Степь в моих воспоминаниях

Зинаида Попова
 С удовольствием вспоминаю воронежские степи. Они не хуже донских.  Мы, мальчишки и девчонки, любили бегать в степь летом. Детворы много было на нашей улице, любопытных мальчишек и девчонок. Наши степи располагались на возвышенности, которую все почему-то  называли Козевкой.  До неё надо было идти километра два, обходя большой колхозный сад. Со сторожами мы не хотели встречаться. Яблоки и груши были  у каждого дома. 
     Я вспоминаю:  мы всегда выбирали погожий летний день. Коли утро прекрасное, тихое, то и денёк будет замечательный. Начинаем собираться. Набираем  много  провизии: огурцов, помидоров, сала, хлеба. А питьё есть там, в овражке  тоненькой струйкой из-под земли бил родничок. И вода в нём вкуснейшая: прозрачная и холодная. Если много пить, то начинают ломить зубы. Итак, нас собралась целая орава ребятни. Мы шли  всей толпой, и тогда казалось, что вся природа улыбалась нам. К обеду солнце становилось раскалённым,  знойным. Старше всех был Шурка Дружков, Толя Лёксин. Ну, а мы – мелкота, в том числе я и два моих брата. Поднимаемся на гору. В самом начале степь, как будто ранена, изрезана двумя глубокими оврагами.
    А дальше раскинулась степь далеко, до самого горизонта. Окидываю её взглядом. Степь прекрасна! Казалось, ей нет конца и края. Она такая широкая и просторная, куда ни глянь,  покрытая  ковылём. А у нас эту шелковистую траву называли - костром. Вдруг налетает лёгкий ветерок, степь моментально преображается. В такие минуты она похожа на море. По траве будто перекатываются волны. И таким чудным ароматом веет от травы. По степи видны россыпи степных цветов. Вот  тоненькие стебельки чебреца  (у нас его называют чобор) сиреневыми кустиками  поселились тут и там. Он уже цветёт и радуется летнему теплу и солнышку. Ох, какой же он издаёт аромат, очень нежный и неповторимый!  С чабрецом  очень вкусный чай! Нас родители специально посылали: «Ребята, наберите чобору больше  для зимы». Здесь же красуются и полевые ромашки с белоснежными лепестками и ярко-жёлтой  серединкой. До чего же они хороши! Ромашки  выделяются на фоне степи, эти вечные спутники влюблённых, гадающих на них: «Любит - не любит». Здесь же пестреет белая кашка. Редко встречаются удивительно нежные васильки, похожие на  голубое  небо. Их сюда, очевидно, ветром занесло с полей. И теперь они – роскошное украшение степи. Здесь же растут и редкие  веточки полыни, издающие резкий, терпкий  запах.
     Ребята разбредаются по степи и оврагам, а я ложусь на тёплую, прогретую жарким солнцем траву и слушаю степные звуки.  Без конца стрекочет множество кузнечиков, в небе заливаются жаворонки, а вдоль дороги перекликаются чибисы. Вот коршун высоко в небе парит, широко распластав огромные  крылья. Воздух наполнен тысячью разных звуков. Приятно лежать и смотреть в бездонное  голубое небо, на котором ни облачка. Мальчишки поймали зелёную ящерицу, зовут меня: «Иди,  смотри, как ящерица умеет спасаться, отдаёт хвост и исчезает. А потом у неё он снова отрастает». Я стараюсь урезонить мальчишек: «Сейчас же отпустите ящериц! Зачем их мучить?» По всей степи нарыты норы. В них живут суслики. Шурка сбегал на ключик и набрал в фуражку воды. «Давайте «выливать» сусликов, хочется посмотреть, какие они». Но суслики - хитрые животные: их врасплох не застать. Они, обычно, делают два хода, чтобы на случай опасности быстро исчезнуть через запасной выход.
    Нас давно привлекали камни в оврагах. Они все красивые.  Разные  по цвету,  форме. И  коричневые, и белые, и красные, и зелёные…. То круглые, то продолговатые, то колючие, то отшлифованные. Кто-то сказал: «Знаете, а в темноте, если их потереть друг о друга, то можно  высекать  искры. Так древние добывали огонь». Мы набрали полные карманы разных камней и отправлялись домой проводить опыт.  Даже про еду мы забывали. (Уплетали  её по дороге).  Мы прощаемся со степью и обещаем прийти ещё в это сказочное место.
    Сейчас невольно вспоминаю восхитительные слова Н.В. Гоголя: «Чёрт возьми, степи, как вы хороши!». И понимаю теперь, прожив сорок  пять лет на Урале, насколько они мне близки и дороги.