Перекати-поле 9

Иван Соболев
     Качканар-переломный момент  моей жизни.

        1960 год...Год знаменательный. Получение диплома, женитьба на Наталье Владимировне, переезд на комсомольскую стройку. Почему это произошло в 60-м? Наверно, звезды расположились так!? А если серьезно, то наша любовь зародилась пять лет назад и за эти годы мы имеем уже двоих дочек-Леночку и  Олечку. Естественно, надо было оформить наши отношения документально. Это случилось в ЗАГСе Уралмаша. Свадьбы не было. Не было ни белого платья, ни музыки
из-за безденежья. Были только прекрасные дочки!
      Напомню, в "почтовый ящик" я не попал. Вся моя группа уехала в Сибирь,
а я оказался в Качканаре. Опишу, как. Учась в техникуме, я проходил практику на предприятиях Урала: СУМЗ - Среднеуральский метзавод,  В. Пышма-электрометаллургический комбинат. И, конечно, Н-Тагил- НТМК.
      В Тагиле я прошел  три практики. В техническом отделе комбината я познакомился с проектом роторной  печи, которая была построена там. В отчете говорилось - роторная печь будет плавить руды горы Качканар. Я взял это на заметку. И вот судьба свела меня с Качканаром.
      Детей оставили, конечно, у моих родителей на улице Летчиков. А мы с
Наташей взяли только палатку, ружье и направление в трест Качканаррудстрой.
В то время до Качканара мы добирались через город Нижняя Тура. Первые впечатления были ужасны. Забрались в автобус ПАЗик, до потолка набитом народом. Доехали до
Савиной горки. На дороге сидели двое голых мужчин...Физиономии разбиты. Не разговаривают. Молча, жестами остановили автобус. Пассажиры притихли. Объехать их было нельзя-кругом ямы. Присев на пол, они дали команду:
  - Вперед!
   По ужасной дороге мы, наконец, добрались до горы Долгой. Где-то в районе"горы любви" странные пассажиры вышли и удалились в лес. Про себя я подумал-долго я тут не задержусь...
    Первая наша ночевка была в палатке на улице Качканарской между двух берез.
Ночь прошла спокойно, но утром кто-то двинул меня в спину сапогом через брезент палатки с репликой:
    - Вот первостроители-романтики прикатили! А иы тут уже три года ломим!
     Принимал меня на работу главный инженер Треста Евгений Иванович Козлов.
На моей путевке он сделал запись : работы по специальности нет!
И добавил:
 -И квартиры ты не получишь!
  Пришлось нам с Наташей ретироваться. Прихожу в родной техникум и сдаю путевку.
Но вызывает меня директор-товарищ Сивков, беседует со мной. Он страшно возмущен!
   -Как? Моих выпускников не берут на работу? Иди погуляй денек.-и назначил новую встречу.
   Оказывается, трест Качканаррудстрой дал заявку в Свердловсий совнархоз на
двух техников-электриков с предоставлением работы и квартиры. Без всякого энтузиазма возвращаюсь в Качканар. Пока один.
  Евгений Иванович с досадой направляет меня куда подальше-на завод стройматериалов, который только-только задышал. Один месяц работаю электриком, бегаю по галереям, вкручиваю лампочки. Затем главный механик Рубцов назначает меня начальником цеха КПД-крупнопанельного домостроения. По проекту цех должен выпускать детали тринадцати домов в год. Меня это впечатляет, но цех не достроен
и не укомплектован оборудованием. Внедряюсь в коллектив. Две бригады моряков,
недавно демобилизованных, и моя начальница Нина Ивановна Молчанова, выпускница московского строительного института имени Куйбышева.

   Начинаем с простейших изделий - фундаментных блоков. Изделие примитивно простое. Масштабы работы меня не устраивают. Все оборудование- 2 козловых и один мостовой кран, 17 пропарочных камер, вибростолы. Предупреждаю начальницу, что скоро ухожу в ГОК. Но есть препятствие-после техникума я должен отработать три года. Но в один прекрасный день товарищ Рубцов подписал мне заявление. Чтобы не
потерять стаж, обязан оформиться на новое место за две недели.
      Скоро я был принят в КГОК, в отдел оборудования. Теперь я называюсь инженером по комплектации систем Кип и А, СЦБ и связи. Пока я оформлялся, совершил незвбываемый марш-бросок: Качканар, Ис, Старая Ляля, Кытлым и Конжаковский камень. Я случайно попал в группу из семи человек-передовиков производства. Мой географический горизонт расширился еще на 150 км. А впереди-вся страна! Северный Урал, Казахстан, Дальний Восток, Приморье,
комбинат КМА-руда, Лебединский Гок и т. д. Но это я опишу в хронологическом порядке.

     Мечта сбылась- я работаю на крупном предприятии Урала. Пока оно только строится. Мои начальники-Фатеев Николай Петрович, Верхоланцев Станислав Павлович,
Мелехин Михаил Иванович. Группу обогатителей возглавляет наш будущий директор-
Еремин Николай Яковлевич. Попадаю в совершенно новую для меня обстановку. Работа с проектной документацией, составление заказных спецификаций, отправление по почте справок о наличии финансирования заказа. С большим трудом осваиваю суть вопроса - основы плановой экономики. Мелехин контролирует каждый мой шаг. Я чувствую ответственность, впитываю информацию... и командировки, командировки, командировки... Сегодня лечу на завод изготовитель, через неделю в проектный институт и два раза посетил МЧМ(министерство черной металлургии_- Москва, площадь Ногина. А  как здорово работала (по-моему) эта плановая экономика.

      Сначала заседает Верховный Совет СССР. Докладчик-Госплан СССР. Содокладчик- министр финансов СССР. В 1962 году в СССР было зарегистрировано одновременно десять тысяч народных строек. Это сведения из газеты " Правда". Министр финансов товарищ Зверев  доложил : "На все стройки денег не хватает!" Не хватило  денег и на нашу аглофабрику!
     Запоминающиеся командировки-лечу в Конотоп(Украина). Самолетом из "Кольцово" до Харькова, поездом Харьков-Сумы-Конотоп. За контактным проводом лечу в Ташкент.
     А что творится у меня в доме? Моя жена мечется от безденежья, ищет работу.
На руках у нее двое детей. На семейном совете решаем - дочек оставить в Свердловске, бабушка и дедушка не возражают. А я подаю заявление в Горный  институт для утверждения своего личного статуса. Наталья от меня не отстает и поступает в Свердловсий техникум Совторговли на отделение: товаровед промышленных товаров. И начинается наша "гонка за дипломами", как и других советских граждан.
     Вскоре мне надоело заниматься бумагами, снова захотелось настоящего дела!
И в этот самый момент знакомлюсь с Дмитрием Ивановичем Гикаловым, который зачастил в отдел оборудования. Он приехал из Н-Тагила с твердым намерением создать на КГОКе централизованный цех КИП и А. И я, конечно, поросился к нему на работу.
    Начало было трудным. Гикалов в то время сам работал в релейной службе комбината. Это была личность с большими амбициями. И вот он создает проект нового цеха по схеме НТМКа.
      Для этого при поддержке главного инженера комбината Мясник Семена Леонтьевича предлагается структура цеха и докладывается на техническом совете.
Это было 1 апреля 1961 года.Обогатители были против централизованного цеха, но главный инженер поддержал Гикалова.Зарождается новый цех скромно. В бытовке подстанции №3-110\6 квт. Первыми в цех были приняты Валерий Васильевич Суходолов и Борис Васильевич Лопатин. Это были первые техники-релейщики службы. Четвертым приняли меня. На первых порах занимались проверкой счетчиков, наладкой защит, испытанием высоковольтных кабелей , производили замер переходного сопротивления заземлений,ездили по подстанциям. Приближалось время пуска комбината. Из отдела
оборудования уходят на производство многие специалисты. Инженер Васильев -в корпус крупного дробления главным механиком, Н. Я. Еремин становится главным инженером корпуса обогащения, а я прошусь на участок КИП ТЭЦ. Работаю до пуска котла №3 и турбины №1 на ТЭЦ.
       Но опять, как перекати-поле понесло меня по просторам СССР. Побудительной причиной была передача ТЭЦ в систему Свердловэнерго и быт-зарплата невелика, дети с дедушкой и бабушкой, а Наталья Владимировна после получения диплома имеет вызов из города Старый Оскол на Лебединский ГОК. К тому времени Мясник С. Л. был уже главным инженером ЛГОКа. И , как перелетные птицы, люди полетели на новый комбинат. И Н. В. в том числе. Я остаюсь один, повторив известную пословицу-" баба с возу-кобыле легче". Хотя любовь еще не кончилась...
    Оказывается, гонка по городам и весям только-только начинается! Не желая быть в одиночестве, нахожу новый женский идеал в лице Эмилии Александровны Казанцевой.
Познакомился я с ней в рейсовом автобусе Н-Тура - Качканар. В автобусе было прохладно и морозный ареол подчеркивал привлекательность ее молодого лица.
      В 1965 году моя жена неожиданно приезжает в Качканар и приказывает моему начальнику начальнику уволить меня с работы для сохранения семьи. Меня уволили, я сдал квартиру, и мы отправились в путь. Но дорогой успели поссориться. Она улетает с детьми в Старый Оскол, а я поступаю в наладочную организацию
Уралэнергоремонт. г. Свердловск, Малышева, 60. и начинаются мои новые командировки - Курган, Соликамск, Боровск, Магнитогорск. Оклад 140 рублей и командировочные. Работа везде интересная, захватывающая. На каждом объекте новые схемы, новые задачи...Я занимаюсь автоматизацией тепловых процессов.
      Но моя спокойная жизнь заканчивается с новым приездом Н. В. в Свердловск.
Я снова увольняюсь и мы уезжаем в город Губкин. Она там получает комнату в общежитии. Я снова в отделе оборудования, она работает товароведом в отделе снабжения. Семья в сборе. С начальством сложились прекрасные отношения. Внешне все замечательно. Наташа внедрилась в коллектив, становится подругой жены начальника отдела кадров Лебединского ГОКа. И у меня масса друзей и знакомых.
Мой новый начальник Вадим Георгиевич Молоствов. У нас дружеские отнощения.
Подходит время сдачи нового дома в городе Старый Оскол. И мы с Н. В. получаем
3-комн. квартиру. Жизнь устроена!