Превращение преступления в наказание недорецензия

Екатерина Сергеевна Гусева
Дорога Иваново-Шуя-Москва оказало сомнительное влияние на мою литературную копилку.Несмотря на подсознательное сопротивление, мой мозг поглотил два рассказа Рея Бредбери.

К этому, бесспорно, великому писателю-фантасту жгучей любви я не испытываю. Антиутопия «451 градус по Фаренгейту» является одним из моих любимых произведений. Однако, на этом все. Фантастика – это вообще не мое, если уж на то пошло, но тут… То ли рука дрогнула, то ли на безрыбье и рак оказался рыбой, в общем, резюмирую:
«Превращение» и «Преступление без наказания» вызвали крайне противоречивые эмоции.

«Превращение»

Развитие человека, выход тела и сознания на новый уровень, тема обширная, интересная, можно сказать животрепещущая. Лично меня последние полгода она не только напрямую касается, а, можно сказать, постоянно преследует. В моем окружении беспрестанно появляются индивидуумы, мнящие себя сверхлюдьми. Постоянная прокачка, тренировка тела и ума, физические, умственные, моральные упражнения-извращения… Кто знает, может это и правда приближает к вожделенному перерождению. Вопрос в том, почему в рассказе такая привлекательная идея затронута, но не раскрыта, или раскрыта таким странным образом? Почему произведение такое…никакое? Финал был для меня неожиданным и остался максимально непонятным.
Внешне человек достиг наивысшей формы своего существования и дальше ему стремиться не к чему? Изменяя себя внутренне, лучше оставаться с этими метаморфозами один на один?
Смыслу сего произведения удалось ускользнуть от меня, если я вообще была способна уловить его.

Что же касается формы, могу сказать «начали за здравие, а закончили за упокой». Сочный образ, который нарисовался в моём воображении по прочтению первых строчек, был отвратительно прекрасен (именно так). Пользуясь в качестве основного приема описанием кинестетических ощущений (преимущественно запахов и по большей части неприятных) Бредбери не просто погружает, а грубо окунает своего читателя в произведение, как в чан с ледяной водой. Но этот филигранно исполненный литературный маневр остался без продолжения. Я, как любитель всевозможных балансов и кольцевых композиций, ждала либо напряжения обоняния на протяжении всего рассказа, либо хотя бы стойкого ароматного финала. Но нет.

«Преступление без наказания»

О человеческих чувствах можно говорить бесконечно, расчленяя их на мельчайшие составляющие. Даже самой тонкой грани одного лишь доверия или, скажем, сострадания можно посвятить целый роман. Здесь же в нескольких страницах в огромный кашеобразный ком превратились любовь, страсть и ненависть, верность, предательство,  туда же упала щепотка зависти, со всем этим смешалось отчаяние и легкое безумие. Ну, просто какой-то разящий наповал коктейль из человеческих эмоциональных внутренностей.

Сюжет, высший смысл и все такое прочее, для меня отошло на второй план!
За то я надолго задумалась о другом. А хотела бы я воспользоваться услугами компании «Марионетки инкорпорейтед»? Меня зацепило это не как потенциальная мера снижения уровня насилия в обществе, не как лекарство от реальной социальной болячки, а как возможный путь решения моей личной проблемы. Вот решило бы это её или нет?
Я пришла к выводу, что нет.

В продолжении данной темы: за последнюю неделю Контакт облетела выдержка из написанной в 2010, но такой модной в позапрошлом году сопливейшей книги Эльчина Сафарли «Мне тебя обещали». Фрагмент озаглавили «Любовь не забывается» и отправили блуждать по просторам любимой социальной сети.
Главная мысль его (и моя после длительного раздумья над прочитанным) – есть память, которая нас никогда не отпустит. Прошлое прошло, но оно всегда будет жить в нас. Forever and ever.

Завершу свою недорецензию тем, что посоветую всем таки прочесть вышеупомянутые вещицы. Рэй Бредбери классик, знакомство с которым обязательно для всех и каждого. Если вы еще не приступали, пора! Как мне кажется, начинать знакомство с новыми писателями с малых форм всегда удобнее, так как можно за короткий промежуток времени составить мало-мальски адекватное впечатление о стиле автора и понять, стоит ли вообще браться за крупнокалиберные произведения. Почему бы не взять для начала именно эти два рассказа? Такие разные, такие необычные и, определенно, стоящие внимания.