления роте и батальону. Все выпускники получали права водителя автомобиля 3-го класса. С большим уважением будущие офицеры отзывались о преподавателе танкового дела подполковнике Горлове, автомобильного дела подполковнике Бойко.
Прочные теоретические знания и практические навыки получали курсанты по огневой подготовке. Училищное стрельбище по техническому оснащению занимало одно из первых мест в округе. В его создание немало сил вложил преподаватель огневой подготовки подполковник Р.Б. Чентемиров. На инспекторских проверках по стрельбе курсанты получали высокие оценки, а на выпускных экзаменах подавляющее большинство выполняло экзаменационные стрельбы на «хорошо» и «отлично». Этому во многом способствовало и то, что постоянно совершенствовалась учебно-материальная база.
Большую работу проводили командование, партийные и комсомольские организации, офицеры и преподаватели, курсанты и суворовцы по созданию и совершенствованию учебно-материальной базы училища. Заново были оборудованы учебные классы по тактической, огневой, инженерной, автобронетанковой подготовке, класс топографии и связи.
Класс истории КПСС и организации и проведению партийно-политической работы в Советской армии был одним из лучших в округе. Для занятий с суворовцами были оборудованы физические и химические кабинеты. Силами суворовцев под руководством старшего преподавателя биологии майора Е.А. Штокало в училище, за санитарной частью, был создан образцовый учебно-опытный участок, заложены молодой сад, два питомника плодовых и декоративных деревьев и кустарников. Здесь под руководством старшего преподавателя географии подполковника А.С. Будуна была оборудована географическая площадка.
Учебно-опытный участок не только служил прекрасной базой в изучении биологии, географии и химии, но и важной базой по выращиванию посадочного материала для озеленения городка училища, что дало возможность при большой экономии средств и времени превратить территорию училища на площади в 20 га в хороший парк.
Начиная с 1948 г. было выращено и высажено в городе более 5 тысяч декоративных деревьев и 20 тысяч различных кустарников, прекрасно озеленены строевые плацы, водный бассейн, спортивный городок, стрельбище, училищный лагерь. В целом вся эта работа способствовала достижению высоких учебно-воспитательных целей и трудовому воспитанию.
За высокие показатели на опытном участке училище дважды (1954, 1955) было участником ВСХВ, награждалось медалью и свидетельством, 33 суворовца, участники выставки, были награждены бронзовыми медалями, а старший преподаватель майор Е.А. Штокало — серебряной.
На берегу р. Гизель, в живописной горной местности, был построен и оборудован летний лагерь. Здесь жили и занимались курсанты. После окончания учебы перед каникулами на один месяц в лагерь приезжали заниматься военной подготовкой суворовцы.
Хорошо была поставлена работа по организации и проведению стажировки курсантов в войсках округа. Ее целью было закрепление теоретических знаний в ходе практической работы и приобретение твердых навыков в самостоятельном командовании подразделениями: на младшем курсе — отделением, на старшем — взводом.
На время стажировки училище получало от частей план боевой и политической подготовки, по которому курсанты заранее готовились к проведению занятий с солдатами. Вся эта работа увязывалась с положительным опытом предыдущей стажировки.
В ходе ее проведения курсанты вели дневники, в которые записывали содержание проводимой работы, делали пометки о своих удачах и неудачах. Это помогало лучше анализировать свою работу, видеть успехи и недостатки, принимать решительные меры по их устранению. По окончании стажировки каждый курсант представлял командиру батальона отчет о проделанной работе.
На основе письменных отчетов преподавателей и командиров о результатах стажировки, отзывов командиров подразделений и отчетов самих курсантов в училище составлялся обобщенный материал-доклад об итогах стажировки с необходимыми выводами и предложениями по дальнейшему совершенствованию обучения и воспитания будущих офицеров. Итоги стажировки курсантов в войсках изучались всеми офицерами батальона курсантов, учебного отдела, обсуждались на совещании офицеров и преподавателей, партийных и комсомольских собраниях батальона и общих собраниях в ротах.
Вопросы повышения научной и методической квалификации преподавателей, командиров и офицеров-воспитателей суворовских отделений, обучения и воспитания курсантов и суворовцев обсуждались на педагогических советах училища, теоретических конференциях, офицерских совещаниях и партийных собраниях. Большую работу по воспитанию личного состава училища проводили политический отдел, партийные и комсомольские организации подразделений.
Успеваемость курсантов и суворовцев по общественным и общеобразовательным наукам была высокой. Подавляющее большинство их училось на «хорошо» и «отлично». Так, при сдаче государственного выпускного экзамена в 1951 г. по основам марксизма-ленинизма из 109 курсантов оценку «отлично» получили 55 человек, «хорошо» — 48. По общеобразовательной программе из 100 суворовцев ежегодно в среднем от 20 до 25 человек оканчивали училище с золотой и серебряной медалями.
За 10 лет деятельности объединенного училища состоялось девять выпусков суворовцев. За это время окончили суворовские классы и получили аттестаты зрелости сотни суворовцев, из них с золотой медалью — 86, серебряной — 102.