часть1. Прошлое не жаль, стр. 1-9

Виктор Перфилов
                П  Р  О  Ш  Л  О  Е    Н  Е    Ж  А  Л  Ь     

      Ч  А  С  Т  Ь    1

Посвящается   моему  отцу  Перфилову  Дмитрию  Ивановичу , за  всё ,
за  то , за  горба  звон , за  светлый  звонкий  перезвон , за  русскую
походку , за  похвальбы  находку.

Перфилов  Виктор Дмитриевич 
               
г.Железногорск- 2012г.



ГЛАВА № 1 .ДОХОДНОЕ  ДЕТСТВО ,где сёстры , братья
поделили  средства , один  пищит , другой
свистит , а  третий   ужиком  вершит. Весё-
лые  дела  и  лужи  до  утра .

          Сколько  судеб  прошло  на  переломе  того  времени . Человек  вспоминает  об  этом  по
разному , вспоминает  что-то  значащееся  ,волнующее , без  чего  он  не  тот , не  та  персона.
И  для  него  важна  любая  мелочь , сопровождаемая  течением  тех  событий . Ведь  это  его
этапы  времени  жизни . Всё  это  трогательно  и  волнует  других  людей . Они  тоже ощущали, 
чувствовали , переживали , проходили  через  это .Все  люди  земли  российской  переживали
и  переживают  в  настоящее  время  сродные  события , проживают  в сродных коллизиях жи-   
зни .Борются ,карабкаются , мечтают , надеются , добиваются , отступают , падают  и  встают , 
находят  в  себе  силы  после  осуждения  и  порицания  людского  возмездия , кары  и  отчуж-
дения  на  коленях ,но  ползут  к  своей  ими  ведомой  надежде .  И  она  дарит  им  жизнь .
   Нам, выходцам с того времени, не  понять  было  Вас  своим  малым  разумом  Вашу  житейскую
мудрость . Только  сейчас  понятно , через  что  пришлось  пройти  Вам , через  какие  страдания
и  всё  ради  НАШИХ  жизни . Так  имеем  ли  право  осуждать . Нет . Вы  жертвовали собой  ради
Нас-  своих  детей . Вы  приняли  решение  пожертвовать Ваней  ради  своей  дочери , рождённой
инвалидом . Плохие , некудышные  жизненные  обстоятельства  побудили  отца  и   мать  посту-пить  так  с  НИМ  и с остальными и только  сейчас  со  временем  эта  мудрость  открылась  и  мне.
    Пройдя  тяжёлый  жизненный  путь  понял  это . Спасибо  Вам  за  суровые  уроки ,  подареной
нам  истины . Не  осуждаю  Вас , ВЫ  прожили  много  и  Мы  проживём  долго  ,  всегда будем 
вспоминать  Вас  с  трепетом . Это  свято . Да  будет  благословенна  прошлая  Ваша  жизнь  и  па-
мять  о  Вас  и  о  моих  родителей  светла  и  хочет  быть  чистой . Но , я пишу  о  нас , о  Ване и об времени так , как  было  на самом деле, без прикрас вымышленных отступлений как иные. Пишу
 от  себя , от  своего  сердца  про то, как пережили  мы  эти  горемычные  годы  в  полном
-4-
одиночестве  и  отрешении . Как  было  тяжело  нам ,брошенным  на  произвол  судьбы , выжи-
вать , находить  в  обыденных  мелочах, приносящих  радость , наполнять  наши  детские  сердца
сокровенным  смыслом  родственных уз .

1 . 1. Родился  Ваня в мае .Семья  была  многочисленной . Молодая  марийская жен-
щина  из  дремучей  глубинки  России  Марий – эл  встретилась  на  одном  спальном  дворе  со               
старым , но  ещё  крепким  русским  залётным  мужичком. Родом  Дмитрий  оказался  Вятской 
губернии. Большой ,бородатый , под  хмельком  разухабистый  и  всегда  с  прибаутками, весёл-
ый  мужичёк  был  конюхом  местного  племхоза  и  вёл  на  ярморку- смотрины  пару  тягловых
лошадей . Ну  и зашел в местную  харчёвню  почаевать, покушать  водочки  четвертиночку , да
щей  с  курочкой , да  каши  большую  плашу , да  хмельного  пива –самовара , да залёг на печь
с  такого  жару. Поспал  чуток, глядь  рядом  копошится  в  молодом  дыхе  не  старая  ещё  де-
вица.И  надо видеть  та  девица , со  страхом  горлицы  смотрела  на  него .Глазами встретились ,
прижались, делать  нечего , одно  в  уме. Он  с  пылу ,с  жару огромными  ручищами ,огрёб, мла-
дое  тело  завалил , раздел  и  сразу – же  в  себя  влюбил .Она  продумать  не  успела , вся  осча-
стливлена  при  деле ,где  всё  при  ней  и  всё при нём ,не  надо  думать  про  наём. Счастливо 
ночку  пролежали, на  печке  барами  они , а  утром  голова  с  угару, что  делать , люди  ведают,
женись .Так  молодушка – то  с  приданым, шесть тысяч денег  в узелке  при  ней!? Одета, хоро-
ша ,свежа, румяна  и сапоги резиновы  на  ней. Эх ,хороша, шабаш ,так  свадьбу старина  играй ,
ты  женишься  на  ней ?! Куда  деваться  деду , в  те  поры  всё  очень  просто, бабу  взял- женись.   
Хоть  старый  конюх , да  силушка  при  нём , в  округе  слыл  он  стойким  драчуном , ходил  на   
Игрища  в  кулачные  бои , сшибал  он  силищей  чужие  лбы. Вот  и  сейчас  в  пылу  ударном , 
запряг  он лошадей  Ониське  славной . Удар  кнутом  и  вихрь  кругом , жизнь  начинается  с  на-
чала . Ах, Митрий, Митрий   вот  так  хват , жена  моложе  во  сто  крат. Ещё потешимся  немного
и  народилось  деток  пять , палатей  нет , да  есть  кровать . И  вырыли  они  землянку , как  на
войне  у  партизанов .
          Шел  1949 год. Митрий  ушел  из  конюхов , устроился  лесным  объездчиком  в  местечке 
-5-
Юшутъэры ,  керебелякского   леспромхоза . Работа  была  не  пыльная , сугубо  мужская . Охра-
нять  поросль , молодые  посадки  деревьев , делать  им  ограду  и  всячески  оберегать . Соби-
рать  валёжник , метить  больные  и  здоровые  деревья  под  сруб  и  много  несуетливой  нуж-
ной  работы . И всё  это  на  ногах , лесоучасток  большой , двадцать  пять  на  двадцать  пять
километров . Да  и  с  браконьерами  бывали  хлопоты . Огляд , да  огляд , несладко . Зато  хо -
зяин  леса . Вот  и  зажили  в  тиши , да  в  ладу  Митрий  да  Ониська. Деньги – то  были  на  пе- 
рвое   обустройство . Онисия –то  была  мала  росточком , да  хваткая  до  денег . Крепко  дер-
жала  хозяйство  в  своих  маленьких, проворных  руках . Ничего  не  проходило  даром , всё 
шло  вдобро, в  доход . На  первых  парах  обустроили  жильё – времянку , хотели  избу  поста-
вить , да  не  согласилась  с  Митрием ,  видно  думку  имела   с  прицелом  сметливая  мариечка.
Ну  и  поставили  избушку – землянку  с  печкой  каменкой  и  трубой  наружу , да  пол  выложили
жирной  глиной . Сколотил  Митрий   стол, стулья , нары  заместо  кроватей  , всякую  нехитрую да
незатейливую  хозяйскую  нужность, которая  необходима  всякому  домашнему  хозяйству , да и
зажили  не  оглядываясь . Соседей – то  не  было . Родилась  первая  дочь , Раей  назвали . По  хо-
хозяйству  хлопотала  Онисия  с  дочкой  своей  от  первого  её  брака , младшей  восьмилетней
Зоенькой. Старшенькие – то  её  дочери , ещё  Лиза , да другая  Зоя  были  к  тому времени отправ-
лены   по  дальней  родне в Петьялы на  проживание , но  это  другая  история , другая судьба .
Каждый  год  рожала  по  ребёнку  Онисия . За Раей  появилась  на  свет  Галенька, а за ней и наш
Ванечка , за старшим  братом  средний – Аркадий , ну  и  Васёк  последышом .
        Так  и  жили  в  лесу , на  лесоучастке  в  землянке  с  бычьим  пузырём  в  натяг  заместо
стеколышка  в  окошечке, жгли  по  вечерам  лучину , варили  похлёбку , выпекали   хлеб , да
потребляли  мундир – картошку . В хозяйстве  была  своя корова – приданое  матери, лошадь
с  санями, телегой  и  всякий  другой, нужный  скарб. Кур , гусей  и  другую  мелкую  живность
не  держали . В  лесу  оно  не  с  руки, любой  зверь  лесной  позариться ,утащит. Жили  Анисия
и  Дмитрий  складно , да  ладно. Многого  не  хватало, особенно  для  детей , но в  лесу  на  от -
шибе  этого  не примечалось. Мари  в стари  так  и  жили , были  очень  неприхотливы  к  удоб - 
ствам  быта . Обитали  в вкопанных  глубоко  в  землю  избах – землянках, пол  не  стелили,
-6-
на  крышу  ложили  лапник, разлапистые  ветви  пихты, ели. Вместо  стёкол  на  оконце  пользо-
вали  натянутый  бычий  пузырь. Спали  без  перин  и  матрасов, на сене,  сверху  кидали  шкуры
животных. Спали  не  раздеваясь, вповалку,  днями , неделями  не  мылись, не  было  мыло. 
Сторона  марийская  была  дремучая, лесная  да  болотистая  и  являлась  глубокой  окраиной 
великого  просторного  государства. Мари  верили  в  языческую  веру, поклонялись  камням, вы-
резанным  божкам  и всяким природным  явлениям, которое  не  укладывалось  в  понятии  без-
грамотного,  бедного  народа. Была  глухая , лесная  сторона, был  народ  проживающий в убогих 
забытых  богом  и остальным миром поселений. Земля  племени  мари  входила  в  вотчину  царя
Ивана  четвёртого, платила  ему  дань. Беспросветная, тягловая  жизнь-ярмо  чёрным  покрывалом
ползло  веками  в  этом  воистину  забытом  богом тёмном , сыром , древнем  крае. Царь Николай
- 1 первым  образовал  города-крепости: Царевококшайск, Юдино, Арск, Козьмодемьянск , Свияж-   ск,  даровал  вотчину  графу  Шереметьеву , да  воздвиг  сторожевой  острог  на  развилке  Волги  и   
реки  Вятки, назвав  его  Зелен-долом. С освоением  этой  дальней  окраины  с  приходом культуры
соседнего  народа, его  уклада, примеров  ведения  бытового  хозяйствования, искусства  выжива-
ния  традиционно  сложившегося  землепользования; овладения  народом  русскими  ремёслами            
пробудился  лесной  край, увлекаемый  более  цивилизованной  культурой русского государства.   
Народ  приглядываясь  к  сильному  соседу  перенял  приёмы  землепользования, культуру обра-
обращения  с  землёй, стал  сеять  пшеницу  и  рожь, корнеплоды  и  овёс; а  до того  совсем  худо
было, не  понимал  выгоды  от земли, не знал , верой отторгалось  как  и  в  своё  время отторгался
русскими  картофель, перец. А в  миру  всё  просто, одни  берут , что  не  достаёт, другие  отбирают
что  много  не  в  учёт. Сильный  слабого  погоняет, данью  плёткою  вгоняют. Ассимиляция  шла
полным  ходом, где  захват насильственный, где  в  полюбовном  “союзе” поделили дары  и богат-
ства  чужой, а  потому  такой  желанной , дармовой  земельки. Земли  не меряно, нас  гонят  и Мы
слабых  погоним. В войнах  привлекался, обессиленный  народ ; хошь  не хошь, а подчинишься за   
грош . Слабый  сильному  не  помеха. Вот  так  и  жили  в  обок, да  переняли  что  у  кого.
-7-

Обитая  на  своей  земле, понуждаем  был  участвовать  в  ратных потугах  сильного  соседа.
Понуждаем  был  принимать  участие  в  войнах  и  походах, иже  набегах  и  нашествиях,  в  коих
преуспевал  их  сосед  и  защитник  грозный. Вынужденный  воевать  бок  о  бок  сполна,  мало,
что  получал  взамен. Вся  выгода, завоёванная  захватническим  путём,  доставалась  не  ему  ма-
лому  народу; а  сильному , хмылкому, сметливому  да  увёртливому .Так  повелось  с  исстари, с
самих  корней  зарождения  рода  человеческого. Сильный  правит, слабый  травит , получается 
тандем. Но  не  лежала , душа  народная  ходить  и  вершить  суд  мирской  мечом  и  топором, нет
не  лежала, тянулась  к  жизни  размеренной . В  крови  рода- племени  не  было воителей, захват-
чиков  и  тянулась  эта  душа  к  жизни  мирной: к  солнцу, к  свету, к  празднику. Наивная , простая
её  начинка  искрила  чистотой  и  непритязательностью, что  отражалось  в  культуре  этноса.
С  приходом, завоеванием  русскими  земли  марийской  происходила  ломка  устоев  укла-      
да  жизни; другие формы пользования, ведения  хозяйства  стали  глубоко  проникать, расшатывая
уже  устоявшийся  быт  и  образ  самобытного народа. В  основном  переняли  изготовление 
орудий  труда и воинского  снаряжения , научились  сплачиваться , давать  отпор  внешнему врагу.
врагу. А , враг  был  у  них  один , общий - монгол. В эпоху  того  времени  монголы  были  великой    
рушительной  силой  и  по  духу  организации  воинского искусства  далеко  опережали  все  cущес-
твующие  цивилизации. Если  русский народ  осваивал или  захватывал  землю, где обитала другая
народность , не  убивал, не  порабощал , а  принуждал сожительствовать  или  сосуществовать или
или  растворял  ассимилируясь  в  нём. Так  и  жили  бок  о  бок  и  рядом , совместно  эволюциони-
руя , саморазвиваясь , дополняя  друг  друга  веками  выверенной, испытанной   традицией  быть
вместе , отражать  нашествия  своих  уже  общих  врагов. Эта  одна  из  самых  главных  способнос-
тей  народа  мари, которую  перенял  у  сильного  народа – с о б р а т а.
-8-
Поведаю  , вам  уважаемый  мой  читатель , что  и  татары-монголы  и  славяне  как  воин- 
ствующее  всякое  государство  несло  и  сеяло  смерть, насилие, захватывало  богатые  земли, оп- 
устошало  их, грабило, разоряло. И  каждое  государство, в  меру  своей  мощи продолжительное
время  властвовало  в захваченных  землях, пользовало народ, насильно  проводя  политику
натиска  и  прямого  порабощения. Знакомая  картина, не  правда- ли?! Если, Мы  перенесемся  в
эпоху  первобытно - общинного  строя, в  места  зарождения  любого  этноса, к  примеру  в 
одну  из  пещер, одного  рода-племени, то  отметим  одну  характерную  особенность. Сильный   
мужчина  ест  добытое  им  мясо, женщины, старики  и  дети  смотрят  голодными  глазами. Вот,   
оно  начало  цивилизации. Мужчина, воин-добытчик, он  сильный , могучий, от  него  многие  за-
висят, ему  подчинятся  надо  и надо  заискивать .Пищу  добывать  всегда  было трудно  и опасно.   
Не  все  могли  её  добыть, а  сильный , бесстрашный  мог. Он  и  добывал  и  делился,  если  было
чем  делится  с  остальными  соплеменниками. Делился,  если  был  запас  мяса с  другими, если
не  было  запаса  и  был  голодным, в  угнетённом   состоянии  с  сожалением  продумывал,  что
вчера  отдал  запасы  пищи  другим. Пищи мало, добыть  её  трудно, опасно  для  жизни, не  все 
могут  это  сделать, род  размножается,  естественная  физиологическая  потребность  человека 
первобытного  толкало, наводило  на  мысль  принять  какое- то решение. Не  сразу  пришло  нуж-
ное  действие , что  необходимо  поступить  так , не иначе. Много  воды  утекло  под  камень  ле-
жачий , да голод  не  тётка. Всё  приходит  через  опыт  переживаний  и  страданий. Вот и он  наш
воин, защитник, некогда  удачливый  да  ловкий, состарился  и  не может  беспечно  как  раньше
раздаривать  добытое им  мясо, путём  многократных  физических  страданий, многократных пов- 
торов , приходит  к  единственному  увы рациональному  решению, прибрать, средоточить, раз-
пределяя  по  своим  меркам  скудную  пищу. И  соплеменники , живут, ропщя,  не  очень  то  по-
нимая, плодятся  да  размножаются, взаимной  связке  ранних  сострадательных  переживаний.
-9-